Окружающий мир, 2-4 классы

РАЗДЕЛ I
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» базового уровня для
учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы под ред.
Н.Ф. Виноградовой, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении
Федеральных государственных стандартов начального общего образования» и
других документов.
Цели и задачи:
Цели:
 формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нѐм человека
на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и
социальную

среду

обитания);

освоение

естественно-научных,

обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в
содержании данного учебного предмета;
 развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной
учебной

и

жизненной

исследовательской

практике,

деятельностью

связанной
(наблюдения,

как

с

опыты,

поисковотрудовая

деятельность), так и с творческим использованием приобретѐнных знаний
в речевой, изобразительной, художественной деятельности;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России, понимание своей принадлежности к Российскому государству,
определѐнному этносу; проявление уважения к истории, культуре,
традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового
культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и
правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного
богатства обучающихся;
 развитие способности ребѐнка к социализации на основе принятия
гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-

положительного отношения к природе в соответствии с экологическими
нормами поведения; становление навыков повседневного проявления
культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного
отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности.
Задачи:


раскрытие роли человека в природе и обществе;



освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и познание»

На изучение предмета «Окружающий мир» во 2-4 – х классах в учебном плане
школы отводится 2 часа в неделю. С учѐтом календаря на 2022 – 2023 учебный
год: во 2-ом классе – 66 уроков
в 3-ем классе – 68 уроков
в 4-ом классе – 68 уроков
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
 Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке
и не только получать опыт, но и приобретать знания.
 Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации
детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы
во время урока.

 Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
 Использование

ИКТ-технологий,

которые

поддерживают

современные активности обучающихся.
 Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только
предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
 Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

навык

деятельность,

позволяющая

самостоятельного

решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных

идей,

навык

публичного

выступления

перед

аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:


технология присоединения;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.

Использование активных форм работы является важным условием превращения
обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий
мир» на уровне начального общего образования.
В младшем школьном возрасте многие психические и личностные
новообразования находятся в стадии становления и не отражают завершѐнный
этап

их

развития

Это

происходит

индивидуально

в

соответствии

с

возможностями ребѐнка, темпом его обучаемости, особенностями социальной
среды, в которой он живѐт, поэтому выделять планируемые результаты
освоения программы учебного предмета «Окружающий мир» в области
личностных и метапредметных достижений по годам обучения нецелесообразно
Исходя из этого, планируемые результаты начинаются с характеристики
обобщѐнных достижений в становлении личностных и метапредметных
способов действий и качеств субъекта учебной деятельности, которые могут
быть сформированы у младших школьников к концу обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют
готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение
первоначального опыта деятельности обучающихся, в части:
Гражданско-патриотического воспитания:


становление ценностного отношения к своей Родине — России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;



осознание
идентичности,

своей

этнокультурной

принадлежности

национальной общности;

к

и

российской

российскому

гражданской

народу,

к

своей



сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края; проявление интереса к истории и многонациональной
культуре своей страны, уважения к своему и другим народам;



первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена общества

Духовно-нравственного воспитания:


проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуально принятие существующих в
обществе нравственно-этических норм поведения и правил
межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма,
сопереживания, уважения и доброжелательности;



применение правил совместной деятельности, проявление способности
договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям

Эстетического воспитания:


понимание особой роли России в развитии общемировой

художественной культуры, проявление уважительного отношения,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;


использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности, в разных видах художественной деятельности

Физического воспитания: формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:


соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе информационной);



приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью

Трудового воспитания:


осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям

Экологического воспитания:


осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических
норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий,
приносящих ей вред

Ценности научного познания:


ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной
картине мира;



осознание ценности познания, проявление познавательного интереса,
активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в
обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных
информационных средств.

Метапредметные результаты.
Познавательные универсальные учебные действия:
Базовые логические действия:


понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;



на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое;
причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);



сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для
сравнения, устанавливать аналогии;



объединять части объекта (объекты) по определѐнному признаку;



определять существенный признак для классификации,
классифицировать предложенные объекты;



находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;



выявлять недостаток информации для решения учебной (практической)
задачи на основе предложенного алгоритма

Базовые исследовательские действия:


проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством
учителя;



определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных вопросов;



формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы,
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в
аналогичных или сходных ситуациях;



моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в
природе (живая и неживая природа, цепи питания; при- родные зоны), а
также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и др );



проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по
установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть — целое, причина — следствие);



формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведѐнного наблюдения (опыта, измерения, исследования)

Работа с информацией:


использовать различные источники для поиска информации, выбирать
источник получения информации с учѐтом учебной задачи;



согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике
информацию, представленную в явном виде;



распознавать достоверную и недостоверную информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем способа еѐ
проверки;



находить и использовать для решения учебных задач текстовую,
графическую, аудиовизуальную информацию;



читать и интерпретировать графически представленную информацию
(схему, таблицу, иллюстрацию);



соблюдать правила информационной безопасности в условиях
контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя);



анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;



фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчѐт,
выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема,
диаграмма)
Коммуникативные универсальные учебные действия:



в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать
выступления участников;



признавать возможность существования разных точек зрения; корректно
и аргументированно высказывать своѐ мнение; приводить доказательства
своей правоты;



соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;



использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли
текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках
людей;



создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);



конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов
наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;



находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни;



готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией
(текст, рисунки, фото, плакаты и др ) к тексту выступления

Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:


планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя
действия по решению учебной задачи;



выстраивать последовательность выбранных действий и операций

Самоконтроль:
6 осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;


находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой
помощью учителя);



предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни

Самооценка:


объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою
оценку с оценкой учителя;



оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их

Совместная деятельность:



понимать значение коллективной деятельности для успешного решения
учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании
краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на
основе изученного мате- риала по окружающему миру);



коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;



проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;



выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять
и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных
мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно
разрешать без участия взрослого;



ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты.

2 класс:
к концу обучения во 2 классе обучающийся научится:


находить Россию на карте мира, на карте России — Москву, свой регион
и его главный город;



узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг) и своего региона;



проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе;



распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;



приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов
родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края;
трудовой деятельности и профессий жителей родного края;



проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;



приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни человека;



описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные
экспонаты);



описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные
природные объекты и явления, в том числе звѐзды, созвездия, планеты;



группировать изученные объекты живой и неживой природы по
предложенным признакам;



сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;



ориентироваться на местности по местным природным признакам,
Солнцу, компасу;



создавать по заданному плану развѐрнутые высказывания о природе и
обществе;



использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;



соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам
природы, проявления внимания,



помощи людям, нуждающимся в ней;

соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного
поведения пассажира наземного транспорта и метро;



соблюдать режим дня и питания;



безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях
контролируемого доступа в Интернет; безопасно осуществлять

коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае
необходимости.
3 класс:
к концу обучения в 3 классе обучающийся научится:


различать государственную символику Российской Федерации (гимн,
герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;



проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать правила нравственного
поведения в социуме;



приводить примеры памятников природы, культурных объектов и
достопримечательностей родного края; столицы России, городов РФ с
богатой историей и культурой; российских центров декоративноприкладного искусства; проявлять интерес и уважение к истории и
культуре народов России;



показывать на карте мира материки, изученные страны мира;



различать расходы и доходы семейного бюджета;



распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и
фотографиям, различать их в окружающем мире;



проводить по предложенному плану или инструкции небольшие опыты с
природными объектами с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов; соблюдать безопасность
проведения опытов;



группировать изученные объекты живой и неживой природы, проводить
простейшую классификацию;



сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;



описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления
природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства;



использовать различные источники информации о природе и обществе
для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;



использовать знания о взаимосвязях в природе, связи человека и
природы для объяснения простейших явлений и процессов в природе,
организме человека;



фиксировать результаты наблюдений, опытной работы, в процессе
коллективной деятельности обобщать полученные результаты и делать
выводы;



создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о
природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями
(презентацией);



соблюдать правила безопасного поведения пассажира
железнодорожного, водного и авиатранспорта;



соблюдать периодичность двигательной активности и профилактики
заболеваний;



соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



безопасно использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в Интернет; ориентироваться в возможных
мошеннических действиях при общении в мессенджерах.

4 класс:
к концу обучения в 4 классе обучающийся научится:


проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме;



показывать на физической карте изученные крупные географические
объекты России (горы, равнины, реки, озѐра, моря, омывающие
территорию России);



показывать на исторической карте места изученных исторических
событий;



находить место изученных событий на «ленте времени»;



знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;



соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с
веками и периодами истории России;



рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных
событиях истории России, наиболее известных

 российских исторических деятелях разных периодов,
достопримечательностях столицы России и родного края;


описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя
их существенные признаки, в том числе государственную символику
России и своего региона;



проводить по предложенному/самостоятельно составленному плану или
выдвинутому предположению несложные наблюдения, опыты с
объектами природы с использованием простейшего лабораторного
оборудования и измерительных приборов, следуя правилам безопасного
труда;



распознавать изученные объекты и явления живой и неживой природы
по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем
мире;



группировать изученные объекты живой и неживой природы,
самостоятельно выбирая признак для группировки; проводить
простейшие классификации;



сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних
признаков и известных характерных свойств;



использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времѐн года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);



называть наиболее значимые природные объекты Всемирного наследия в
России и за рубежом (в пределах изученного);



называть экологические проблемы и определять пути их решения;



создавать по заданному плану собственные развѐрнутые высказывания о
природе и обществе;



использовать различные источники информации для поиска и
извлечения информации, ответов на вопросы;



соблюдать правила нравственного поведения на природе;



осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и
жизни человека;



соблюдать правила безопасного поведения при использовании объектов
транспортной инфраструктуры населѐнного пункта, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т д );



соблюдать правила безопасного поведения при езде на велосипеде;



осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
достоверной информации в Интернете.

Раздел III.
Содержание и тематическое планирование по темам раздела с учетом
программы воспитания.
2 класс:
Человек и природа.
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные
объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.
Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры
явлений природы: смена времѐн года, снегопад, листопад, перелѐты птиц,
смена, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Звѐзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и
тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о
форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и
план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте.
Важнейшие природные объекты своей страны.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли
вокруг Солнца как причина смены времѐн года. Смена времѐн года в родном
крае на основе наблюдений.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд);
использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая
характеристика на основе наблюдений).
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок,
плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух,
вода).

Наблюдение

роста

растений,

фиксация

изменений.

Деревья,

кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в
природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе
наблюдений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и
ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных
(воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия.
Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные,
всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц,
зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни
людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края,
названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоѐм — единство живой и неживой природы (солнечный
свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для
животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества
родного края.
Человек.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы.
Этическое

и

эстетическое

значение

природы

в

жизни

человека.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу
(в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы
и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных
богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного
мира. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Личная ответственность
каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его
людей.

Внимание,

забота,

уважительное

отношение

к

людям

с

ограниченными возможностями здоровья
Человек и общество.
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и
связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.

Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности
общества.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание
посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг
каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов
семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовнонравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия,
взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками,
культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к
сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь
им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое
содержание

понятий:

Родина,

Отечество,

Отчизна.

Государственная

символика России: Государственный герб России, Государственный флаг
России,

Государственный

гимн

России;

правила

поведения

при

прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской
Федерации.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России.
Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр
и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с
Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы.
Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец,
памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.),
города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край,
республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры,
спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их

профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их
обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории
родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося
земляка.
Человек
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание
того, как складывается и развивается культура общества и каждого еѐ члена.
Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций.
Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с
представителями разных национальностей, социальных групп: проявление
уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и
качествах.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к
учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учѐба, игры, отдых.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная
гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие
сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление
своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной
помощи. Первая помощь при лѐгких травмах (ушиб, порез, ожог),
обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу,
на водоѐме в разное время года. Правила противопожарной безопасности,
основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места
в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с
незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при
обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг
каждого человека.
3 класс:
Рабочая программа предусматривает реализацию изучения на уроках по
окружающему миру символики Российской Федерации Государственные
символы РФ: флаг, герб и гимн РФ – это установленные Конституцией
Российской Федерации и федеральными конституционными
законами отличительные знаки государства, олицетворяющие его
национальный суверенитет и самобытность. Знакомство с государственными
символами направлено на воспитание бережного отношения и уважения к
символам государства, так чтобы государственные символы воспринимались
детьми и молодежью как ценность, имели личностное значение для
восприятия собственной принадлежности к государству и обществу.
Земля — наш общий дом
Где ты живѐшь. Россия. Символы. Малая Родина. Когда ты живѐшь.
Историческое время. Счѐт лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной
системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия

жизни

на

Земле.

Солнце —

источник

тепла

и

света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле.
Водоѐмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоѐмов. Охрана
воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух
— смесь газов. Охрана воздуха.
Расширение кругозора школьников: Представление людей древних
цивилизаций о происхождении земли. История возникновения жизни на
Земле.

Как человек изучает. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы
познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус —
модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб,
условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Как человек исследовал Землю.
История возникновения карты.
Царства природы
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов.
Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение

кругозора

школьников. Правила

сбора

грибов.

Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и
человек.

Разнообразие

беспозвоночные,

животных:

позвоночные

(на

одноклеточные,

многоклеточные,

примере

отдельных

групп

и

(организмы).

Поведение

животных.

представителей).
Животные

—

живые

тела

Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи
питания. Как животные воспитывают своих детѐнышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения — царство природы. Распространение растений на Земле,
значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений:
водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая
характеристика.
Растения

—

живые

тела

(организмы).

Жизнь

растений.

Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание
растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений.
Распространение плодов и семян.
Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного
края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи):
Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская
империя, Советская Россия,
СССР, Российская Федерация (Символы). Государственные деятели.
Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора
школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм,
смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные
качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома,
посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и
бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя,
боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имѐн и фамилий.
Имена в далѐкой древности.
Как трудились в старину
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб
— главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена
крепостного права.
Ремѐсла. Возникновение и развитие ремѐсел на Руси, в России
(кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.).
Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и
заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские
поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения).
Освоение космоса.
Расширение

кругозора

школьников. Орудия

труда

в

разные

исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда
людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
4 класс:
Раздел «Человек - живое существо
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и
системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора
больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее
значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной
системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение
пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное
питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение
дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и
др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный
орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний
сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный
орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и
правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их
значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев.
Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения
управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать
особенности деятельности различных органов.
Объяснять роль нервной системы в организме.
Раздел «Твоѐ здоровье»
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и
эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон.
Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на
дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Универсальные учебные действия:
Раскрывать принципы здорового образа жизни.
Объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя.
Различать ядовитые грибы и растения.
Конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания.
Раздел «Человек — часть природы»
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие
человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость.
Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха,
питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка.
Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Универсальные учебные действия:
Характеризовать человека как часть природы: выделять общее и
отличное от организма животного.
Устанавливать последовательность возрастных этапов развития
человека.
Характеризовать условия роста и развития ребенка.

Раздел «Человек среди людей»
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества
культурного человека. Правила культурного общения.
Раздел «Родная страна: от края до края»
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга,
смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и
животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных.
Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская
равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения
древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение
названий.
Россия и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности
географического положения, природы, труда и культуры народов).
Раздел «Человек— творец культурных ценностей»
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи.
Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров.
Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые
университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники
архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей
Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси.
Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И.
Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных
театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С.
Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества).

Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский,
А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П.
Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников,
поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей,
МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России
(А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Поэты XX века
(М.И. Цветаева, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, Б.Л. Пастернак, А.Т.
Твардовский и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак
и др.).
Раздел «Человек-защитник своего Отечества»
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над
шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских
людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с
фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней
Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха.
Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими
захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская
война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за
свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального
искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

IV Раздел

Тематическое планирование
2 класс
№

1

Наименование
темы

Кто ты такой.

Кол во
часов

20

Основные направления

Модуль воспитательной программы

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

-Формирование представлений о нравственных
нормах, освоение культуры поведения в семье, школе,
в общественных местах.
-Формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости по отношению к природе.
-Привлечение внимания к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений через создание
специальных тематических проектов.
-Воспитание чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы.
-Уважительное отношение к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, еѐ современной жизни.
-Формирование элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде.
-Развитие навыков установления и выявления
причинно-следственных связей в окружающем мире.
-Воспитание ответственного поведения.
Формирование умения прогнозировать события.

Урок – вернисаж по теме «Бывают ли на
свете чудеса?»
Урок исследование по теме «Наши
помощники-органы чувств»
Урок- Экскурсия в природные сообщества
Урок-практикум по теме ««Почему нужно
правильно питаться»
Урок – проверочный кроссворд по теме
«Почему нужно быть осторожным»

Виртуальная экскурсия «Природные
сообщества»
Урок- игра-обобщение «Животные»

-Воспитание любви к познанию прошлого своей
страны.
2

Россия – твоя
Родина

Воспитание бережного отношения к природе через
учебные тексты, переживание чувства красоты в
природе, гармонии, стремление к идеалу, описание
многообразия и общих признаков цветковых растений
Бурятии.
Формирование экологического мышления: умение
оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды
– гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Работа с Красной книгой России и Бурятии.
Объяснение мира с точки зрения предмета:
– объяснение строения и жизнедеятельности растений,
животного и природного сообщества России и
Бурятии.
-овладение методами биологической науки:
наблюдение и описание биологических объектов и
процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу
познания (создание и поддержание интереса,
активизации познавательной деятельности учащихся).
Формирование основ экологической грамотности
тесно связано усвоение правил нравственного
поведения в мире природы и людей.
Рассмотрение биологических процессов в развитии
и приведение примеров приспособления организмов
к среде обитания и объяснение их значений.
Выявление эстетических достоинств представителей
растительного и животного мира и наиболее, опасных
растения для человека.
Соблюдение правил техники безопасности при

Проект «Красная книга Бурятии»
Экскурсия в краеведческий музей.
Урок- презентация по теме «Родина - что это
значит. Символы Российского государства»
Урок-виртуальное путешествие по теме
«История рассказывает о прошлом».
Проект « Золотое кольцо России»
Урок-викторина по теме «О занятиях наших
предков»
Урок-презентация по теме «Особенности
одежды славян разных сословий и
исторических периодов»
Урок-ярмарка по теме «Все профессии важны»

выполнении лабораторных и практических работ.

3

Природные
сообщества

7

Оценка поведения человека с точки зрения здорового
образа жизни.
Использование знаний биологии при соблюдении
правил повседневной гигиены, культуры питания.
Установка на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивация к творческому труду, работе на результат

Урок-презентация по теме «Какие животные
обитают на Земле.»
Урок-конференция «Что мы знаем о воде»
Урок – игра по теме «Безопасное движение»
Просмотр обучающего фильма «Правила
безопасности жизни»
КВН «Повторение пройденного во 2 классе.

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022/2023
№

Тема урока

Дата
план

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Что тебя окружает?
Окружающий нас мир
Бывают ли на свете чудеса?
Что тебя окружает
Кто ты такой?
Я, ты, он, она…Все мы люди…
Наши помощники-органы чувств
Наши помощники-органы чувств
Поговорим о здоровье
Поговорим о здоровье
Режим дня. Практическая работа "Составление
режима дня для будней и выходных.
Режим дня. Практическая работа "Составление
режима дня для будней и выходных.
Физическая культура
Почему нужно правильно питаться
Почему нужно быть осторожным
Можно ли изменить себя
Кто живѐт рядом с тобой
Что такое семья?
Кто занимается домашним хозяйством
II четверть
Семейные праздники
О правилах поведения
О дружбе
Россия – твоя Родина
Родина - что это значит. Символы Российского
государства
История рассказывает о прошлом
Москва столица России
Города России. Санкт - Петербург.
Золотое Кольцо России
Родной край - частицы Родины. «Моя Бурятия»
Экскурсия в этнографический музей г. Улан-Удэ
Зачем человек трудится
О занятиях наших предков
Все профессии важны

06.09
09.09
13.09
16.09
20.09
23.09
27.09
30.09
05.10
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10
09.11
11.11
16.11
18.11
23.11
25.11
30.11
01.12
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12

Факт

57
58
59
60
61

Мы – жители Земли
Мы - граждане России
Россия - многонациональная страна
III четверть
Солнечная "семья"
Чем семья отличается от других планет
Природные сообщества
Царства природы. Бактерии.
Грибы.
Какие животные обитают на Земле.
Разнообразие растений.
Среда обитания. Лес. Деревья леса.
Что делает человек из древесины.
Кустарники леса.
Травянистые растения леса.
Животные леса.
Птицы - лесные жители.
Пресмыкающиеся - обитатели леса.
Насекомые леса
Что мы знаем о воде
Какие бывают водоѐмы?
Обитатели пресных водоѐмов
Водоплавающие - жители водоѐма
Растения пресных водоѐмов
Обитатели солѐных водоѐмов
Растения луга
IV четверть
Животные луга
Что такое поле? Растения луга.
Животные поля
Сад и его обитатели
Природа и человек
Человек- часть природы
Животные - друзья человека
КВН
Повторение пройденного
Повторение пройденного

62

Повторение пройденного

10.05

63

Повторение пройденного

12.05

64
65

Своя игра
Повторение пройденного

17.05
19.05

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

23.12
28.12
11.01
13.01
18.01
20.01
25.01
27.01
01.02
03.02
08.02
10.02
15.02
17.02
22.02
01.03
03.03
10.03
15.03
17.03
22.03
24.03
05.04
07.04
12.04
14.04
19.04
21.04
26.04
28.04
03.05
05.05

66

Итоговый урок

24.05

3 класс
№

Наименование

Кол -

Основные направления

темы

во

воспитательной деятельности

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

часов
1

Человек и
природа

20

-Формирование представлений о нравственных

Урок – вернисаж по теме «Солнечная

нормах, освоение культуры поведения в семье, школе, система.
в общественных местах.
-Формирование эмоционально-нравственной

Урок исследование по теме «Солнце – звезда.

отзывчивости по отношению к природе.

Планета Земля –шар»

-Привлечение внимания к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений через создание

Урок- Экскурсия в природные сообщества

специальных тематических проектов.
-Воспитание чувства гордости за национальные

Урок-практикум по теме ««Работа с картой»

свершения, открытия, победы.

Урок – проверочный кроссворд по теме

-Уважительное отношение к России, родному краю,

человек изучает Землю. Земля – наш дом».

своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, еѐ современной жизни.
-Формирование элементарных правил нравственного

«Как

Урок-проект по теме «Чай – наш любимый
напиток»

поведения в мире природы и людей, норм

Просмотр обучающего фильма «Бактерии»

здоровьесберегающего поведения в природной и

БАКТЕРИИ 3 класс - YouTube

социальной среде.

Виртуальная экскурсия «Природные

-Развитие навыков установления и выявления

сообщества»

причинно-следственных связей в окружающем мире.
-Воспитание ответственного поведения.
Формирование умения прогнозировать события.
-Воспитание любви к познанию прошлого своей

Урок- игра-обобщение «Животные»
Проект «Красная книга Бурятии»
Экскурсия в краеведческий музей

страны.

2
Человек и

Воспитание бережного отношения к природе через

Урок- презентация по теме «Древнерусское

общество.

учебные тексты, переживание чувства красоты в

государство. Восточнославянские племена»

природе, гармонии, стремление к идеалу, описание
многообразия и общих признаков цветковых растений Урок-виртуальное путешествие по теме
Бурятии.

«Российская империя. Пѐтр 1 Великий».

Формирование экологического мышления: умение
оценивать свою деятельность и поступки других

Проект «История моего имени, фамилии»

людей с точки зрения сохранения окружающей среды
– гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Урок-викторина по теме «Советская Россия.

Работа с Красной книгой России и Бурятии.

Российская Федерация»

Объяснение мира с точки зрения предмета:
– объяснение строения и жизнедеятельности растений, Урок-презентация по теме «Особенности
животного и природного сообщества России и

одежды славян разных сословий и

Бурятии.

исторических периодов»

-овладение методами биологической науки:
наблюдение и описание биологических объектов и

Урок-ярмарка по теме «Принятие христианства

процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу на Руси»
познания (создание и поддержание интереса,
активизации познавательной деятельности учащихся). Урок-проект по теме «Славянские божества»
Формирование основ экологической грамотности
тесно связано усвоение правил нравственного

Урок-мастерская по теме «Игрушечных дел

поведения в мире природы и людей.

мастера. Маленькие мастера»

Рассмотрение биологических процессов в развитии
и приведение примеров приспособления организмов
к среде обитания и объяснение их значений.
Выявление эстетических достоинств представителей
растительного и животного мира и наиболее, опасных
растения для человека.
Соблюдение правил техники безопасности при
выполнении лабораторных и практических работ.

3

Оценка поведения человека с точки зрения здорового

Урок-презентация по теме «Мы за здоровый

безопасности

образа жизни.

образ жизни»

жизни

Использование знаний биологии при соблюдении

Правила

7

правил повседневной гигиены, культуры питания.

Урок – игра по теме «Безопасное движение»

Установка на безопасный, здоровый образ жизни,

Просмотр обучающего фильма «Правила

мотивация к творческому труду, работе на результат

безопасности жизни»

Наименование разделов,

урока

тем уроков

1

Введение. Где и когда ты живешь. Счѐт лет в

Кол-во

№

часов

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022/2023
Дата проведения
по плану

1

02.09

истории.
2

Природные тела и природные явления.

1

07.09

3

Солнце – звезда. Планета Земля –шар.

1

09.09

4

Значение Солнца для жизни на Земле: тепло,

1

14.09

1

16.09

1

21.09

1

23.09

1

28.09

1

30.09

свет. Опыт №1: Смена дня и ночи, сезонов.
5

Водная оболочка Земли.
Значение воды для жизни на Земле. Опыт №2:
Роль света и воды в жизни растений.

6

Воздушная оболочка Земли.
Значение воздуха для жизни на Земле. Опыт №3:
горение.

7

Человек познаѐт мир. Экскурсия в природные
сообщества.

8

Изображение

Земли

на

глобусе

и

карте.

Практическая работа №1 «Работа с картой»
9

План.

Ориентирование

на

местности.

Практическая работа №2 «Работа с планом»
10

Контрольное тестирование

11

Контрольное тестирование № 1 по теме «Как

05.10
1

07.10

обитания

1

12.10

от растений. Виды

1

14.10

1

19.10

1

21.10

человек изучает Землю. Земля – наш дом».
12

Бактерии.

Виды

бактерии.

Места

бактерий.
13

Грибы. Отличия грибов
грибы.

14

Растения встречаются повсюду. Если бы на
Земле не было растений.

15

Разнообразие

растений

на

Земле

(флора).

по факту

Практическая работа № 3: «Работа с картой».
16

Растение – живой организм.

Корень, побег,

1

26.10

1

28.10

стебель, лист. Опыт №4: Содержание воды в
листе.
17

Растение – живой организм.
Цветок, плод.

18

Размножение растений.

1

09.11

19

Человек и растения. Растения дикорастущие и

1

11.11

1

16.11

1

18.11

1

23.11

1

25.11

культурные. Проект «Чай – наш любимый
напиток»
20

Когда и почему возникло земледелие. Хлеб –
великое чудо земли

21

Красная книга России.
Проект «Красная книга Бурятии»

22

Контрольное

тестирование

№

2

по

теме

«Растения».
23

Роль животных в природе.

24

Разнообразие мира животных (фауны).

30.11

Практическая работа № 4: «Работа с картой».
25

Животные - живые существа (организмы).

1

02.12

26

Размножение животных.

1

07.12

27

Приспособление животных к условиям жизни.

1

09.12

Поведение животных.
28

Беспозвоночные животные. Насекомые. Пауки.

1

14.12

29

Позвоночные животные. Рыбы и земноводные.

1

16.12

30

Позвоночные животные. Пресмыкающиеся.

1

21.12

31

Позвоночные животные. Птицы. Экскурсия в

1

23.12

1

28.12

краеведческий музей.
32

Позвоночные животные. Млекопитающие.
Проект «Как звери воспитывают своих
детѐнышей»

33

Природные сообщества.

1

11.01

34

Почему люди приручали диких животных.

1

13.01

35

Заповедники. Проект «Красная книга Бурятии»

1

18.01

36

Контрольное тестирование № 3 по теме:

1

20.01

1

25.01

«Животные».
37

Древнерусское государство. Восточнославянские
племена.

38

Первые русские князья.

1

27.01

39

Московская Русь. Как Москва стала столицей.

1

01.02

1

03.02

Иван IV Грозный- первый русский царь.
40

Российская империя.
Пѐтр 1 Великий.

41

Екатерина II Великая.

1

08.02

42

Последний император России Николай II.

1

10.02

43

Советская Россия.

1

15.02

Российская Федерация.
44

Правила безопасности жизни

1

17.02

45

Из истории имѐн.

1

17.02

Проект «История моего имени, фамилии»
46

Какими людьми были славяне.

1

22.02

47

Как выглядели славяне.

1

01.03

48

Как в старину трудились и защищали Родину

1

03.03

славяне.
49

Как принимали гостей и отдыхали славяне.

1

10.03

50

Особенности крестьянского дома. Первые

1

15.03

1

17.03

1

22.03

каменные дома.
51

Особенности одежды славян разных сословий и
исторических периодов.

52

Русская трапеза.

53

Боги древних славян.

1

24.03

1

05.04

1

07.04

1

12.04

Проект «Славянские божества»
54

Народные праздники языческой Руси.
Экскурсия в краеведческий музей.

55

Принятие христианства на Руси.
Христианские праздники.

56

Контрольное тестирование № 5 по теме: «Как
люди жили в старину»

57

Труд в крестьянском хозяйстве.

1

14.04

58

Труд крепостных крестьян.

1

19.04

59

Что такое ремесло. Игрушечных дел мастера.

1

21.04

Практическая работа №5: Маленькие мастера.
60

О гончарном ремесле. О труде ткачей.

1

26.04

61

Русские оружейники.

1

28.04

62

Первые российские мануфактуры, заводы и

1

03.05

1

05.05

фабрики в России.
63

Первые железные дороги в России. Итоговая
контрольная работа.

64

Мы за здоровый образ жизни

1

10.05

65

Первые пароходы и пароходство в России.

1

12.05

66

Автомобилестроение в России.

1

17.05

67

Проект. Символика Российской Федерации

1

19.05

68

Проект

1

24.05

4 класс
№

1

2

Наименование
темы

Человек –
живое
существо

Ты и твое
здоровье

Кол во
часов
20

Основные направления

Модуль воспитательной программы

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

-Формирование представлений о нравственных
нормах, освоение культуры поведения в семье, школе,
в общественных местах.
-Формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости по отношению к природе.
-Привлечение внимания к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений через создание
специальных тематических проектов.
-Воспитание чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы.
-Уважительное отношение к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей
страны, еѐ современной жизни.
-Формирование элементарных правил нравственного
поведения в мире природы и людей, норм
здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде.
-Развитие навыков установления и выявления
причинно-следственных связей в окружающем мире.
-Воспитание ответственного поведения.
Формирование умения прогнозировать события.
-Воспитание любви к познанию прошлого своей
страны.

Урок исследование по теме «Как устроен
организм человека. Введение. Человек – часть
природы.»
Урок- Экскурсия в природные сообщества
Урок-практикум по теме ««Нервная система.
Головной и спинной мозг»
Урок – проверочный кроссворд по теме
«Проверочная работа по теме «Человек – живое
существо»».
Просмотр обучающего фильма «Память, ее
значение в жизни человека»
БАКТЕРИИ 4 класс - YouTube
Виртуальная экскурсия «Если гроза застала
тебя на прогулке. Твоя домашняя аптечка»
Урок- игра-обобщение «Здоровье человека.
Режим дня школьника.»
Проект «Знаете ли вы правила дорожного
движения?»

Практическая работа «Оказание первой
помощи при несчастных случаях» Грипп.
Аллергия. Если болит живот.
3

Родная страна:
от края до
края

4

Человек
творец
культурных
ценностей

Воспитание бережного отношения к природе через
учебные тексты, переживание чувства красоты в
природе, гармонии, стремление к идеалу, описание
многообразия и общих признаков цветковых растений
Бурятии.
Формирование экологического мышления: умение
оценивать свою деятельность и поступки других
людей с точки зрения сохранения окружающей среды
– гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Работа с Красной книгой России и Бурятии.
Объяснение мира с точки зрения предмета:
– объяснение строения и жизнедеятельности растений,
животного и природного сообщества России и
Бурятии.
-овладение методами биологической науки:
наблюдение и описание биологических объектов и
процессов. Воспитание интереса к учению, к процессу
познания (создание и поддержание интереса,
активизации познавательной деятельности учащихся).
Формирование основ экологической грамотности
тесно связано усвоение правил нравственного
поведения в мире природы и людей.
Рассмотрение биологических процессов в развитии
и приведение примеров приспособления организмов
к среде обитания и объяснение их значений.
Выявление эстетических достоинств представителей
растительного и животного мира и наиболее, опасных
растения для человека.
Соблюдение правил техники безопасности при
выполнении лабораторных и практических работ.

Урок- презентация по теме «Природные зоны
России. Арктика. Тундра. Тайга»
Урок-виртуальное путешествие по теме
«Рельеф России.».
Проект «История моего имени, фамилии»
Урок-викторина по теме «Как возводились
города. «Кремлевские города»»
Урок-презентация по теме «Росся и еѐ близкие,
и дальние соседи. Япония – страна восходящего
солнца»
Урок-проект по теме «Что такое культура? Как
возникла письменность.
Урок-мастерская по теме «Искусство России
XVIII (18) века. Архитектура. Живопись.
Театр.»

5

Правила
безопасности
жизни

7

Оценка поведения человека с точки зрения здорового
образа жизни.
Использование знаний биологии при соблюдении
правил повседневной гигиены, культуры питания.
Установка на безопасный, здоровый образ жизни,
мотивация к творческому труду, работе на результат

Урок-презентация по теме «Мы за здоровый
образ жизни»
Урок – игра по теме «Безопасное движение»
Просмотр обучающего фильма «Правила
безопасности жизни»

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022/2023
№
уро
ка

Тема урока

Раздел 1: Человек – живое существо
Как устроен организм человека. Введение. Человек –
1.
часть природы.
2. Нервная система. Головной и спинной мозг.
3. Опорно-двигательная система.
4. Пищеварительная система. Ее органы..
5. Дыхательная система. Ее органы.
6. Кровеносная система. Кровь и ее значение.
7. Сердце – главный орган кровеносной системы.
8. Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.
9. Кожа, ее значение. Строение кожи.
10. Как человек воспринимает окружающий мир. Зрение.
11. Гигиена слуха.
Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека.
12.
Слух.
Обобщающий урок. Проверочная работа по теме
13.
«Человек – живое существо»
14. Эмоции и чувства человека.
15. Память, ее значение в жизни человека.
Раздел 2: Ты и твое здоровье
16 Здоровье человека. Режим дня школьника.
Здоровый человек – здоровый сон. О правильном
17
питании
18 Как закаливать свой организм Можно ли снять усталость
Вредные привычки (курение, спиртное, наркотические
19
вещества).
20 Когда дом становится опасным. Огонь – друг и враг.
21 Когда дом становится опасным.
22 Знаете ли вы правила дорожного движения?
23 Помощь при травме.
Бывают ли животные опасными? Ядовитые грибы и
24
растения.
Практическая работа «Оказание первой помощи при
25 несчастных случаях» Грипп. Аллергия. Если болит
живот.
Если гроза застала тебя на прогулке. Твоя домашняя
26
аптечка

Кол- Дата
Дата по
во
по
факту
час. плану

1

06.09

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

08.09
13.09
15.09
20.09
22.09
27.09
29.09
04.10
06.10
06.10

1

11.10

1

13.10

1
1

18.10
20.10

1

25.10

1

27.10

1

08.11

1

10.11

1
1
1
1

15.11
17.11
22.11
24.11

1

29.11

1

01.12

1

06.12

Раздел 3: Человек – часть природы
Чем человек отличается от животных. Человек умеет
27
думать и говорить.
28 Счастливая пора детства.
29 Почему пожилым людям нужна твоя помощь
Раздел 4: Человек среди людей
30 Контрольная работа за 1 полугодие
31 Поговорим о доброте. Ситуации из жизни.
32 Поговорим о справедливости, трудолюбии. смелости.
33 Умеешь ли ты общаться?
Раздел 5: Родная страна: от края до края
Природные зоны России. Арктика. Тундра. Тайга34
богатство нашего региона
35 Природные зоны России. Смешанные леса.
36 Природные зоны России. Степь. Пустыня.
37 Влажные субтропики.
38 Почвы России. Почва нуждается в охране
39 Рельеф России.
40 Как возводились города. «Кремлевские города»
Росся и еѐ близкие, и дальние соседи. Япония – страна
41
восходящего солнца
42 Китай – страна природных контрастов.
43 Бурятия-наш край родной.
44 Королевство Дания
Раздел 6: Человек творец культурных ценностей
45 Что такое культура? Как возникла письменность.
46 Образование – часть культуры общества. Первая Азбука
47 Чему и как учились при Петре I. М.В. Ломоносов.
48 Школа в XIX веке. Русское искусство до XVIII века.
Искусство России XVIII (18) века. Архитектура.
49
Живопись. Театр.
50 Золотой век русской культуры XIX век.
А.С. Пушкин - «солнце русской поэзии» – (страницы
51
жизни и творчества) Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.
Проверочная работа по теме: «Человек творец
52
культурных ценностей»
Композиторы XIX (19) века. М.И. Глинка, П.И.
53
Чайковский
54 Художники XIX (19) века. В.А. Тропинин.
55 Художники XIX (19) века. И.Е. Репин. И.И. Левитан.
56 Искусство России 20 века
Раздел 7: Человек – защитник своего Отечества - 12 ч

1

08.12

1
1

13.12
15.12

1
1
1
1

20.12
22.12
27.12
29.12

1

10.01

1
1
1
1
1
1

12.01
17.01
19.01
24.01
26.01
31.01

1

02.02

1
1
1

07.02
09.02
14.02

1
1
1
1

16.02
21.02
28.02
02.03

1

07.03

1

09.03

1

14.03

1

16.03

1

21.03

1
1
1

23.03
04.04
06.04

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Как Русь боролась с половцами
Победа над шведскими захватчиками.
Битва на Чудском озере Куликовская битва
Куликовская битва.
Годовая контрольная работа
Отечественная война 1812 года.
Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.
Практическая работа «Работа с картой и символикой»
Битва под Москвой. Сталинградская битва.
«Всѐ - для фронта, всѐ - для победы!» Берлин взят!
Мы живѐм в Российском государстве.
Права и обязанности граждан России. Символы
государства.
Права и обязанности граждан России. Символы
государства..

1
1
1
1
1
1

11.04
13.04
18.04
20.04
25.04
27.04

1

2.05

1
1
1

04.05
11.05
16.05

1

18.05

1

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».