I Раздел Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской этики» базового уровня для учащихся 4 классов составлена на основе авторской программы под ред. А. Я. Данилюк, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении Федеральных государственных стандартов начального общего образования» и других документов. Цели и задачи: Цели: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи: знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории культуры на ступени при изучении гуманитарных предметов и основной школы; 1) развитие способностей младших школьников к общению в политичной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. На изучение предмета «Основа религиозных культур и светской этики» в 4 – ом классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. С учѐтом календаря на 2022 – 2023 учебный год: в 4-ом классе – 32 урока Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ: Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю. Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся.. Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения. Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии: технология присоединения; технология развития целостного восприятия и мышления; технология развития чувствования; технология развития мотивации; технология развития личности; технология развития группы; технология развития ресурса успеха. Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный. Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует: освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития; развитию эффективного общения; развитию управленческих способностей; формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов; приобретению социокультурного опыта. В программе предусмотрены изучение государственной символики и национально-регионального компонента. Раздел II. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» на уровне начального общего образования. Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности. Эстетического воспитания: восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства. Ценности научного познания: первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии. Трудового воспитания: установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. Экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: воспитание отзывчивости, доброжелательности понимания и и эмоционально-нравственной сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты: Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных), высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием компьютера). Предметные результаты: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; Формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; Первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; Осознание ценности человеческой жизни. Чтение. Работа с текстом Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2— 3 существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов; рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете; сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш-карты); описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ; собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; пользоваться редактора, основными использовать функциями стандартного полуавтоматический текстового орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным правилам оформления текста; искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться: грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их; создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.; создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательной организации; пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: представлять данные; создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых средах (создание простейших роботов); определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки роботехнического проектирования моделировать объекты и процессы реального мира. Раздел III. Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с учѐтом программы воспитания. Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс. IV раздел Тематическое планирование № 1 Наименование Кол - Основные направления Модуль воспитательной темы во воспитательной программы часов деятельности Введение. Духовные 2 Формирование у детей ценности и гражданско-патриотического нравственные сознания, духовно- идеалы в жизни нравственных ценностей человека и общества гражданина России. «Школьный урок» Урок – викторина «Россия - наша Родина» Воспитание порядочного честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. 2 Основы светской этики 28 Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, ответственность, честь, Урок-исследование Урок-слушание «Добродетели и пороки» достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку; Урок-презентация «Свобода и ответственность» понимания значимости Урок – конференция понятий «добро», «зло», «Жизнь человека – высшая «вина», «стыд», «совесть»; нравственная ценность» интереса к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, ее культуре. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся. Формирование потребности в творческой деятельности 3 Духовные традиции Формирование мотивации к Урок-игра многонационального осознанному нравственному Урок-викторина народа России поведению, основанному на 2 знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Формирование у учащихся таких качеств, как: долг, ответственность, честь, достоинство, основанные на идеях добра, совести, справедливости, уважения к человеку; Календарно – тематическое планирование Темы 1 Дата По плану 1 Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества Россия - наша Родина. 07.09 14.09 2 Основы религиозных культур и светской этики – 28 часов Что такое светская этика? 21.09 3 Мораль и культура. 28.09 4 Особенности морали. 05.10 5 Добро и зло. 12.10 6 Добро и зло. 19.10 7 Добродетели и пороки. 26.10 8 Свобода и моральный выбор человека. 09.11 9 Свобода и моральный выбор человека. 16.11 10 Свобода и ответственность. 23.11 11 Моральный долг. 30.11 12 Справедливость. 07.12 13 Альтруизм и эгоизм. 14.12 14 Проверочная работа «Что значит быть моральным?» Тест. 21.12 15 Дружба. 11.01 16 Творческие работы учащихся. 18.01 17 Презентация творческих работ. 25.01 18 Род и семья – исток нравственных отношений 01.02 19 Нравственный поступок 08.02 20 Золотое правило нравственности 15.02 21 Стыд, вина и извинения 22.02 Фактически 22 Честь и достоинство 01.03 23 Совесть 15.03 24 Нравственные идеалы 22.03 25 Нравственные идеалы 05.04 26 Образцы нравственности в культуре Отечества 12.04 27 Этикет 19.04 28 Семейные праздники. Традиции в бурятской семье. 26.04 29 Жизнь человека – высшая нравственная ценность 03.05 30 Духовные традиции многонационального народа России – 2 часа Защита творческих проектов. 10.05 31 Любовь и уважение к Отечеству. 17.05 32 Резервный урок 24.05