Химия 10-11 классы

1

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для
учащихся

10-11

классов

разработана

на

основе

примерной

программы по химии, одобренной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от
27.09.2021 г.),
федерац

приказа

Министерства

просвещения

Российской

№ 732 от 12.08.2022 «О внесении изменений в

федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования, утвержденный приказом МО и Н РФ от
17.05.2012 г. № 413» и других нормативно-правовых актов.
Рабочая программа по предмету «Химия» базового уровня составлена в
соответствии с ФГОС ООО и адресована обучающимся 10 – 11-х классов
МАОУ СОШ №24 г. Улан-Удэ. В основу настоящей программы положены
такие принципы, связанные с требованиями ФГОС ООО, как личностно
ориентированный,
ориентированный,

культурно
с

ориентированный,

использованием

деятельностно

национально-регионального

компонента.
Данная

программа

конкретизирует

содержание

стандарта,

даѐт

распределение учебных часов по разделам курса, последовательность
изучения тем и разделов с учѐтом межпредметных и внутрипредметных
связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. В
программе определѐн перечень демонстраций, лабораторных опытов,
практических занятий и расчѐтных задач.
Целями изучения предмета «Химия» являются:
 формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию
решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся
условиям жизни;

2

 направленность
учащихся
научным

к

обучения

на

самостоятельной

методам

познания,

систематическое

приобщение

познавательной
формирующим

деятельности,
мотивацию

и

развитие способностей к химии;
 обеспечение

условий,

способствующих

приобретению

обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и
самопознания, ключевых навыков (ключевых компетенций),
имеющих

универсальное

значение

для

различных

видов

деятельности;
 формирование

умений

объяснять

и

оценивать

явления

окружающего мира на основании знаний и опыта, полученных
при изучении химии;
 формирование у обучающихся гуманистических отношений,
понимания

ценности

химических

знаний

для

выработки

экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности

в

целях

сохранения

своего

здоровья

и

окружающей природной среды;
 развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю
и

самовоспитанию

ценностей,

на

готовности

основе
к

усвоения

осознанному

общечеловеческих

выбору

профиля

и

направленности дальнейшего обучения.
К задачам изучения «Химия» относятся:
 обеспечение преемственности начального общего, основного общего и
среднего общего образования;
 обеспечение

доступности

получения

качественного

образования,

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы всеми обучающимися;
 установление требований к воспитанию и социализации обучающихся, как
части

образовательной

программы

и

соответствующему

усилению

воспитательного потенциала школы;
3

 обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм
организации

образовательного

процесса,

взаимодействия

всех

его

участников;
 выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных
детей;
 социальное

и

учебно-исследовательское

проектирование,

профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов,
психологов, социальных педагогов;
 сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности;
 формирование системы химических знаний — важнейших
фактов,

понятий,

законов

и

теоретических

положений,

доступных обобщений мировоззренческого характера, языка
науки,

знаний

о

научных

методах

изучения

веществ

и

химических реакций;
 формирование и развитие умений и способов деятельности
учащихся,

связанных

с

планированием,

наблюдением

и

проведением химического эксперимента;
 соблюдение правил безопасного обращения с веществами на
уроке и в по­ вседневной жизни.
Химия

как

элемент

системы

естественных

наук

распространила своѐ влияние на все области человеческого
существования, задала новое видение мира. Знание химии служит
основой

для

формирования

мировоззрения

человека,

его

представлений о материальном единстве мира.
В условиях возрастающего значения химии в жизни общества
существенно повысилась роль химического образования. В плане
социализации оно является одним из условий формирования
интеллекта личности и гармоничного еѐ развития.

4

Современному человеку химические знания необходимы для
приобретения общекультурного уровня, позволяющего уверенно
трудиться в социуме и ответственно участвовать в многообразной
жизни общества, для осознания важности разумного отношения к
своему здоровью и здоровью других, к окружающей природной
среде, для грамотного поведения при использовании различных
материалов и химических веществ в повседневной жизни .
Химическое образование в основной школе является базовым
по отношению к системе общего химического образования.
Поэтому на соответствующем ему уровне оно реализует присущие
общему химическому образованию ключевые ценности, которые
отражают государственные, общественные и индивидуальные
потребности.
обучения,

Этим

определяется

воспитания

и

сущность

развития

общей

обучающихся

стратегии
средствами

учебного предмета «Химия».
Изучение предмета:
 способствует реализации возможностей для саморазвития и
формирования культуры личности, еѐ общей и функциональной
грамотности;
 вносит

вклад

в

формирование

мышления

и

творческих

способностей подростков, навыков их самостоятельной учебной
деятельности,

экспериментальных

и

исследовательских

умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
 знакомит со спецификой научного мышления, закладывает
основы целостного взгляда на единство природы и человека,
является

ответственным

этапом

в

формировании

естественно­научной грамотности подростков;

5

 способствует

формированию

ценностного

отношения

к

естественно­научным знаниям, к природе, к человеку, вносит
свой вклад в экологическое образование школьников.
Названные направления в обучении химии обеспечиваются
спецификой

содержания

предмета,

который

является

педагогически адаптированным отражением базовой науки химии
на определѐнном этапе еѐ развития.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
10 класс
1.Габриелян

О.С.,

Лысова

Г.Г.

Химия

10

класс.

Учебник

для

общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
2.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 10 класс. Базовый уровень. Учебник
для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006
3.Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Настольная книга учителя 10
класс/ в двух частях/ Учебно-методическое пособие. - М.: Дрофа, 2004.
4.Габриелян О.С., Березкин П.Н., Ушакова А.А. и др. Химия 10 класс:
контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна, Г.Г.
Лысовой. Химия 11 класс. – М.: Дрофа, 2004
5.Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Химия для школьников старших классов и
поступающих в ВУЗы. Учебное пособие, -М.: Дрофа, 2005.
6.Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия 10 класс. Методическое пособие. – М.:
Дрофа, 2003.
11 класс
1.Учебник для образовательных учреждений «Химия. 11 класс (базовый
уровень)» О.С. Габриелян. -М.: Дрофа 2009-2014г.
2.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 кл.:
Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2010г
3.Химия. 11 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С.
Габриеляна «Химия. 11 / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и
др. — М.: Дрофа, 2009г.
6

4.Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Изучаем химию в 11 к л.: Дидактические
материалы. — М.: Блик плюс, 2009г.
5.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах,
упражнениях. 10-11кл. — М.: Дрофа, 2009г.
Место предмета в учебном плане школы
В

системе

общего

образования

«Химия»

признана

обязательным учебным предметом, который входит в состав
предметной области «Естественно­научные предметы».
Учебным планом на еѐ изучение отведено 136 учебных
часов — по 2 ч в неделю в 10 и 11 классах соответственно.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время,
которое может быть использовано участниками образовательного
процесса

в

целях

содержания
обязательная
установленная

формирования

конкретной

рабочей

(инвариантная)
примерной

вариативной

часть

рабочей

составляющей

программы.
содержания
программой,

При

этом

предмета,
и

время,

отводимое на еѐ изучение, должны быть сохранены полностью.

7

Раздел II. Планируемые результаты
Личностные

результаты,

с

учѐтом

рабочей

программы

воспитания:
1. Патриотического воспитания
 ценностного

отношения

к

отечественному

культурному,

историческому и научному наследию, понимания значения
химической науки в жизни современного общества, способности
владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2. Гражданского воспитания
 представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других

видах

совместной

деятельности;
деятельности

готовности
при

к

разнообразной

выполнении

учебных,

познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и
взаимопомощи
готовности

в

процессе

оценивать

своѐ

этой

учебной

поведение

и

деятельности;

поступки

своих

товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учѐтом
осознания последствий поступков;
3. Ценности научного познания
 мировоззренческих представлений о веществе и химической
реакции, соответствующих современному уровню развития
науки и составляющих основу для понимания сущности
научной

картины

мира;

представлений

об

основных

закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной

средой,

о

роли

химии

в

познании

этих

закономерностей;
8

 познавательных мотивов, направленных на получение новых
знаний по химии, необходимых для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений;
 познавательной, информационной и читательской культуры, в
том

числе

навыков

самостоятельной

работы

с

учебными

текстами, справочной литературой, доступными техническими
средствами информационных технологий;
 интереса к обучению и познанию, любознательности, готовности
и

способности

исследовательской

к

самообразованию,

деятельности,

к

проектной

осознанному

и

выбору

направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4. Формирования культуры здоровья
 осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания
последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения
правил безопасности при обращении с химическими веществами
в быту и реальной жизни;
5. Трудового воспитания
 интереса к практическому изучению профессий и труда раз­
личного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных
знаний

по

химии,

осознанного

выбора

индивидуальной

траектории продолжения образования с учѐтом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и
потребностей;

успешной профессиональной

деятельности

и

развития необходимых умений; готовность адаптироваться в
профессиональной среде;
6. Экологического воспитания

9

 экологически целесообразного отношения к природе как
источнику

жизни

на

Земле,

основе

еѐ

существования,

понимания ценности здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к собственному физическому и
психическому здоровью, осознания ценности соблюдения правил
безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
 способности применять знания, получаемые при изучении
химии,

для

решения

задач,

связанных

с

окружающей

природной

средой,

повышения

уровня

экологической

культуры,

осознания

глобального

характера

экологических

проблем и путей их решения посредством методов химии;
 экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Метапредметными результатами изучения курса «Химия» в 10-11
классах является формирование универсальных учебных действий:
 самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему,
определять цель учебной деятельности;
 выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,
 работая

по

плану,

сверять

свои

действия

с

целью

и,

при

необходимости, выбирать из предложенных и искать самостоятельно
средства достижения цели; (индивидуально или в группе) план
решения
 проблемы; исправлять ошибки самостоятельно;
 в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные
критерии оценки
 обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством
учителя;
 ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и
предлагает несколько способов ее достижения;
10

 самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учѐта
выделенных

учителем ориентиров действия

в новом учебном

материале;
 планирует ресурсы для достижения цели;
 называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и
предлагает пути их преодоления в дальнейшей деятельности;
 анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и
явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
 осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 строить

логическое

рассуждение,

включающее

установление

выделением

существенных

причинно-следственных связей;
 создавать

схематические

модели

с

характеристик объекта;
 составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
 преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.);
 уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ
достоверность. осуществляет расширенный поиск информации с
 использованием ресурсов библиотек и Интернета;
 считывает информацию, представленную с использованием ранее
неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего
их толкование;
 создает модели и схемы для решения задач. Переводит сложную по
составу информацию из графического или символьного представления
в текст и наоборот;
 устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
 дает определение понятиям; обобщает понятия;
11

 осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к
родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с
большим объѐмом;
 осуществляет сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая
основания и критерии для указанных логических операций;
 знает основы ознакомительного чтения;
 имеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное,
главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых
событий).
 соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и
дискуссии;
 пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном
выступлении), диалоге, дискуссии;
 формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их;
 координирует свою позицию с позициями партнѐров в сотрудничестве
при выработке общего;
 устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем
принимать решения и делать выбор;
 осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь; умеет работать в группе; устанавливает
рабочие

отношения,

эффективно

сотрудничает

и

способствует

продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и
строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
Требования к предметным результатам освоения базового курса
химии должны отражать:
 сформированность

представлений:

о

химической

составляющей

естественнонаучной картины мира, роли химии в познании явлений
природы, в формировании мышления и культуры личности, ее
12

функциональной грамотности, необходимой для решения практических
задач и экологически обоснованного отношения к своему здоровью и
природной среде;
 владение

системой

химических

знаний,

которая

включает:

основополагающие понятия (химический элемент, атом, электронная
оболочка атома, s-, р-, d-электронные орбитали атомов, ион, молекула,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
связь, моль, молярная масса, молярный объем, углеродный скелет,
функциональная группа, радикал, изомерия, изомеры, гомологический
ряд, гомологи, углеводороды, кислород- и азотсодержащие соединения,
биологически активные вещества (углеводы, жиры, белки), мономер,
полимер,

структурное

звено,

высокомолекулярные

соединения,

кристаллическая решетка, типы химических реакций (окислительновосстановительные, экзо-и эндотермические, реакции ионного обмена),
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
окислитель,

восстановитель,

скорость

химической

реакции,

химическое равновесие), теории и законы (теория химического
строения

органических

электролитической

веществ

диссоциации,

A.M.

Бутлерова,

периодический

теория

закон

Д.И.

Менделеева, закон сохранения массы), закономерности, символический
язык

химии,

фактологические

сведения

о

свойствах,

составе,

получении и безопасном использовании важнейших неорганических и
органических веществ в быту и практической деятельности человека;
 сформированность

умений

выявлять

характерные

признаки

и

взаимосвязь изученных понятий, применять соответствующие понятия
при описании строения и свойств неорганических и органических
веществ и их превращений; выявлять взаимосвязь химических знаний с
понятиями и представлениями других естественнонаучных предметов;
 сформированность умений использовать наименования химических
соединений международного союза теоретической и прикладной химии
13

и тривиальные названия важнейших веществ (этилен, ацетилен,
глицерин, фенол, формальдегид, уксусная кислота, глицин, угарный
газ, углекислый газ, аммиак, гашеная известь, негашеная известь,
питьевая сода и других), составлять формулы неорганических и
органических веществ, уравнения химических реакций, объяснять их
смысл; подтверждать характерные химические свойства веществ
соответствующими экспериментами и записями уравнений химических
реакций;
 сформированность умений устанавливать принадлежность изученных
неорганических и органических веществ к определенным классам и
группам соединений, характеризовать их состав и важнейшие свойства;
определять

виды

химических

связей

(ковалентная,

ионная,

металлическая, водородная), типы кристаллических решеток веществ;
классифицировать химические реакции;
 владение

основными

химических

явлений

методами

научного

(наблюдение,

познания

измерение,

веществ

и

эксперимент,

моделирование);
 сформированность

умений

проводить

расчеты

по

химическим

формулам и уравнениям химических реакций с использованием
физических величин, характеризующих вещества с количественной
стороны: массы, объема (нормальные условия) газов, количества
вещества; использовать системные химические знания для принятия
решений в конкретных жизненных ситуациях, связанных с веществами
и их применением;
 сформированность умений планировать и выполнять химический
эксперимент (превращения органических веществ при нагревании,
получение этилена и изучение его свойств, качественные реакции на
альдегиды, крахмал, уксусную кислоту; денатурация белков при
нагревании, цветные реакции белков; проводить реакции ионного
обмена, определять среду водных растворов, качественные реакции на
14

сульфат-, карбонат- и хлорид-анионы, на катион аммония; решать
экспериментальные задачи по темам "Металлы" и "Неметаллы") в
соответствии с правилами техники безопасности при обращении с
веществами и лабораторным оборудованием; представлять результаты
химического

эксперимента

в

форме

записи

уравнений

соответствующих реакций и формулировать выводы на основе этих
результатов;
 сформированность умения анализировать химическую информацию,
получаемую из разных источников (средств массовой информации,
сеть Интернет и другие);
 сформированность

умений

соблюдать

правила

экологически

целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности в целях
сохранения своего здоровья и окружающей природной среды;
учитывать опасность воздействия на живые организмы определенных
веществ,

понимая

смысл

показателя

предельной

допустимой

концентрации;
 для

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья:

сформированность умения применять знания об основных доступных
методах познания веществ и химических явлений.

15

Раздел 2. Содержание программы «Органическая химия»
10 класс
Теория строения органических соединений А. М. Бутлерова.
Предмет органической химии. Органические вещества: природные,
искусственные

и

синтетические.

Особенности

состава

и

строения

органических веществ. Витализм и его крах. Понятие об углеводородах.
Основные положения теории химического строения Бутлерова.
Валентность. Структурные формулы — полные и сокращѐнные. Простые
(одинарные) и кратные (двойные и тройные) связи. Изомеры и изомерия.
Взаимное влияние атомов в молекуле.
Углеводороды и их природные источники
Предельные углеводороды. Алканы. Определение. Гомологический
ряд алканов и его общая формула. Структурная изомерия углеродной цепи.
Радикалы. Номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение,
реакции замещения (галогенирование), реакция разложения метана, реакция
дегидрирования этана.
Непредельные углеводороды. Алкены. Этилен. Гомологический ряд
алкенов. Номенклатура. Структурная изомерия. Промышленное получение
алкенов: крекинг и дегидрирование алканов. Реакция дегидратации этанола,
как лабораторный способ получения этилена. Реакции присоединения:
гидратация,

гидрогалогенирование,

галогенирование,

полимеризации.

Правило Марковникова. Окисление алкенов. Качественные реакции на
непредельные углеводороды.
Алкадиены. Каучуки. Номенклатура. Сопряжѐнные диены. Бутадиен1,3, изопрен. Реакция Лебедева. Реакции присоединения алкадиенов.
Каучуки:

натуральный,

синтетические

(бутадиеновый,

изопреновый).

Вулканизация каучука. Резина. Эбонит.
Алкины. Общая характеристика гомологического ряда. Способы
образования названий алкинов. Химические свойства ацетилена: горение,
реакции

присоединения:

гидрогалогенирование,

галогенирование,
16

гидратация

(реакция

Кучерова),

─

его

получение

и

применение.

Винилхлорид и его полимеризация в полихлорвинил.
Арены. Бензол, как представитель ароматических углеводородов.
Строение его молекулы и свойства физические и химические свойства:
горение, реакции замещения — галогенирование, нитрование. Получение и
применение бензола.
Природный и попутный газы. Состав природного газа. Его
нахождение в природе. Преимущества природного газа как топлива.
Химическая переработка природного газа: конверсия, пиролиз. Синтез-газ и
его применение.
Попутные газы, их состав. Переработка попутного газа на фракции: сухой
газ, пропан-бутановая смесь, газовый бензин.
Нефть и способы еѐ переработки. Состав нефти и еѐ переработка:
перегонка, крекинг, риформинг. Нефтепродукты и их получение. Понятие об
октановом числе. Химические способы повышения качества бензина.
Каменный уголь и его переработка. Коксование каменного угля и его
продукты: коксовый газ, аммиачная вода, каменноугольная смола, кокс.
Газификация каменного угля.
Кислород- и азотсодержащие органические соединения
Одноатомные спирты. Определение. Функциональная гидроксильная
группа. Гомологический ряд предельных одноатомных спиртов. Изомерия
положения

функциональной

группы.

Водородная

связь.

Химические

свойства спиртов. Альдегидная группа. Реакция этерификации, сложные
эфиры. Применение спиртов. Действие метилового и этилового спиртов на
организм человека.
Многоатомные
двухатомных

и

спирты.

глицерин,

как

Этиленгликоль,
представитель

как

представитель

трѐхатомных

спиртов.

Качественная реакция на многоатомные спирты, их свойства, получение и
применение. Понятие об антифризах.

17

Фенол. Строение, получение, свойства и применение фенола.
Качественные реакции на фенол. Взаимное влияние атомов в молекуле
фенола.
Альдегиды
представители

и

кетоны.

альдегидов,

Формальдегид

состав

их

и

ацетальдегид,

молекул.

как

Функциональная

карбонильная группа. Качественные реакции на альдегиды. Свойства,
получение

и

применение

формальдегида

и

ацетальдегида.

Реакции

поликонденсации для формальдегида. Понятие о кетонах на примере
ацетона.
Карбоновые
одноосновных

кислоты.

карбоновых

Гомологический

кислот.

Жирные

ряд

предельных

карбоновые

кислоты.

Химические свойства карбоновых кислот. Получение и применение
муравьиной и уксусной кислот.
Сложные эфиры. Жиры. Реакция этерификации. Сложные эфиры.
Жиры, их состав и гидролиз (кислотный и щелочной). Мыла. Гидрирование
жиров.
Углеводы. Углеводы. Моносахариды. Глюкоза как альдегидоспирт.
Сорбит. Молочнокислое и спиртовое брожение. Фотосинтез. Дисахариды.
Сахароза. Полисахариды: крахмал, целлюлоза.
Амины. Аминогруппа. Амины предельные и ароматические. Анилин.
Получение аминов. Реакция Зинина. Химические свойства и применение
аминов.
Аминокислоты. Аминокислоты, состав их молекул и свойства, как
амфотерных

органических

соединений.

Глицин,

как

представитель

аминокислот. Получение полипетидов реакцией поликонденсации. Понятие о
пептидной связи.
Белки. Строение молекул белков: первичная, вторичная и третичная
структуры. Качественные реакции на белки, их гидролиз, денатурация и
биологические функции.
Органическая химия и общество
18

Биотехнология.

Периоды

еѐ

развития.

Три

направления

биотехнологии: генная (или генетическая) инженерия; клеточная инженерия;
биологическая инженерия. Генетически модифицированные организмы
(ГМО) и

трансгенная

продукция. Клонирование. Иммобилизованные

ферменты и их применение.
Полимеры. Классификация полимеров. Искусственные полимеры:
целлулоид, ацетатный шѐлк, вискоза, целлофан.
Синтетические полимеры. Полимеризация и поликонденсация, как
способы получения полимеров. Синтетические каучуки. Полистирол, тефлон
и поливинилхлорид, как представители пластмасс. Синтетические волокна:
капрон, найлон, кевлар, лавсан.
11 класс
Раздел I. Введение
Тема 1. Методы познания в химии
Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль
эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов.
Демонстрации:
Анализ и синтез химических веществ.
Раздел II. Теоретические основы химии.
Тема 2. Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. Электронная классификация элементов
(s- и р - элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов
переходных элементов. Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева, их мировоззренческое и научное
значение.
Тема 3. Химическая связь
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.
Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь.
Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь, ее роль в
формировании структур биополимеров. Единая природа химических связей.
19

Тема 4. Вещество
Качественный

и

количественный

состав

вещества.

Вещества

молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей и их использование.
Явления,

происходящие

при

растворении

веществ

–

разрушение

кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов:
массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных
растворах. Сильные и слабые электролиты.
Понятие о коллоидах и их значение (золи и гели).
Тема 5. Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической
химии по различным признакам. Особенности реакций в органической
химии.
Реакции

ионного

обмена

в

водных

растворах.

Гидролиз

неорганических и органических соединений. Среда водных растворов:
кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Тепловой эффект химической реакции.
Окислительно – восстановительные реакции. Электролиз растворов и
расплавов. Практическое применение электролиза.
Скорость

реакции,

ее

зависимость

от

различных

факторов.

Катализаторы и катализ. Представление о ферментах, как биологических
катализаторах белковой природы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его
смещения.
Раздел III. Неорганическая химия
Тема 6. Неорганическая химия
Классификация неорганических соединений. Химические свойства
основных классов неорганических соединений.
20

Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы
защиты от коррозии.
Неметаллы. Окислительно – восстановительные свойства типичных
неметаллов (на примере водорода, кислорода, галогенов и серы). Общая
характеристика подгруппы галогенов (от фтора до йода). Благородные газы.
Раздел IV. Химия и жизнь
Тема 7. Химия и жизнь
Промышленное

получение

химических

веществ

на

примере

производства серной кислоты.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

21

№

Наименование темы

1

Теория строения
органических соединений
А. М. Бутлерова. Предмет
органической химии

2

Углеводороды и их
природные источники

Тематическое планирование
10 класс
Количество Основные
часов
направления
воспитательной
деятельности
-учить ученика ставить перед собой цель
и достигать ее
-объективно оценивать свои знания и
давать самооценку результатам своего
труда;
- владение учеником информации и
умение ею пользоваться;
-формировать положительное отношение
к знаниям по химии, эксперименту
-воспитывать аккуратность,
последовательность и осознанность в
практической и исследовательской
работе
-формировать умение работать
рационально, планомерно,
организованно, контролировать и
анализировать итоги своей работы;
-расширение кругозора и формирование
основ нравственности через содержание
химических задач;
-убедить учащихся в научной,
практической, жизненной,
профессиональной значимости того или

Модуль воспитательной
программы
«Школьный урок»
Урок-презентация «Создание
Теории строения органических
соединений А.М. Бутлерова».
Урок -викторина по
химическим терминам
Участие в школьной
олимпиаде;

22

иного конкретного закона, явления,
открытия, изобретения
-помощь в развитии познавательных
интересов учащихся
3

Кислород- и
азотсодержащие
органические соединения

4

Органическая химия и
общество

10

-учить ученика ставить перед собой цель
и достигать ее
-объективно оценивать свои знания и
давать самооценку результатам своего
труда;
- владение учеником информации и
умение ею пользоваться;

Урок- практикум «Решение
типовых задач»;
Химический эксперимент
«Распознавание органических
соединений с помощью
химических реакций»

-убедить учащихся в научной,
практической, жизненной,
профессиональной значимости того или
иного конкретного закона, явления,
открытия, изобретения
-дать осознать, увидеть, что, решая и
выполняя все более сложные задачи и
упражнения, учащиеся продвигаются в
своем интеллектуальном,
профессиональном и волевом развитии
-содействовать формированию
логического и алгоритмического
мышления.

Урок- практикум «Генетическая
связь между классами
органических соединений»;

23

11 касс
№

Наименование темы

1

Введение. Методы
познания в химии

2

Теоретические основы
химии.

Количество Основные
часов
направления
воспитательной
деятельности
-учить ученика ставить перед собой цель
и достигать ее
-объективно оценивать свои знания и
давать самооценку результатам своего
труда;
- владение учеником информации и
умение ею пользоваться;
17
-формировать положительное отношение
к знаниям по химии, эксперименту
-воспитывать
аккуратность, последовательность и
осознанность в практической и
исследовательской работе
-формировать умение работать
рационально, планомерно, организованно,
контролировать и анализировать итоги
своей работы;
-расширение кругозора и формирование
основ нравственности через содержание
химических задач;
-убедить учащихся в научной,
практической, жизненной,
профессиональной значимости того или

Модуль воспитательной
программы
«Школьный урок»
Урок-презентация «Открытие
Периодической системы».
Урок -викторина по
химическим терминам

Участие в школьной
олимпиаде;
Устный журнал для
старшеклассников
«Антиреклама курения»

24

иного конкретного закона, явления,
открытия, изобретения
-помощь в развитии познавательных
интересов учащихся
3

Неорганическая химия

-учить ученика ставить перед собой цель
и достигать ее
-объективно оценивать свои знания и
давать самооценку результатам своего
труда;
- владение учеником информации и
умение ею пользоваться;

Урок- практикум «Решение
типовых задач»;
Химический эксперимент
«Распознавание
неорганических соединений в
водных растворах»

4

Химия и жизнь

-убедить учащихся в научной,
практической, жизненной,
профессиональной значимости того или
иного конкретного закона, явления,
открытия, изобретения
-дать осознать, увидеть, что, решая и
выполняя все более сложные задачи и
упражнения, учащиеся продвигаются в
своем интеллектуальном,
профессиональном и волевом развитии
-содействовать формированию
логического и алгоритмического
мышления.

Познавательная экологобиологическая игра «Тропа
загадок».
Просмотр фильма « Черная
метка»

25

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№/п Тема урока

Дата
По
плану

фактически

Тема 1. Строение органических соединений (2 часа)
1
Предмет органической химии.
07.09
2
Теория строения органических соединений.
07.09
Валентные состояния атома углерода
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (17 часов)
3
Классификация и номенклатура органических
14.09
соединений.
4
Алканы. Химические свойства алканов.
14.09
5
Алкены. Химические свойства алкенов.
21.09
6
Алкадиены. Каучуки
21.09
7
Алкины. Ацетилен. Химические свойства алкинов.
28.09
8
Арены. Бензол
28.09
9
Химические свойства аренов.
05.10
10
Решение задач на определение формул органических 05.10
соединений по массовой доле хим. элементов.
11
Природные источники углеводородов. Нефть и
12.10
природный газ.
12
Способы переработки нефти. Первичная обработка
12.10
нефти
13
Вторичная обработка нефти
19.10
14
Генетическая связь между предельными и
19.10
непредельными углеводородами
15
Решение задач на определение формул органических 26.10
соединений по продуктам сгорания и относительной
плотности.
16
Решение задач на расчет химических формул
26.10
органических соединений по массовой доли
химических элементов
17
Обобщение темы «Углеводороды»
09.11
18
Контрольная работа
09.11
Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (21
часов)
19
Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты
16.11
20
Химические свойства спиртов.
16.11
21
Фенол
23.11
22
Химические свойства фенола
23.11
23
Альдегиды
30.11
24
Химические свойства альдегидов
30.11
25
Кетоны
07.12
26
Карбоновые кислоты
07.12
27
Химические свойства карбоновых кислот
14.12
28
Высшие карбоновые кислоты
14.12
29
Сложные эфиры
21.12
30
Химические свойства сложных эффиров
21.12
31
Жиры.
28.12
32
Мыла и СМС
28.12
26

Углеводы. Моносахариды.
11.01
Дисахариды
11.01
Полисахариды
18.01
Решение задач на определение формул органических 18.01
соединений по продуктам сгорания и относительной
плотности.
37
Генетическая связь между классами органических
25.01
соединений
38
Обобщение темы «Кислородсодержащие
25.01
соединения»
39
Контрольная работа
01.02
Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой
природе (10 часа)
40
Амины. Анилин
01.02
41
Химические свойства аминов
08.02
42
Аминокислоты
08.02
43
Свойства аминокислот
15.02
44
Белки
15.02
45
Свойства белков
01.03
46
Нуклеиновые кислоты
01.03
47
Генетическая связь между классами органических
15.03
соединений
48
Контрольная работа
15.03
Тема № 5. Химия и жизнь (6 часа)
49
Ферменты
22.03
50
Химия и здоровье.
22.03
Витамины.
51
Гормоны.
05.04
52
Лекарства
05.04
53
Повторение изученного материала
12.04
Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (11 часа)
54
Искусственные полимеры.
12.04
55
Пластмассы
19.04
56
Волокна
19.05
57
Синтетические органические соединения - полимеры 26.04
58
Повторение пройденного материала
26.04
59
Итоговая контрольная работа
17.05
60
Резерв времени
17.05
61
Резерв времени
24.05
62
Резерв времени
24.05
33
34
35
36

27

11 класс
Календарно – тематическое планирование
№
п/п

Наименование раздела, темы

Дата проведения
По плану
фактически

Строение вещества (31 час)
1
2
3
4

5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Строение атома
Строение электронных оболочек атомов
Строение электронных оболочек атомов
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории
строения атомов
Периодический закон и Периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории
строения атомов
Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка.
Ковалентная связь. Атомная и молекулярная
кристаллическая решетка
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая
решетка.
Водородная связь. Единая природа химических связей
Полимеры неорганические и органические
Полимеры неорганические и органические
Закон постоянства состава вещества.
Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в
веществе»
Газообразное состояние вещества. Природные
газообразные смеси: воздух и природный газ
Представители газов, изучение их свойств
Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы.
Массовая доля растворенного вещества
Решение задач на массовую долю растворов
Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав
вещества и смесей
Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав
вещества и смесей
Дисперсные системы
Решение типовых задач
Решение типовых задач
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение
вещества»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение
вещества»
Контрольная работа по теме «Строение вещества»
Химические реакции (15 часов)
Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без
изменения состава вещества
Классификация химических реакций, протекающих с
изменением состава вещества
Классификация химических реакций, протекающих с
изменением состава вещества
Генетическая связь между классами неорганических

06.09
09.09
13.09
16.09

20.09

23.09
27.09
30.09
04.10
07.10
11.10
14.10
18.10
21.10
25.10
08.11
11.11
15.11
18.11
22.11.
25.11
29.11
02.12
06.12
09.12
13.12
16.12
20.12
23.12
27.12
28

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55

56
57
58
59
60
61
62
63

соединений
Скорость химической реакции и факторы, влияющие на
скорость химической реакции
Решение задач на скорость химических реакций
Обратимость химической реакции. Химическое
равновесие и условия, влияющие на его смещение
Роль воды в химических реакциях
Гидролиз
Составление уравнений гидролиза
Окислительно – восстановительные реакции
Электронный баланс окислительно-восстановительной
реакции
Электролиз
Написание уравнений электролиза
Обобщение темы «Химические реакции»
Контрольная работа
Вещества и их свойства (16 часов)
Неметаллы
Неметаллы
Металлы
Металлы
Кислоты неорганические и органические
Кислоты неорганические и органические
Кислоты неорганические и органические
Основания неорганические и органические
Основания неорганические и органические
Основания неорганические и органические
Соли неорганические и органические
Соли неорганические и органические
Генетическая связь между классами соединений.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества
и их свойства»
Генетическая связь между классами неорганических
соединений.
Генетическая связь между классами органических
соединений
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества
и их свойства»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества
и их свойства»
Контрольная работа по темам «Химические реакции»,
«Вещества и их свойства»
Обобщение по курсу
Обобщение по курсу
Итоговая контрольная работа

10.01
13.01
17.01
20.01
24.01
27.01
31.01
03.02
07.02
10.02
14.02
17.02
21.02
24.02
28.02
03.03
10.03
14.03
17.03
21.03
04.04
07.04
11.04
14.04
18.04

21.04
25.04
28.04
05.05
12.05
16.05
19.05
23.05

29


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».