Родной язык (русский), 7 класс

Раздел I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» базового
уровня для учащихся 7 класса составлена на основе авторской программы
под ред. Т.М. Воителевой, Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации №732 от 12.08.2022 г, «О внесении изменений в федеральный
государственный стандарт среднего общего образования, утвержденный
приказом МО и НРФ ио 17.05. 2012 №413» и других нормативно-правовых
актов.
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» направлена на
формирование взаимосвязи между процессом изучения и процессом
использования языка. Содержание курса представляет собой единство
процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории
речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования
умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых
средств в разнообразных условиях общения. В программе учтены
возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным

и

метапредметным

результатам

обучения,

а

также

межпредметные связи гуманитарных предметов на уровне основного общего
образования.
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного
общего образования являются:
 воспитание гражданина и патриота; формирование российской
гражданской

идентичности

многоконфессиональном

в

обществе;

поликультурном
развитие

и

представлений

о

родном русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка;

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного отношения к русскому языку, а через него — к
родной

культуре;

воспитание

ответственного

отношения

к

сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание
уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
 расширение знаний о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах
русского литературного языка; о национальных особенностях
русского речевого этикета;
 совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности

и

способности

взаимопониманию,

к

речевому

потребности

взаимодействию
к

и

речевому

самосовершенствованию;
 совершенствование познавательных и интеллектуальных умений
опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения;
 совершенствование

текстовой

деятельности;

развитие

умений

функциональной грамотности осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и др.);
 развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку

(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Рабочая программа составлена с учетом модуля «Школьный урок», в
котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие
реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
 Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки- исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке,
не только получать опыт, но и приобретать знания.
 Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
 Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся.
 Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
 Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

теоретической проблемы,

деятельность,

навык
навык

позволяющая

самостоятельного
генерирования

и

решения

оформления

собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для

достижения

воспитательных

задач

урока

используются

социокультурные технологии:


технология присоединения;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.

Основу

социокультурных

технологий

составляет

идея

активного

обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов:
содержательный, коммуникативный,

управленческий,

психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием
превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II.
Планируемые результаты
Важнейшими результатами освоения курса «Родной язык (русский)»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по «Родной язык (русский)» на
уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные

результаты

освоения

обучающихся руководствоваться

должны

системой

отражать

позитивных

готовность
ценностных

ориентаций и расширение опыта деятельности на еѐ основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданское воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного

сообщества,

родного

края,

страны, в том числе в

сопоставлении с ситуациями, отражѐнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтѐрство).
Патриотическое воспитание:
 осознание

российской

поликультурном

и

гражданской

идентичности

многоконфессиональном

в

обществе,

понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
 ценностное отношение к русскому языку, к
своей Родины

—

России,

к

науке,

достижениям

искусству,

боевым

подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражѐнным в художественных произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому

и

природному

наследию

и

памятникам,

традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
 готовность оценивать своѐ поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции

нравственных и правовых норм с учѐтом осознания последствий
поступков;
 активное неприятие асоциальных поступков;
 свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 понимание эмоционального воздействия искусства;
 осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
 осознание важности русского языка как средства коммуникации
и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
 осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья;
 соблюдение

правил

безопасности,

в

том

числе

навыки

безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового

образования;

способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся

социальным,

информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение

осознавать

своѐ

эмоциональное

состояние

и

эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь

на

примеры

из

литературных

произведений,

написанных на русском языке;


сформированность навыков рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,

способность

инициировать,

планировать

и

самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес

к

практическому

изучению

профессий

и

труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей;
 уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования

и

жизненных

планов с

учѐтом

личных

и

общественных интересов и потребностей;
 умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологическое воспитание:
 ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично

выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
 повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде,

в

том

числе

литературными

сформированное

при

произведениями,

знакомстве с
поднимающими

экологические проблемы;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;


осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

 готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической направленности.
Ценность научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений о б
человека, природы и

основных
общества,

закономерностях
взаимосвязях

развития
человека

с

природной и социальной средой, закономерностях развития языка;
 овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения
как средства познания мира;
 овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учѐтом специфики школьного языкового образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
 освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных ролей, норм и правил общественного поведения,

форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
 потребность в действии в
повышении

уровня

условиях

своей

неопределѐнности,

компетентности

в

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной

деятельности

новые

знания,

навыки и компетенции из опыта других;
 необходимость в формировании новых знаний, умений связывать
образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных

знаний

и

компетенций,

планирование

своего

развития;
 умение

оперировать

представлениями в

основными

понятиями,

терминами

и

области концепции устойчивого развития,

анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учѐтом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
 способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;


оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия;

 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать

опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых
единиц, языковых явлений и процессов;
 устанавливать существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 классифицировать

языковые

единицы

по

существенному

признаку;
 выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
 выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов, разными единицами языка,
сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
 использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в языковом образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов,

причинно-следственных

связей

и

зависимостей

и достоверность

информацию,

объектов между собой;
 оценивать

на применимость

полученную

в

ходе

лингвистического

исследования

(эксперимента);
 самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведѐнного наблюдения, исследования;
 владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов и обобщений;
 прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;

 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации

информации

из

одного

или

нескольких

источников с учѐтом поставленных целей;
 находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации

(текст,

иллюстрировать
диаграммами,

презентация,

решаемые
иной

задачи

графикой

и

таблица,
несложными
их

схема)

и

схемами,

комбинациями

в

зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Метапредметные результаты
2.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки языковых
единиц, языковых явлений и процессов;
 устанавливать существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
 классифицировать

языковые

единицы

по

существенному

признаку;
 выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;
 предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
 выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;
 выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов, разными единицами языка,
сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учѐтом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
 использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в языковом образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов,

причинно-следственных

связей

и

зависимостей

и достоверность

информацию,

объектов между собой;
 оценивать
полученную

на применимость
в

ходе

лингвистического

исследования

(эксперимента);
 самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведѐнного наблюдения, исследования;
 владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов и обобщений;
 прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации с учѐтом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
 выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;
 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации

информации

из

одного

или

нескольких

источников с учѐтом поставленных целей;
 находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации

(текст,

иллюстрировать
диаграммами,

презентация,

решаемые
иной

задачи

графикой

и

таблица,
несложными
их

схема)

и

схемами,

комбинациями

в

зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надѐжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной моно- логической речи и в письменных текстах;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
 знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику

и

в

корректной

форме

формулировать

свои

возражения;
 в

ходе

диалога/дискуссии

задавать

вопросы

по

существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично
анализа,

представлять

результаты

выполненного

проведѐнного

лингвистического

языкового

эксперимента,

исследования, проекта;
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.

Совместная деятельность:
 понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия

по

еѐ

достижению:

распределять

роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
 планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия),
команды,

распределять

участвовать

в

задачи

групповых

между

членами

формах

работы

(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
 выполнять свою часть работы, достигать качественный результат
по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды;
 оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и проявлять готовность к представлению отчѐта
перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное,

принятие

решения

в

группе,

принятие

решения группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
 самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
 владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план еѐ
изменения;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной

задачи,

и

адаптировать

решение

к

меняющимся

обстоятельствам;
 объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
 понимать

причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому
опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и
условий общения;
 оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
 развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
 регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:

 осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
 признавать своѐ и чужое право на ошибку;
 принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;
 осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
7 класс
Язык и культура:
 характеризовать внешние причины исторических изменений в
русском языке (в рамках изученного); приводить при- меры;
распознавать и характеризовать устаревшую лексику с национальнокультурным

компонентом

значения

(историзмы,

архаизмы);

понимать особенности еѐ употребления в текстах;
 характеризовать процессы перераспределения пластов лексики между
активным и пассивным запасом; приводить примеры актуализации
устаревшей лексики в современных контекстах;
 характеризовать лингвистические и нелингвистические причины
лексических

заимствований;

определять

значения

лексических

заимствований последних десятилетий; целесообразно употреблять
иноязычные слова;
 использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок;
фразеологические словари; словари иностранных слов; словари
синонимов,

антонимов;

учебные

этимологические

словари,

грамматические словари и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
 соблюдать нормы ударения в глаголах, причастиях, деепричастиях,
наречиях; в словоформах с непроизводными предлогами (в рамках
изученного); различать основные и допустимые нормативные
варианты

постановки

ударения

в

глаголах,

причастиях,

деепричастиях,

наречиях,

в

словоформах

с

непроизводными

предлогами;
 употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием

лексической

сочетаемости;

соблюдать

нормы

употребления паронимов;
 анализировать и различать типичные грамматические ошибки (в
рамках изученного); корректировать устную и письменную речь с
учѐтом

еѐ

соответствия

основным

нормам

современного

литературного языка;
 употреблять слова с учѐтом вариантов современных орфоэпических,
грамматических и стилистических норм;
 анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
 использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета (запрет на употребление
грубых слов, выражений, фраз; исключение категоричности в
разговоре и т. д.); соблюдать нормы русского невербального этикета;
 использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов,
антонимов, паронимов; грамматические словари и справочники, в
том числе мультимедийные; использовать орфографические словари
и справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
 использовать разные виды речевой деятельности для решения
учебных задач; владеть умениями информационной переработки
прослушанного или прочитанного текста; основными способами и
средствами

получения,

переработки

и

преобразования

информации;

использовать

информацию

словарных

статей

энциклопедического и лингвистических словарей для решения
учебных задач;
 характеризовать традиции русского речевого общения; уместно

использовать

коммуникативные

стратегии

и

тактики

при

контактном общении: убеждение, комплимент, спор, дискуссия;
 анализировать логико-смысловую структуру текста; распознавать
виды

абзацев;

распознавать

и

анализировать

разные

типы

заголовков текста; использовать различные типы заголовков при
создании собственных текстов;
 анализировать и создавать тексты рекламного типа; текст в жанре
путевых заметок; анализировать художественный текст с опорой на
его сильные позиции;
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;

оформлять

результаты

проекта

(исследования),

представлять их в устной и письменной форме;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
 пользоваться

различными

видами

чтения

(просмотровым,

поисковым)

учебно-научных,

ознакомительным,

изучающим,

художественных,

публицистических

текстов

различных

функционально-смысловых типов, в том числе сочетающих разные
форматы представления информации (инфографика, диаграмма,
дисплейный текст и др.);
 владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации (аннотация, конспект);
использовать

графики,

диаграммы,

схемы

для

представления

информации;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности
анекдота, шутки; уместно использовать жанры разговорной речи в
ситуациях неформального общения;
 анализировать структурные элементы и языковые особенности

делового письма;
 создавать устные учебно-научные сообщения различных видов, отзыв
на проектную работу одноклассника; принимать участие в учебнонаучной дискуссии;
 понимать

и

использовать

в

собственной

речевой

практике

прецедентные тексты;
 анализировать

и

создавать

тексты

публицистических

жанров

(проблемный очерк);
 создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;

оформлять

реферат

в

письменной

форме

и

представлять его в устной и письменной форме;
 владеть правилами информационной безопасности при общении в
социальных сетях.

Раздел III.
Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с
учетом программы воспитания.
7 класс
Язык и культура
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их
национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения
(прецедентные тексты) из произведений художественной литературы,
кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как
объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном
русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный
рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых
слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их
стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация
процесса заимствования иноязычных слов. Исконнорусская
слова

общеиндоевропейского фонда,

слова

лексика:
праславянского

(общеславянского) языка, древнерусские (общевосточнославянские) слова,
собственно русские слова. Роль старославянизмов в развитии русского
литературного языка и их приметы. Стилистически нейтральные, книжные,
устаревшие старославянизмы. Иноязычная лексика в разговорной речи,
дисплейных

текстах,

современной

публицистике.

Речевой

этикет.

Благопожелание как ключевая идея речевого этикета. Речевой этикет и
вежливость.

«Ты»

и

«ВЫ»

в

русском

речевом

этикете

и

в

западноевропейском, американском речевых этикетах. Называние другого
и себя, обращение к знакомому и незнакомому Специфика приветствий,
традиционная тематика бесед у русских и других народов.
Культура речи

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Типичные орфоэпические ошибки в современной речи. Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Терминология и точность речи. Нормы употребления терминов в
научном стиле речи. Особенности употребления терминов в публицистике,
художественной

литературе,

разговорной

речи.

Типичные

речевые

ошибки‚ связанные с употреблением терминов.
Нарушение

точности

словоупотребления

заимствованных

слов.

Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная
лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные
ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование сказуемого с
подлежащим. Нормы построения словосочетаний по типу согласования.
Управление:

управление

предлогов

благодаря,

согласно,

вопреки.

Правильное построение словосочетаний по типу управления.
Нормы

употребления

причастных

и

деепричастных

оборотов‚

предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении
сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и
однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное
предложение лишних указательных местоимений. Отражение вариантов
грамматической нормы в современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет Активные процессы в речевом этикете. Новые варианты
приветствия и прощания, возникшие в СМИ; изменение обращений‚
использования собственных имен; их оценка. Речевая агрессия. Этикетные

речевые тактики и приѐмы в коммуникации‚ помогающие противостоять
речевой агрессии. Синонимия речевых формул.
Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие
нетикета. Этикет Интернетпереписки. Этические нормы, правила этикета
Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в
ситуациях делового общения.
Речь. Речевая деятельность Язык и речь.
Виды речевой деятельности. Основные методы, способы и средства
получения, переработки информации. Текст как единица языка и речи.
Структура

аргументации:

тезис,

аргумент.

Правила

эффективной

аргументации.

Способы

Причины

аргументации.
неэффективной

аргументации в учебно-научном общении. Доказательство и его структура.
Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств.
Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика
аргументов, критика демонстрации.
Функциональные

разновидности

языка.

Разговорная

речь.

Научный стиль речи. Специфика оформления текста как результата
проектной (исследовательской) деятельности. Реферат. Слово на защите
реферата. Учебно-научная дискуссия. Стандартные обороты речи для
участия в учебно-научной дискуссии. Правила корректной дискуссии.
Язык художественной литературы. Сочинение в жанре письма другу (в
том числе электронного), страницы дневника и т.д.
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при
общении в социальных сетях.

Раздел IV
Тематическое планирование
7 КЛАСС
№

Содержание учебного
материала

Количество

Ключевые вопросы воспитания

часов

Реализация воспитательного
потенциала урока (виды и формы
деятельности)

1

Язык и культура

6

Формирование

представления о единстве и Урок-игра « Знаете ли вы?»

многообразии

языкового

и

культурного Проект

«Лексика

активного

и

пространства России, о русском языке как пассивного запаса.»
духовной, нравственной и культурной ценности
народа. Осознание языка как формы
выражения

национальной

культуры,

взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского
языка, владение нормами
русского

речевого

этикета,

культурой

межнационального общения.
2

Культура речи

6

Овладение лингвистическим материалом для Урок-конференция
развития

способностей,

познавательных
обучающихся

интересов,

«Основные

удовлетворения орфоэпические нормы современного
самореализации русского языка»
Урок-игра «Речевой этикет»

3

Язык
и
речь.
деятельность. Текст

Речевая

4

Формирование умения осознанно использовать Своя игра по теме «Стили и типы
речевые средства в соответствии с задачей речи»
коммуникации для выражения своих чувств, Конкурс сочинений
мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности.

Итого:

16

Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ п/п

Тема

Колво
часов
Язык и культура
1. Русский язык как развивающееся явление
1
2. Лексика активного и пассивного запаса.
1
3. Историзмы и архаизмы. Бурятские пословицы.
1
4. Лексические заимствования последних
1
десятилетий
5. Лексические заимствования последних
1
десятилетий
6. Проверочная работа по разделу «Язык и
1
культура»
Культура речи
7. Основные орфоэпические нормы современного
1
русского языка
8. Основные лексические нормы современного
1
русского языка
9. Основные грамматические нормы
1
современного русского языка
10. Основные грамматические нормы
1
современного русского языка
11. Речевой этикет
1

Дата по
плану

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10

18.10
25.10
08.11
15.11
22.11

12. Контрольная работа по нормам современного
1
русского языка
Язык и речь. Речевая деятельность. Текст

29.11

13. Виды абзацев. Типы текстовых структур.
Заголовки текстов
14. Типы речи

1

06.12

1

13.12

15. Стили речи

1

20.12

16. Итоговый урок

1

27.12

Дата по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».