ОРКСЭ, 4 класс

I Раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы религиозной культуры и светской
этики» базового уровня для учащихся 4 классов составлена на основе
авторской программы под ред. А. Я. Данилюк, Приказа № 393 от 06.10.2009 г
«Об утверждении Федеральных государственных стандартов начального
общего образования» и других документов.
Цели и задачи:
Цели:


формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и
религиозных традиций многонационального народа России и уважения
к ним, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений.

Задачи:
 знакомство обучающихся с основами мировых религиозных культур и
светской этики;
 развитие представлений младшего подростка о значении нравственных
норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и
морали,

полученных

обучающимися

в

начальной

школе,

и

формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной

истории

культуры

на ступени

при изучении гуманитарных предметов

и

основной школы;
1) развитие способностей младших школьников к общению в политичной
и

многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога

во имя общественного мира и согласия.

На изучение предмета «Основа религиозных культур и светской этики» в 4 –
ом классе в учебном плане школы отводится 1 час в неделю.

С учѐтом

календаря на 2022 – 2023 учебный год:
в 4-ом классе – 32 урока
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок
реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
 Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на
уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
 Включение в урок игровых процедур, для поддержания
мотивации

детей

к

получению

знаний,

установки

доброжелательной атмосферы во время урока.
 Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют

образовательное

пространство

предмета,

воспитывают уважение к историческим личностям, людям науки,
воспитывают любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
 Использование

ИКТ-технологий,

которые

поддерживают

современные активности обучающихся..
 Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только
предметные

результаты,

но

и

усилить

воспитательный

потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и
последующего его обсуждения.
 Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая
приобретать школьникам навык самостоятельного решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык публичного выступления перед
аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки
зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:


технология присоединения;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование

активных

форм

работы

является

важным

условием

превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрены изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы
религиозной культуры и светской этики» на уровне начального
общего образования.
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание

своей

этнической

и

национальной

принадлежности;

формирование ценностей многонационального российского общества;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов,
культур и религий;
 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов.
Духовно-нравственного воспитания:
 признание индивидуальности каждого человека;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого
сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной
деятельности.
Эстетического воспитания:
 восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям
и творчеству своего и других народов;
 умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
 первоначальные

представления

о

единстве

и

особенностях

художественной и научной картины мира;
 познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания:
 формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде;
 бережное

отношение

к физиологическим

системам

организма,

задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание,
артикуляция, музыкальный слух, голос);
 профилактика умственного и физического утомления с использованием
возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
 установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учѐбе, настойчивость в достижении поставленных целей;
 интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
 Экологического воспитания:
 бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей
вред.
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 воспитание
отзывчивости,

доброжелательности
понимания

и

и

эмоционально-нравственной

сопереживания

чувствам

других

людей;
 развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:

Освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых
как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях: умение выделять признаки и свойства, особенности объектов,
процессов и явлений действительности (в т.ч. социальных и культурных),
высказывать суждения на основе сравнения функциональных, эстетических
качеств, конструктивных особенностей объектов, процессов и явлений
действительности; осуществлять поиск и обработку информации (в том
числе с использованием компьютера).
Предметные результаты:
Готовность

к

нравственному

самосовершенствованию,

духовному

саморазвитию;
Знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
Понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
Формирование

первоначальных

представлений

о

светской

этике,

о

традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
Первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
Становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовных традициях народов России;
Осознание ценности человеческой жизни.
Чтение. Работа с текстом
Выпускник научится:
 находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
 определять тему и главную мысль текста;
 делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
 сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—
3 существенных признака;
 понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное
утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять
общий признак группы элементов);
 понимать информацию, представленную разными способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
 понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
 использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью
чтения;
 ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и
справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать формальные элементы текста (например,
подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
 работать с несколькими источниками информации;
 сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
 пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
 соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,
не показанные в тексте напрямую;

 формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
 сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
 составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
 делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
 составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится:
 высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
 оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
 на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность
получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути
восполнения этих пробелов;
 участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
сопоставлять различные точки зрения;
соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:

 использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять
компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
 организовывать систему папок для хранения собственной информации
в компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись
звука, изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
 вводить информацию в компьютер с использованием различных
технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.),
сохранять полученную информацию, набирать небольшие тексты на
родном языке; набирать короткие тексты на иностранном языке,
использовать компьютерный перевод отдельных слов;
 рисовать (создавать простые изображения)на графическом планшете;
 сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать программу распознавания сканированного текста на
русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
 подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству
результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные
носители (флэш-карты);
 описывать

по

определенному

алгоритму

объект

или

процесс

наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о
нем, используя инструменты ИКТ;
 собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

 редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей,
фотоизображений;
 пользоваться
редактора,

основными
использовать

функциями

стандартного

полуавтоматический

текстового

орфографический

контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях
разного вида; следовать основным правилам оформления текста;
 искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе
поиска

внутри

компьютера;

составлять

список

используемых

информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
 заполнять учебные базы данных.
 Выпускник получит возможность научиться:
 грамотно формулировать запросы при поиске в сети Интернет и базах
данных,

оценивать,

интерпретировать

и

сохранять

найденную

информацию; критически относиться к информации и к выбору
источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
 Выпускник научится:
 создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
 создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности

слайдов

с

использованием

иллюстраций,

видеоизображения, звука, текста;
 готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией:
создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку,
писать пояснения и тезисы для презентации;
 создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;

 создавать

простые

изображения,

пользуясь

графическими

возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых
фрагментов (аппликация);
 размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;
 пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной
образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на
экране и в файлах.
Выпускник получит возможность научиться:
 представлять данные;
 создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных
фрагментов и «музыкальных петель».
 Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
 создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно
управляемых средах (создание простейших роботов);
 определять последовательность выполнения действий, составлять
инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить
программы
для компьютерного исполнителя с использованием конструкций
последовательного выполнения и повторения;
 планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
 проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки
роботехнического проектирования
 моделировать объекты и процессы реального мира.

Раздел III.
Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с
учѐтом программы воспитания.
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни
человека и общества
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики.
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики.
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу
межкультурного

и

межконфессионального

диалога

как

фактора

общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего
класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных
завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих
проектов учащихся.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку
и презентацию творческих проектов на основе изученного материала.
Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На
презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта
учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал,
освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме.
В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность
ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других
духовных и культурных традициях России от своих одноклассников.
Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу
учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

IV раздел
Тематическое планирование
№

1

Наименование

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной

темы

во

воспитательной

программы

часов

деятельности

Введение. Духовные

2

Формирование у детей

ценности и

гражданско-патриотического

нравственные

сознания, духовно-

идеалы в жизни

нравственных ценностей

человека и общества

гражданина России.

«Школьный урок»
Урок – викторина
«Россия - наша Родина»

Воспитание порядочного
честного, достойного
гражданина, уважающего
культурные традиции России.

2

Основы светской
этики

28

Формирование у учащихся
таких качеств, как: долг,
ответственность, честь,

Урок-исследование
Урок-слушание
«Добродетели и пороки»

достоинство, основанные на
идеях добра, совести,
справедливости, уважения к
человеку;

Урок-презентация «Свобода
и ответственность»

понимания значимости

Урок – конференция

понятий «добро», «зло»,

«Жизнь человека – высшая

«вина», «стыд», «совесть»;

нравственная ценность»

интереса к семейным
традициям и своей
родословной, к прошлому
своей страны, ее культуре.
Развитие познавательного
интереса, повышение
интеллектуального уровня
учащихся.

Формирование потребности в
творческой деятельности

3

Духовные традиции

Формирование мотивации к

Урок-игра

многонационального

осознанному нравственному

Урок-викторина

народа России

поведению, основанному на

2

знании и уважении культурных
и религиозных традиций
многонационального народа
России, а также к диалогу с
представителями других
культур и мировоззрений.
Формирование у учащихся
таких качеств, как: долг,
ответственность, честь,
достоинство, основанные на
идеях добра, совести,
справедливости, уважения к
человеку;

Календарно – тематическое планирование
Темы

1

Дата
По плану

1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в
жизни человека и общества
Россия - наша Родина.

07.09
14.09

2

Основы религиозных культур и светской этики – 28 часов
Что такое светская этика?

21.09

3

Мораль и культура.

28.09

4

Особенности морали.

05.10

5

Добро и зло.

12.10

6

Добро и зло.

19.10

7

Добродетели и пороки.

26.10

8

Свобода и моральный выбор человека.

09.11

9

Свобода и моральный выбор человека.

16.11

10

Свобода и ответственность.

23.11

11

Моральный долг.

30.11

12

Справедливость.

07.12

13

Альтруизм и эгоизм.

14.12

14

Проверочная работа «Что значит быть моральным?» Тест.

21.12

15

Дружба.

11.01

16

Творческие работы учащихся.

18.01

17

Презентация творческих работ.

25.01

18

Род и семья – исток нравственных отношений

01.02

19

Нравственный поступок

08.02

20

Золотое правило нравственности

15.02

21

Стыд, вина и извинения

22.02

Фактически

22

Честь и достоинство

01.03

23

Совесть

15.03

24

Нравственные идеалы

22.03

25

Нравственные идеалы

05.04

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

12.04

27

Этикет

19.04

28

Семейные праздники. Традиции в бурятской семье.

26.04

29

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

03.05

30

Духовные традиции многонационального народа России – 2 часа
Защита творческих проектов.
10.05

31

Любовь и уважение к Отечеству.

17.05

32

Резервный урок

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».