Музыка, 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 1 класса начального общего
образования составлена на основе «Требований к результатам освоения
основной образовательной программы», представленных в Федеральном
государственном
образования,

с

образовательном
учѐтом

стандарте

распределѐнных

по

начального
модулям

общего

проверяемых

требований к результатам освоения основной образовательной программы
начального общего образования, а также на основе характеристики
планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и
социализации обучающихся, представленной в Примерной программе
воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа
разработана с учѐтом актуальных целей и задач обучения и воспитания,
развития

обучающихся

и

условий,

необходимых

для

достижения

личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении
предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка

является

неотъемлемой

частью

культурного

наследия,

универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для
становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт
самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования
необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности,
сформировать представления о многообразии проявлений музыкального
искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в
содержании образования должны быть представлены различные пласты
музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в
том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры
(джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой

освоения музыкального искусства является практическое музицирование —
пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы
музыкального движения. В ходе активной музыкальной деятельности
происходит

постепенное

освоение

элементов

музыкального

языка,

понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития
музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым
количеством

явлений,

фактов

музыкальной

культуры

(знание

музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей,
специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания
обучения не является главным. Значительно более важным является
формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех
особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе,
другим

людям,

которые

несѐт

в

себе

музыка

как

«искусство

интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим
героем

произведения (В.

В.

Медушевский)

является

уникальным

психологическим механизмом для формирования
мировоззрения ребѐнка опосредованным недирективным путѐм. Поэтому
ключевым

моментом

при

составлении

программы

является

отбор

репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность,
высокий

художественный

уровень,

соответствие

системе

базовых

национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания
является развитие эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт
чувственного

восприятия

и

формируется

эмоциональная

художественного
осознанность,

исполнения

рефлексивная

музыки
установка

личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников
принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как

широкий спектр конкретных приѐмов и методов, внутренне присущих
самому

искусству

театрализованных

—

от

традиционных

представлений

направленным

на

к

освоение

фольклорных

игр

и

звуковым

импровизациям,

жанровых

особенностей,

элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших
школьников. Признание самоценности творческого развития человека,
уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через
творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к
внутреннему

миру

другого

человека

через

опыт

сотворчества

и

сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется
по следующим направлениям:
1) становление

системы

ценностей

обучающихся

в

единстве

эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание

значения музыкального искусства как универсального языка общения,
художественного отражения многообразия жизни;
3) формирование творческих способностей ребѐнка, развитие внутренней

мотивации к музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:

1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в

жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация

взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные
формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов.

Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный
внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие

эмоционального

интеллекта

в

единстве

с

другими

познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями.
Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах

практического музицирования. Введение ребѐнка в искусство через
разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г)

Музыкальное

движение

(пластическое

интонирование,

танец,

двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие
проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и

жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы
музыкального языка.
7. Воспитание

уважения

к

цивилизационному

наследию

России;

присвоение интонационно- образного строя отечественной музыкальной
культуры.
8. Расширение

кругозора, воспитание любознательности, интереса к

музыкальной культуре других стран, культур, времѐн и народов.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования учебный предмет «Музыка»
входит в предметную область «Искусство», является обязательным для
изучения и преподаѐтся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно.
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной

программой

дошкольного

и

основного

общего

образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области
«Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную
деятельность обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах,
концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на
межпредметных

связях

с

такими

дисциплинами

образовательной

программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики»,
«Иностранный язык» и др.
На изучение предмета «Музыка» в 1 классе по учебному плану отводится
1 час в неделю, с учѐтом календаря в 2022-2023 учебном году будет
проведено 33 урока. Программный материал будет реализован в полном
объѐме. Срок реализации программы 1 год.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль "КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА"
Композитор — исполнитель — слушатель
Кого называют композитором, исполнителем? Нужно ли учиться слушать
музыку? Что значит «уметь слушать музыку»? Концерт, концертный зал.
Правила поведения в концертном зале.
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и
др. Понятие жанра. Песня, танец, марш.
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижѐр, партитура,
репетиция. Жанр концерта — музыкальное соревнование солиста с
оркестром.
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Весь мир звучит
Звуки музыкальные и шумовые. Свойства звука: высота, громкость,
длительность, тембр.
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы.
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4.
Интонация
Выразительные и изобразительные интонации.
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт,
тактовая черта.

Ритмический рисунок
Длительности половинная, целая, шестнадцатые. Паузы. Ритмические
рисунки. Ритмическая партитура.
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.).
Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Главный музыкальный символ
Гимн России — главный музыкальный символ нашей страны. Традиции
исполнения Гимна России. Другие гимны.
Какой же праздник без музыки?
Музыка, создающая настроение праздника. Музыка в цирке, на уличном
шествии, спортивном празднике.
Танцы, игры и веселье
Музыка — игра звуками. Танец — искусство и радость движения.
Примеры популярных танцев.
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные
инструменты.
Русский фольклор
Русские народные песни (трудовые, солдатские, хороводные и др.).
Детский фольклор (игровые, заклички, потешки, считалки, прибаутки).
Русские народные музыкальные инструменты
Народные музыкальные инструменты (балалайка, рожок, свирель, гусли,
гармонь, ложки). Инструментальные наигрыши. Плясовые мелодии.
Жанры музыкального фольклора
Фольклорные жанры, общие для всех народов: лирические, трудовые,

колыбельные

песни,

танцы

и пляски.

Традиционные

музыкальные

инструменты.
Народные праздники
Обряды, игры, хороводы, праздничная символика — на примере одного
или нескольких народных праздников.
Первые артисты, народный театр
Скоморохи. Ярмарочный балаган. Вертеп.
Модуль "МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА"
Музыка наших соседей
Фольклор и музыкальные традиции Белоруссии, Украины, Прибалтики
(песни, танцы, обычаи, музыкальные инструменты).
Модуль "ДУХОВНАЯ МУЗЫКА"
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трѐх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для
начального общего образования достигаются во взаимодействии учебной и
воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
 осознание российской гражданской идентичности;
 знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение
музыкальных

символов

и

традиций

республик

Российской

Федерации;
 проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего
края, музыкальной культуры народов России;
 уважение к достижениям отечественных мастеров культуры;
 стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города,
республики.
Духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление

сопереживания,

уважения

и

доброжелательности;

готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности.
Эстетического воспитания:

 восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным
традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть
прекрасное

в

жизни,

наслаждаться

красотой;

стремление

к

самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
 первоначальные

представления

о

единстве

и

особенностях

художественной и научной картины мира;
 познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
Физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к
физиологическим

системам

организма,

задействованным

в

музыкально- исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция,
музыкальный слух, голос);
 профилактика

умственного

и

физического

утомления

с

использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные

результаты

освоения

основной

образовательной

программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:

1. Овладение универсальными познавательными действиями.

Базовые логические действия:
 сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения,
жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы
музыкального звучания по определѐнному признаку;
 определять

существенный

признак

для

классификации,

классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты,
элементы
составы

музыкального
и

др.);находить

языка,

произведения,

закономерности

и

исполнительские
противоречия

в

рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и
наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
 выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической
для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного
алгоритма;
 устанавливать

причинно-следственные

связи

в

ситуациях

музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
 на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между
реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том
числе в отношении собственных музыкально- исполнительских
навыков;
 с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и
слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей
музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
 сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской
задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных
критериев);
 проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по

установлению особенностей предмета изучения и связей между
музыкальными объектами и явлениями (часть — целое, причина —
следствие);
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (в том числе в форме
двигательного

моделирования,

звукового

эксперимента,

классификации, сравнения, исследования);
 прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции
культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
 согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;
 выбирать источник получения информации;
 распознавать

достоверную

и

недостоверную

информацию

самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ
проверки;
 соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных
представителей) обучающихся) правила информационной безопасности
при поиске информации в сети Интернет;
 анализировать

текстовую,

видео-,

графическую,

звуковую,

информацию в соответствии с учебной задачей;
 анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по
предложенному учителем алгоритму;
 самостоятельно

создавать

схемы,

таблицы

для

представления

информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями

Невербальная коммуникация:
 воспринимать музыку как специфическую форму общения людей,
стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального

высказывания;
 выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в
коллективе);
 передавать

в

собственном

исполнении

музыки

художественное

содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к
исполняемому произведению;
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по
предмету «Музыка»:


с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных
музыкальных инструментах, осознанно пользоваться интонационной
выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и
значение интонации в повседневном общении.

Вербальная коммуникация:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии;
 признавать

возможность

существования

разных

точек

зрения;

корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование); готовить небольшие публичные выступления;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
 стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в
ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
 переключаться между различными формами коллективной, групповой
и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные
с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации

на

основе

предложенного

формата

планирования,

распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в
общий результат; выполнять совместные проектные, творческие
задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:


планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата; выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:


устанавливать

причины

успеха/неудач

учебной

деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя
позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой,
самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного
равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у
обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к
музыкальной

деятельности,

потребности

в

регулярном

общении

с

музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как:
 умеют слушать серьѐзную музыку, знают правила поведения в театре,
концертном

зале;

сознательно

стремятся

к

развитию

своих

музыкальных способностей;
 осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства,
могут

назвать

музыкальные

произведения,

композиторов,

исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор;
 имеют

опыт

восприятия,

исполнения

музыки

разных

жанров,

творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
 с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной
культуры; стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
 Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:


исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики,
школы, исполнять песни, посвящѐнные Великой Отечественной
войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие
разнообразные эмоции, чувства и настроения;



воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия
жизни,

различать

обобщѐнные жанровые

сферы:

напевность

(лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением),
декламационность, эпос (связь со словом);


осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания,
замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к
развитию и удовлетворению эстетических потребностей.

Модуль «Народная музыка России»:
 определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных
произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке

различных регионов России;
 определять на слух и называть знакомые народные музыкальные
инструменты; группировать народные музыкальные инструменты по
принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
 определять

принадлежность

музыкальных

произведений

и

их

фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
 различать манеру пения, инструментального исполнения, типы
солистов и коллективов — народных и академических;
 создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при
исполнении народной песни; исполнять народные произведения
различных
участвовать

жанров
в

с

сопровождением

коллективной

и

без

сопровождения;

игре/импровизации

(вокальной,

инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных
жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
 классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие,
тихие, громкие, низкие, высокие;
 различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр,
динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить
значение соответствующих терминов;
 различать изобразительные и выразительные интонации, находить
признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
 различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
 понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух
простые музыкальные формы — двухчастную, трѐхчастную и
трѐхчастную репризную, рондо, вариации;
 ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;
 исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять
песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Классическая музыка»:
 различать на слух произведения классической музыки, называть автора
и произведение, исполнительский состав;
 различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец,
марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни,
танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
 различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные
и

симфонические,

вокальные и

инструментальные),

знать

их

разновидности, приводить примеры;
 исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения
композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с еѐ
настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные
музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от
музыкального восприятия;
 характеризовать

выразительные

средства,

использованные

композитором для создания музыкального образа;
 соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи,
литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса
выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
 определять характер, настроение музыкальных произведений духовной
музыки, характеризовать еѐ жизненное предназначение;
 исполнять доступные образцы духовной музыки;
 уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания
духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других
конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
 различать

на

композиторской

слух

и

музыки

исполнять
других

произведения
стран;

народной

определять

на

и

слух

принадлежность народных музыкальных инструментов к группам
духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
 различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных
народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа
изученных культурно-национальных традиций и жанров);
 различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные,
танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наимено

Количество часов

Дата

Виды

Виды,

Электронны

п/

вание

всег контрол

практиче для

изучен

деятельности

формы

е (цифровые)

п

разделов

о

ьные

ские

музициров ия

контрол

образователь

работы

работы

ания

я

ные ресурсы

Устный

Российска

вский

поле 08.09.22- Просмотр
15.09.22 видеозаписи
"Первокласс берѐза

опрос;

я

исполните

"Щелкунч

ники"

ль

и

тем

Репертуар
для пения

слушания

для

программ
ы
Модуль 1. Классическая музыка
1.1. Композит
ор

—
—

слушатель

2

0

1

П.И.Чайко

И.Крутой

"Во

стояла"

концерта.

практическ Электронн

ик"

русская

Слушание

ая работа;

М.И.Глинк

народная

музыки,

а

песня

рассматривание

"Жавороно

иллюстраций.

к" "Кошка

Диалог

беспородн

учителем по теме

ая"

занятия.

с
«Я

—

исполнитель».
Игра — имитация
исполнительских
движений.

Игра

ая Школа

«Я

—

композитор»
(сочинение
небольших
попевок,
мелодических
фраз).;
1.2. Композито
ры
детям

—

1

0

0

И.Крутой

Устны

Российска

фьев

"Первокласс берѐза

исполнение

й

я

"Пятнашки

ники"

стояла"

мелодий

опрос;

Электронн

русская

инструментальны

фортепианн

народная

х

ого

песня

словами.

"

из
цикла

"Во

поле 21.09.22 Вокализация,

С.С.Проко

пьес

"Детская

Разучивание,

музыка"

исполнение

С.С.Проко

песен.;

фьев
"Марш" из
оперы
"Любовь к
трѐм
апельсинам
"

со

ая Школа

1.3. Оркестр

2

0

1

"Метелиц

поле 28.09.22- Слушание
06.10.22 музыки
"Первокласс берѐза

а"

ники"

"Калинка"

И.Крутой

"Во

"Во

Устный
в опрос;

Российска
я

стояла"

исполнении

практическ Электронн

поле

русская

оркестра.

ая работа;

берѐза

народная

Просмотр

стояла"

песня

видеозаписи.

"Во саду

Диалог

ли

учителем о роли

в

с

дирижѐра.;

огороде"
"Жили

ая Школа

у

бабуси"
Итого по модулю 5
Модуль 2. Музыкальная грамота
2.1. Весь
звучит

мир 1

0

1

"Во

поле 13.10.22 Знакомство

Е.Крылатов

И.Крутой

"Колыбельн

"Первокласс берѐза

звуками

ая

ники"

стояла"

музыкальными

медведицы"

русская

шумовыми.

В.А.Моцарт

народная

Различение,

"Турецкий

песня

определение

марш"

слух

Русские

различного

народные

качества.;

песни:
солдатские,

со Практичес

Российска

кая работа; я
и

Электронн
ая Школа

на
звуков

обрядовые,
колыбельны
е

2.2. Звукоряд

1

0

0

при 20.10.22 Знакомство

М.С.Толмач

Г.Стру

"Ой,

ѐва

ве

лужку, при

элементами

"Песенка

"Песен

лужке"

нотной

про

ка

русская

Различение

звукоряд"

гамме"

народная

нотной

песня

определение

о

В.Герчик

с Устны
й
записи. опрос;
по

Российска
я
Электронн
ая Школа

записи,
на

"Нотный

слух звукоряда в

хоровод"

отличие от других
последовательност
ей звуков.;

2.3. Размер

1

0

0

"Как

под Г.Стру

"Ой,

при 27.10.22 Знакомство

горкой

под ве

лужку, при

элементами

с Устны
й

горой"

"Песен

лужке"

нотной

"Аннушка"

ка

русская

Различение

чешская

гамме"

народная

нотной

песня

определение

народная
песня
Музыка
мюзикла

о

записи. опрос;
по
записи,
на

слух звукоряда в
из

отличие от других
последовательност

Российска
я
Электронн
ая Школа

Р.Роджерса

ей звуков.;

"Звуки
музыки"
(физминутка
"Звукоряд")
И.Штраус
"Вальс"
П.И.Чайковс
кий

"Марш

деревянных
солдатиков"
А.С.Грибоед
ов "Вальс"
Итого по модулю 3
Модуль 3. Музыка в жизни человека
3.1. Главный

песня

песня "Моя "Ой,

музыкал

"Широка

Россия"

ьный

страна

символ

1

0

0

при 10.11.22 Разучивание,

Устны

Российска

лужку, при

исполнение Гимна й

я

лужке"

Российской

Электронн

родная"

русская

Федерации.

И.Дунаевски

народная

Знакомство

й "Песня о

песня

историей

моя Г.Струве

Родине"

создания,

А.Александр

правилами

ов

исполнения;

"Гимн

опрос;

ая Школа
с

России"
М.И.Глинка
"Патриотиче
ская песня"

Итого по модулю 1
Модуль 4. Народная музыка России
4.1. Русский
фольклор

1

0

0

"Приходите в "Баба-

"Ой,

гости к нам" - Яга",

лужку, при

коллективной

й

я

песня из к/ф песенка-

лужке"

традиционной

опрос;

Электронн

"Там,

русская

музыкальной

народная

игре.;

на дразнилка

неведомых

,

дорожках"

М.Иордан

В.Дашкевич

ского

"Кикимора.
Народные
сказания"
А.К.Лядов
"Песня
кикиморы"
Ольга
"Песенка
про
Лешего"

Ш.

обр.

песня

при 17.11.22 Участие

в Устны

Российска

ая Школа

Н.Масленни
кова "Песня
Водяного"
из

м/ф

"Летучий
корабль"
М.Дунаевск
ий

"Баба-

Яга" группа
"Ариэль"
"Баба-Яга"
П.И.Чайко
вский
4.2. Русские

3

1

2

"На

горе-то песня "Моя "Ой,

при 24.11.22- Знакомство

народные

калина"

Россия"

лужку, при 01.12.23- внешним

музыкальны

русская

Г.Струве

лужке"

е

народная

русская

исполнения

инструмент

песня

народная

звучания

ы

"Ах,

песня

народных

вы

с Практичес

видом, кая работа; я

08.12.23 особенностями

русская
народная
мелодия
"Во

саду

ли,

в

контрольна Электронн
и я работа;

русских

инструментов.;

сени"

Российска

ая Школа

огороде"
русская
народная
песня
"Светит
месяц"
русская
народная
песня
4.3. Народ

"Ой, сад во

песня "Моя "Ой,

ные

дворе"

Россия"

праздн

русская

ики

3

0

0

Устны

Российска

лужку, при 22.12.22- праздничны

й

я

Г.Струве

лужке"

опрос;

Электронн

народная

"Ой,

русская

обычаями,

песня

блины,

народная

обрядами,

"Земелюшк

блины,

песня

бытовавшим

а чернозѐм"

блины"

и

хороводная

русская

сохранивши

песня

народная

мися сегодня

песня

у различных

"Ой,

честная

при 15.12.22- Знакомство с
29.12.23 ми

ранее

ая Школа

и

Масленица,

народностей

ой!"

Российской

"Прощай,

Федерации.;

Масленица"
из

оперы

Н.А.Римско

гоКорсакова
"Снегурочк
а"
П.И.Чайков
ский
"Масленица
.
Февраль" из
цикла
"Времена
года"
4.4. Первые

Балет

песня "Моя "Ой,

артисты,

"Петрушка"

Россия"

блины,

справочных

народный

Стравински

Г.Струве

блины,

текстов по теме. опрос;

Электронн

театр

й

блины"

Диалог

с

ая Школа

русская

учителем.;

с Устны

Российска

1

0

0

12.01.23 Чтение

учебных, Устны
й

Российска
я

народная
песня
Итого по модулю 8
Модуль 5. Музыкальная грамота
5.1. Звукоряд

1

0

0

М.С.Толмач

Г.Стру

"Ой,

19.01.23 Знакомство

ѐва

ве

блины,

элементами

"Песенка

"Песен

блины,

нотной

й
записи. опрос;

я
Электронн

про

ка

о

блины"

Различение

по

звукоряд"

гамме"

русская

нотной

В.Герчик

"33

народная

определение

"Нотный

родных

песня

слух звукоряда в

хоровод"

сестри

отличие от других

цы"

последовательност

ая Школа

записи,
на

ей звуков.;
5.2. Интонация

1

0

0

"Адажио"

Г.Стру

"Ой,

Д.Штейбе

ве

блины,

льт

"Песен

"Первая

ка

Устны

Российска

фрагментов

й

я

блины,

музыкальн

опрос;

Электронн

о

блины"

ых

утрата"

гамме"

русская

произведен

Р.Шуман

"33

народная

ий,

Песня-

родных

песня

включающ

игра

"На

лугу"

26.01.23 Слушание

сестри

их примеры

цы"

изобразите

"33

льных

родных

интонаций;

сестри
цы"

ая Школа

5.3. Ритм

1

0

1

Г.Свиридов

Г.Стру

"Ой,

"Время,

ве

блины,

«Ритмическое

вперѐд!"

"Песен

блины,

эхо»,

Электронн

П.И.Чайковс

ка

о

блины"

прохлопывание

ая Школа

"Марш гамме"

русская

ритма

кий

02.02.23 Игра

Практичес

кая работа; я

по

деревянных

"33

народная

ритмическим

солдатиков"

родных

песня

карточкам,

С.С.Прокофь сестри

проговаривание

ев "Полночь" цы"

с

из

использованием

балета

Российска

"Золушка"

ритмослогов.

Т.Левина

Разучивание,

"Тик-так"

исполнение

на

ударных
инструментах
ритмической
партитуры.;
Итого по модулю 3
Модуль 6. Народная музыка России
6.1. Край,

в

Ю.Чичков

песня "Моя "Ой,

котором

"Здравству

Россия"

блины,

ты

й,

Г.Струве

живѐшь

1

0

0

Устны

Российска

исполнение

й

я

блины,

образцов

опрос;

Электронн

моя"

блины"

традиционного

Д.Б.Кабале

русская

фольклора

Родина

09.02.23 Разучивание,

своей

ая Школа

вский "Наш

народная

местности, песен,

край"

песня

посвящѐнных

Г.Струве

своей

малой

"Моя

родине,

песен

Россия"

композиторов-

Г.Струве

земляков.;

"Что

мы

Родиной
зовѐм"
6.2. Жанры

3

1

0

Кант

"О,

песня "Моя "Светит

02.03.23- Различение

на

музыкаль

дивный

Россия"

месяц,

09.03.23- слух

ного

остров

Г.Струве

светит

16.03.23 контрастных

фольклор

Валаам"

"33 родных ясный"

характеру

а

Колядка

сестрицы"

русская

фольклорных

Хороводна

народная

жанров:

я

песня

колыбельная,

по

Солдатская

трудовая,

Бурлацкая

лирическая,

Колыбельн

плясовая.

ая

Определение,

Частушки

характеристика
типичных
элементов
музыкального
языка

(темп,

Устный

Российска

опрос;

я

контрольн

Электронн

ая работа;

ая Школа

ритм,

мелодия,

динамика и др.),
состава
исполнителей.;
Итого по модулю 4
Модуль 7. Музыка в жизни человека
7.1. Какой

Музыкальн

песня "Моя "Светит

30.03.23- Диалог с учителем Устны

же

ые

Россия"

месяц,

06.04.23

праздни

миниатюры

Г.Струве

светит

к

:

без

музыки?

2

0

0

"Выход

волка,

"33 родных ясный"
сестрицы"

русская

лисы,

народная

медведя,

песня

зайца."
П.И.Чайков
ский
"Марш" из
балета
"Щелкунчи
к"

Российска

о значении музыки й

я

на празднике;

Электронн

опрос;

ая Школа

7.2. Танцы,
игры

1

0

и

веселье

0

"Песенка-

И.Крутой

зарядка" В.

"Первокласс месяц,

ситуация:

Богатырѐв

ники"

люди танцуют?;

ясный"

-

русская

ритмическая

народная

игра

песня

"Кто
в

лесу" Танец
"Пяточка
носочек",
"Ты потопай
вместе

с

нами топ и
топ"
Музыкально
ритмическая
игра
"Погремушк
и"

Модуль 8. Музыкальная грамота

светит

Музыкально

живѐт

Итого по модулю 3

"Светит

13.04.23 Проблемная

Устны
зачем й
опрос;

Российска
я
Электронн
ая Школа

8.1. Ритмиче

Д.Д.Шоста

"Плутончи

"Светит

ский

кович

ки"

месяц,

импровизация

рисунок

"Марш"

исполните

светит

помощью

Песни-

ль:

ясный"

звучащих

жестов

попевки:

Мишель

русская

(хлопки,

шлепки,

"Андрей-

народная

притопы)

воробей",

песня

ударных

1

0

1

гр.

20.04.23 Исполнение,

Практичес

и/или

инструментов

ворона",

простых ритмов.;

круторожень
ки"
Дидактическ
ая
ритмическая
игра
"Музыкальн
ые
матрѐшки"
Электронная
музыкальнодидактическ
ая

игра

"Ромашковы

с кая работа; я
Электронн

"Сорока"Барашеньки

Российска

ая Школа

е ритмы"

8.2. Музыкал

опера-

"Плутончи

"Светит

ьный

сказка

ки"

месяц,

музыкального

язык

М.Красева

исполните

светит

словаря;

"Муха-

ль:

ясный"

Цокотуха"

Мишель

1

0

Итого по модулю 2
Модуль 9. Музыка народов мира

1

гр.

русская

"Капельки"

народная

В.Павленко

песня

27.04.23 Составление

Практичес

Российска

кая работа; я
Электронн
ая Школа

9.

Музыка

Польские

"Плутончи

"Во

1.

наших

народные

ки"

берѐза

особенностями

й

я

соседей

танцы:

исполните

стояла"

музыкального

опрос;

Электронн

мазурка,

ль:

русская

фольклора народов

краковяк,

Мишель

народная

других

куявяк,

песня "Ой,

Определение

оберек,

при лужку,

характерных черт,

полонез.

при

типичных

Польские

лужке"

элементов

народные

русская

музыкального

песни

народная

языка (ритм, лад,

"Висла",

песня "Ой,

интонации).;

"Жаворонок"

блины,

.

блины,

Ф.Шопен

блины"

"Полонез"

русская

си бемоль

народная

мажор

песня

1

0

0

и

гр.

поле 04.05.23 Знакомство

"Мазурка"

"Светит

ля минор.

месяц,
светит
ясный"
русская
народная
песня

с Устны

стран.

Российска

ая Школа

Итого по модулю 1
Модуль 10. Музыкальная грамота
10. Музыкал
1.

1

0

1

Опера
и

"Плутончи

"Во

поле 11.05.23 Составление

ки"

берѐза

музыкального
словаря;

ьный

"Волк

язык

семеро

исполните

стояла"

козлят"

ль:

русская

Коваль

Мишель

гр.

народная
песня "Ой,
при лужку,
при
лужке"
русская
народная
песня "Ой,
блины,
блины,
блины"
русская
народная
песня
"Светит
месяц,
светит
ясный"

Практичес

Российска

кая работа; я
Электронн
ая Школа

русская
народная
песня
Итого по модулю 1
Модуль 11. Духовная музыка
11. Инструмент 1
1.

альная
музыка
церкви

в

0

1

П.И.Чайковс

"Прадеду

"Во

кий

шка"

берѐза

иллюстраций,

"Утренняя

А.Ермоло

стояла"

изображений

Электронн

русская

органа.

ая Школа

"Детского

народная

Проблемная

альбома"

песня "Ой,

ситуация

П.И.Чайковс

при лужку,

выдвижение

кий

при

гипотез

церкви"

лужке"

принципах

Перезвоны

русская

работы

народная

музыкального

песня "Ой,

инструмента.;

молитва"

из в

"В

поле 18.05.23 Рассматривание

блины,
блины,
блины"
русская
народная
песня

Практичес

Российска

кая работа; я

—
о
этого

"Светит
месяц,
светит
ясный"
русская
народная
песня

Итого по модулю 1
Модуль 12. Классическая музыка
12. Композито
1.

ры
детям

—

1

1

0

П.И.Чайков

"Прадеду

"Во

поле 25.05.23 Музыкальная

ский

шка"

берѐза

"Детский

А.Ермоло

стояла"

Электронн

альбом"

в

русская

ая Школа

народная
песня "Ой,
при лужку,
при
лужке"
русская
народная
песня "Ой,
блины,
блины,

викторина.;

Контрольн Российска
ая работа;

я

блины"
русская
народная
песня
"Светит
месяц,
светит
ясный"
русская
народная
песня
Итого по модулю 1
ОБЩЕЕ

33

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

ПО

3

10

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема урока

Количество часов
всего

п

Контрольн Практическ
ые работы

ие работы

0

1

Дата

Виды,

изучения

формы
контроля

/
п
1.

Композитор-

1

08.09.2022

исполнитель- слушатель

Устный опрос;
практическая
работа;

2.

Композитор-

1

0

1

15.09.2022

исполнитель-слушатель
3.

Композиторы- детям

Устный
опрос;

1

0

1

21.09.2022

Устный
опрос;

4.

Оркестр

1

0

1

28.09.2022

Устный опрос;
практическая
работа;

5.

Оркестр

1

0

1

06.10.2022

Устный
опрос;

6.

Весь мир звучит

1

0

1

13.10.2022

Практическая
работа;

7.

Звукоряд

1

0

1

20.10.2022

Устный
опрос;

8.

Размер

1

0

1

27.10.2022

Устный
опрос;

9.

Главный

музыкальный 1

0

1

10.11.2022

символ
10.

Устный
опрос;

Русский фольклор

1

0

1

17.11.2022

Устный
опрос;

11.

Русские
музыкальные
инструменты

народные 1

0

1

24.11.2022

Практическая
работа;

12.

Русские

народные 1

0

1

01.12.2022

музыкальные

Практическая
работа;

инструменты
13.

Русские

народные 1

0

1

08.12.2022

музыкальные

Контрольная
работа;

инструменты
14.

Народные праздники

1

0

1

15.12.2022

Устный
опрос;

15.

Народные праздники

1

0

1

22.12.2022

Устный
опрос;

16.

Народные праздники

1

0

1

29.12.2022

Устный
опрос;

17.

Первые

артисты, 1

0

1

12.01.2023

народный театр
18.

Звукоряд

Устный
опрос;

1

0

1

19.01.2023

Устный
опрос;

19.

Интонация

1

0

1

26.01.2023

Устный
опрос;

20.

Ритм

1

0

1

02.02.2023

Практическая
работа;

21.

Край,

в

котором

ты 1

0

1

09.02.2023

живешь
22.

Жанры

опрос;
музыкального 1

0

1

02.03.2023

фольклора
23.

Жанры

Жанры

музыкального 1

0

1

09.03.2023

26.

27.

Устный
опрос;

музыкального 1

0

1

16.03.2023

фольклора
25.

Устный
опрос;

фольклора
24.

Устный

Контрольная
работа;

Какой же праздник без 1
музыки?

0

Какой же праздник без 1
музыки?

0

Танцы, игры и веселье

0

1

1

30.03.2023

Устный
опрос;

1

06.04.2023

Устный
опрос;

1

13.04.2023

Устный
опрос;

28.

Ритмический рисунок

1

0

1

20.04.2023

Практическая
работа;

29.

Музыкальный язык

1

0

1

27.04.2023

Практическая
работа;

30.

Музыка наших соседей

1

0

1

04.05.2023

Устный
опрос;

31.

Музыкальный язык

1

0

1

11.05.2023

Практическая
работа;

32.

Инструментальная

1

0

1

18.05.2023

музыка в церкви
33.

Практическая
работа;

Композиторы - детям

1

0

1

25.05.2023

Контрольная
работа;

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО 33
ЧАСОВ
ПРОГРАММЕ

ПО

0

33

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка. 1 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 1 класс [Ноты]: пособие

для учителя / сост. Е. Д. Критская. – М. : Просвещение, 2011.
2. Музыка. Фонохрестоматия. 1 класс [Электронный ресурс] / сост. Е. Д.

Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2010. – 1
электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1–4 классы [Текст] / Г. П.

Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. – М. : Просвещение, 2011.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
1. Единая коллекция Цифровых

Образовательных Ресурсов. – Режим

доступа: http://school- collection.edu.ru
2. Презентация

уроков

«Начальная

школа».

–

Режим

доступа:

http://nachalka/info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа:

http://nsc.1september.

4. Российская Электронная Школа

МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕ
ЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор
ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ

ПРОВЕДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Компьютер, мультимедийный проектор

ЛАБОРАТОРНЫХ,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».