Родная литература (русская), 7 класс

Раздел I.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» базового
уровня для учащихся 7 класса составлена на основе авторской программы
под

ред.

О.М.

Александровой,

Приказ

Министерства

просвещения

Российской Федерации №732 от 12.08.2022 г, «О внесении изменений в
федеральный государственный стандарт среднего общего образования,
утвержденный

приказом МО и НРФ от 17.05. 2012 №413» и других

нормативно-правовых актов.
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить
достижение следующих целей:
 воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать

произведения

родной

русской

литературы

и

обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским
гражданским сознанием и национальным самосознанием, чувством
патриотизма и гордости от принадлежности к многонациональному
народу России;
 формирование
литературе,

познавательного

воспитание

интереса

ценностного

к

родной

отношения

к

русской
ней

как

хранителю историко-культурного опыта русского народа, включение
обучающегося

в

культурно-языковое

поле

своего

народа

и

приобщение к его культурному наследию;
 осознание исторической преемственности поколений, формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и
ответственности за сохранение русской культуры;
 развитие

у

обучающихся

способностей,
самореализации
государстве.

интеллектуальных

необходимых
личности

для
в

успешной

и

творческих

социализации

многонациональном

и

российском

Учебный предмет «Родная литература (русская)» направлен на решение
следующих задач:
 приобщение к литературному наследию русского народа в контексте
единого исторического и культурного пространства России, диалога
культур всех народов Российской Федерации;
 осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения
к поколению историко-культурных, нравственных, эстетических
ценностей;
 выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей,

формирование

представлений

национально-специфичных

форм

о

многообразии

художественного

отражения

материальной и духовной культуры русского народа в русской
литературе;
 получение

знаний

развивающемся
литературой

о

родной

явлении

других

в

русской

контексте

народов

литературе

еѐ

как

о

взаимодействия

с

Федерации,

их

Российской

взаимовлияния;
 выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в
родной русской литературе; создание устных и письменных
высказываний,

содержащих

суждения

и

оценки

по

поводу

прочитанного;
 формирование опыта общения с произведениями родной русской
литературы в повседневной жизни и учебной деятельности;
 накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения

и

обоснования

собственных

читательских

предпочтений произведений родной русской литературы;
 формирование потребности в систематическом чтении произведений
родной русской литературы как средстве познания мира и себя в
этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;

 развитие умений работы с источниками информации, осуществление
поиска, анализа, обработки и презентации информации
из различных источников, включая Интернет, и др.
На изучение предмета «Родная литература (русская)» в 7 классе
учебном плане школы отводится 0,5 часов в неделю.

в

С учѐтом календаря

на 2022 – 2023 учебный год:
в 7-ом классе – 18 уроков
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок
реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
 Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке, не
только получать опыт, но и приобретать знания.
 Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
 Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся.
 Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные
результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
 Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

теоретической проблемы,

навык
навык

деятельность,

позволяющая

самостоятельного
генерирования

и

решения

оформления

собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для

достижения

воспитательных

задач

урока

используются

социокультурные технологии:


технология присоединения;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного
обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов:
содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический,
социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием
превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II.
Планируемые результаты
Важнейшими результатами освоения курса «Родная литература (русская)»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Гражданское воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
 активное участие в школьном само управлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотическое воспитание:
 осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление

интереса

к

познанию

родного

языка,

истории,

культуры

Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а
также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в
художественных произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного

выбора

с

оценкой

поведения

и

поступков

персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
 активное

неприятие

ответственность

асоциальных

личности

в

поступков,

условиях

свобода

и

индивидуального

и

общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
 восприимчивость к

разным

видам

искусства,

традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли

этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
 осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;


способность

адаптироваться

меняющимся

социальным,

к

стрессовым

информационным

ситуациям
и

и

природным

условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальней шие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясь на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудовое воспитание:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках

семьи,

социальной

школы,

города,

направленности,

края)

технологической

способность

и

инициировать,

планировать

и

самостоятельно

выполнять

такого

рода

деятельность;
 интерес

к

практическому

изучению

профессий

и

труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и знакомства с деятельностью героев на
страницах литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной

профессиональной

деятельности

и

развитие

необходимых умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;

 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числе при изучении произведений русского фольклора и
литературы;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования

и

жизненных

планов

с

учетом

личных и

общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценность научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности с учѐтом специфики школьного литературного
образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
 освоение
социальных

обучающимися
ролей,

социального

соответствующих

опыта,

ведущей

основных

деятельности

возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
 в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной

деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
 в

выявлении

и

связывании

образов,

необходимость

в

формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных,

осознавать

дефициты

собственных

знаний

и

терминами

и

компетентностей, планировать своѐ развитие;
 умение

оперировать

основными

понятиями,

представлениями в области концепции устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
 оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
 способность

осознавать

происходящие

изменения

стрессовую
и

их

ситуацию,

последствия,

оценивать

опираясь

на

жизненный и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
 оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и

явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-

литературного процесса);
 устанавливать

существенный

классифицировать

признак

литературные

объекты

классификации
по

и

существенному

признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
 с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия

в

рассматриваемых

литературных

фактах

и

закономерностей

и

наблюдениях над текстом;


предлагать

критерии

для

выявления

противоречий с учѐтом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных
явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной

задачи при

работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в литературном образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

 составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование

по

установлению

особенностей

литературного

объекта изучения, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 оценивать

на применимость

полученную

в

ходе

и достоверность

информацию,

лингвистического

исследования

(эксперимента);
 самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведѐнного наблюдения, исследования;
 владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов и обобщений;
 прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и

отборе

литературной

и

другой

информации

с

учѐтом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать,

анализировать,

систематизировать

интерпретировать,

литературную

и

другую

обобщать

и

информацию,

представленную в текстах, таблицах, схемах;
 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и

систематизации информации из одного или нескольких источников
с учѐтом поставленных целей;
 находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой
таблица,

схема)

и

информации (текст, презентация,
иллюстрировать

решаемые

задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надѐжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;


распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и
смягчать конфликты, вести переговоры;

 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение
общения;

учебной

задачи

и

поддержание

благожелательности

 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять

устные

и

письменные

тексты

с

использованием

иллюстративных материалов;
Совместная деятельность:
 использовать преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить

действия

по

еѐ

достижению:

распределять

роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;
 планировать

организацию

совместной

работы

на

уроке

литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять
свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);


выполнять

свою

часть

работы,

достигать

качественного

результата по своему направлению, и координировать свои
действия с другими членами команды;

 оценивать качество своего вклада в общий результат по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия на
литературных занятиях;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта
перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решения группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
 самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
 владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план
еѐ изменения;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной

задачи,

и

адаптировать

решение

к

меняющимся

обстоятельствам;
 объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
 понимать

причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому
опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и
условий общения;
 оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
 развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения

другого

человека,

анализируя

примеры

из

литературных произведений;
 регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
размышляя

над

взаимоотношениями

литературных

героев;
 признавать своѐ и чужое право на ошибку;
 принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;


осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.

Предметные результаты.
 выделять проблематику и понимать эстетическое своеобразие русских
народных песен (исторических и лирических), выявлять фольклорные
сюжеты и мотивы в русской литературе для развития представлений о
нравственном идеале русского народа; осознавать ключевые для
русского национального сознания культурные и нравственные смыслы
в произведениях о сибирском крае и русском поле;
 иметь устойчивые представления о богатстве русской литературы и
культуры в контексте культур народов России; русских национальных

традициях в произведениях о православном праздновании Пасхи и о
русских умельцах и мастерах;
 иметь понятие о русском национальном характере, истоках русского
патриотизма и героизма в произведениях о защите Родины; о загадках
русской души; взрослых проблемах, которые приходится решать
подросткам; об уникальности русского языка и родной речи;
 владеть

умением

давать

смысловой

анализ

фольклорного

и

литературного текста по предложенному плану и воспринимать
художественный текст как послание автора читателю, современнику и
потомку; создавать историко-культурные комментарии и собственные
тексты интерпретирующего характера в формате сравнительной
характеристики героев, ответа на проблемный вопрос.
 владеть

умениями

самостоятельной

проектно-исследовательской

деятельности и оформления еѐ результатов, навыками работы с
разными источниками информации и основными способами еѐ
обработки и презентации.

Раздел III.
Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с
учетом программы воспитания
7 класс
Раздел 1. Россия — Родина моя
Преданья старины глубокой. Русские народные песни. Исторические и
лирические песни (не менее двух). «На заре то было, братцы, на утренней…»,
«Ах вы, ветры, ветры буйные…» и др. Фольклорные сюжеты и мотивы в
русской литературе. А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине» (песня 1).
Стихотворения (не менее двух). Например: И. З. Суриков «Я ли в поле да не
травушка была…», А. К. Толстой «Моя душа летит приветом…» и др.
Города земли русской. Сибирский край. В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…»
(одна глава по выбору, например «Тобольск»). А. И. Солженицын. «Колокол
Углича».
Родные просторы. Русское поле. Стихотворения (не менее двух). И. С.
Никитин «Поле», И. А. Гофф «Русское поле» и др. Д. В. Григорович.
«Пахарь» (не менее одной главы по выбору).
Раздел 2. Русские традиции
Праздники русского мира. Пасха. Стихотворения (не менее двух). К. Д.
Бальмонт «Благовещенье в Москве», А. С. Хомяков «Кремлевская заутреня
на Пасху», А. А. Фет «Христос Воскресе!» (П. П. Боткину). А. П. Чехов.
«Казак». Тепло родного дома
Русские мастера. В. А. Солоухин. «Камешки на ладони» (не менее двух
миниатюр по

выбору). Ф. А. Абрамов. «Дом» (один фрагмент по выбору).

Стихотворения (не менее одного). Например: Р. И. Рождественский «О
мастерах» и др.
Раздел 3. Русский характер — русская душа
Не до ордена — была бы Родина. На Первой мировой войне. Стихотворения
(не менее двух). С. М. Городецкий «Воздушный витязь», Н. С. Гумилѐв
«Наступление», «Война» и др. М. М. Пришвин. «Голубая стрекоза». Загадки

русской души. Долюшка женская. Стихотворения (не менее двух). Ф. И.
Тютчев «Русской женщине», Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», Ю.
В. Друнина «И откуда вдруг берутся силы…», В. М. Тушнова «Вот
говорят: Россия…» и др. Ф. А. Абрамов. «Золотые руки».
О ваших ровесниках
Взрослые детские проблемы. А. С. Игнатова. «Джинн Сева». Н. Н. Назаркин.
«Изумрудная рыбка» (не менее двух глав по выбору, например, «Изумрудная
рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную жизнь»). Лишь слову жизнь дана
Такого языка на свете не бывало. Стихотворения (не менее одного).

7 КЛАСС
Наименование

Кол-

Основные направления

Модуль

темы

во

воспитательной

воспитательной

часов

деятельности

программы
«Школьный урок»

1

Россия-Родина

5

моя

Воспитание
отношения

уважительного Урок-исследование
к

носителям «Фольклорные сюжеты и

лучших человеческих качеств: мотивы
трудолюбие,
чувство

в

русской

мастерство, литературе»
собственного Конкурс

достоинства,

рисунков

доброта, «Русское поле»

щедрость, физическая сила
2

Русские

5

традиции

Формирование

гражданской Урок-конференция

позиции и

«Русские традиции»

национально-культурной
идентичности

(способности

осознанного отнесения
себя к родной культуре), а
также умению воспринимать
родную культуру в
контексте мировой.
3

«Русский

Осознание важности труда

Конкурс выразительного

характер-

человека, его позиции,

чтения « Героями полна

русская душа

стремление к нравственному и

Россия».

эстетическому идеалу в

Урок-конференция

результате чтения

«Образ

художественных

русской литературе»

8

произведений. Осознание
внутренней сил, духовной
красоты человека. Воспитание
негативного отношения к
равнодушию, безразличному
отношению к окружающим
людям, природе.

женщины

в

Итого

18

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема

Дата проведения
по плану
по факту
Раздел 1. «Россия – Родина моя» (5 ч.)
Русские народные песни (исторические и
13.01
лирические): «На заре то было, братцы, на
утренней…», «Ах вы, ветры, ветры
буйные…»
Фольклорные сюжеты и мотивы в русской
20.01
литературе: А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке
Разине» (песня 1), И. З. Суриков. «Я ли в
поле да не травушка была…», А. К. Толстой.
«Моя душа летит приветом…»
Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь,
27.01
Сибирь…» (глава «Тобольск»), А. И.
Солженицын. «Колокол Углича»
Русское поле:
03.02
И. С. Никитин. «Поле»
И. А. Гофф. «Русское поле»
Д. В. Григорович. «Пахарь» ( главы из
повести)
Проверочная работа по итогам изучения
10.02
раздела
Раздел 2. «Русские традиции» ( 5 ч,)
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье вМоскве»,
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху»,
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину),
А. П. Чехов. «Казак»
Пасха:
К. Д. Бальмонт «Благовещенье вМоскве»,
А. С. Хомяков. «Кремлевская заутреня на
Пасху»,
А. А. Фет. «Христос Воскресе!» (П. П.
Боткину),
А. П. Чехов. «Казак»
Русские мастера:
С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент),
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент),
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Русские мастера:

17.02

24.02

03.03

10.03

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.
18.

С. А. Есенин. «Ключи Марии» (фрагмент),
Ф. А. Абрамов. «Дом» (фрагмент),
В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»
Намсараев Хоца Намсараевич – бурятский
17.03
писатель
Раздел 3. «Русский характер – русская душа» (8 ч)
На Первой мировой войне:
С. М. Городецкий. «Воздушный витязь»,
Г. М. Иванов. «О, твѐрдость, о, мудрость
прекрасная…», «Георгий Победоносец»
На Первой мировой войне:
Н. С. Гумилѐв. «Наступление», «Война», М.
М. Пришвин. «Голубая стрекоза»
Долюшка женская: Ф. И. Тютчев. «Русской
женщине», Н. А. Некрасов. «Внимая ужасам
войны…», Ю. В. Друнина. «И откуда вдруг
берутся силы…»
Долюшка женская:
Ф.
А.
Абрамов.
«Золотые руки», В. М. Тушнова. «Вот
говорят: Россия…»
Взрослые детские проблемы: А. С. Игнатова.
«Джинн
Сева»,
Н.
Н.
Назаркин.
«Изумрудная рыбка» (главы «Изумрудная
рыбка», «Ах, миледи!», «Про личную
жизнь»).
Такого языка на свете не бывало:
Вс. Рождественский. «В родной поэзии
совсем не старовер…»
Проверочная работа по итогам изучения
раздела
Урок-игра по теме «Российская символика»

24.03

07.04

14.04

21.04

28.04

05.05

12.05
19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».