Геолрафия, 6 - 9 классы

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «География» для учащихся 69 классов разработана на основе примерной программы по географии за
авторством И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой, В. А. Коринской, В. П.
Дронова, ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1897 от
17.12.2010 г. и других нормативно- правовых актов.
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными
программами начального общего образования, в том числе и в использовании
основных видов учебной деятельности обучающихся.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их
мотивированности к самостоятельной учебной работе.
География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в
единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарнообщественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает
формирование у учащихся:
•
целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и
развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природнообщественных территориальных систем;
•
комплексного представления о географической среде как среде
обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с
особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
•
умения ориентироваться в пространстве на основе специфических
географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать
географические знания для организации своей жизнедеятельности;
•
умения организации собственной жизни в соответствии с
гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами
как основными ценностями географии;
•
социально значимых качеств личности: гражданственность,
патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство;
гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное
восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании
межэтнического мира и согласия; трудолюбие;
•
предпрофильной ориентации учащихся
Концепция рабочей программы строится на формировании у учащихся
системы комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о
планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и
хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях
главных природных, экологических, социально-экономических и иных
процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах
взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим
условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию
территорий.

Содержание основного общего образования по географии отражает
комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее
пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий
Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и
социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их
равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования
системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов,
ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на
рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено
изучение географической среды для жизни и деятельности человека и
общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует
у школьников знания основ географического пространства на местном,
региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно
ориентироваться в пространстве. При актуализации содержания курса
«География России», введения в систему географического образования
обязательного курса (модуля)
«География родного края». В этой связи программа содержит
рекомендации к структуре национально-регионального компонента по
географии Республики Бурятия. Включение этих рекомендаций в примерную
программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой»
Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная
познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в
окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей
страны в целом.
Одна из задач программы состоит в формировании естественно –
научной грамотности и интереса к географии у учащихся . которые будут
заняты в разнообразных сферах деятельности (экономика, журналистика,
военная служба, туризм и др.)
Изучая данный курс географии учащиеся будут использовать потенциал
географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета,
позволяющего представлять информацию максимально доступной для
восприятия современными средствами.
Цели и задачи: Изучение географии в основной школе направлено на
достижение следующих целей:
•
воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой
родине, взаимопонимания с другими народами на основе формирования
целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;
•
развития познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, проблем повседневной жизни с
использованием географических знаний, самостоятельного приобретения
новых знаний;

•
воспитание
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения
знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях
природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах
сохранения окружающей среды и рационального использования природных
ресурсов;
•
формирование способности поиска и применения различных
источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для
описания,
характеристики,
объяснения
и
оценки
разнообразных
географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
•
формирование
комплекса
практико-ориентированных
географических знаний и умений, необходимых для развития навыков их
использования при решении проблем различной сложности в повседневной
жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности
происходящих в жизни процессов и явлений в современном поликультурном,
полиэтническом и многоконфессиональном мире;
•
формирование географических знаний и умений, необходимых для
продолжения образования по направлениям подготовки, требующим серьезной
базы географических знаний.
•
освоение знаний об основных географических понятиях,
географических особенностях природы, населения и хозяйства разных
территорий; о своей Родине
•
России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей
среде, путях ее сохранения и рационального использования;
•
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать
один из «языков» международного общения – географическую карту,
статистические материалы, современные геоинформационные технологии для
поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;
применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных
явлений и процессов;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и
творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей
среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых
знаний;
•
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране,
взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного
отношения к окружающей среде;
•
формирование способности и готовности к использованию
географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению
окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к
условиям проживания на определенной территории; самостоятельному
оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы
жизнедеятельности.

•
создавать письменные тексты и устные сообщения о
географических явлениях на основе нескольких источников информации,
сопровождать выступление презентацией.
Рабочая программа составлена с учетом модуля «Школьный урок», в
котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие
реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
•
применения на уроке интерактивных форм работы (конференции,
уроки- исследования, групповую и парную работу)
•
проведение событийных уроков – экскурсий, которые расширяют
образовательное пространство предмета, воспитывают уважение к
историческим личностям, людям науки, воспитывают любовь к прекрасному, к
природе, к родному краю.
•
использование ИКТ- технологий, которые поддерживают
современные активности обучающихся.
•
смысловое чтение, которое позволяет повысить не только
предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.
•
исследовательская и проектная деятельность, позволяющая
приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык
публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются
социокультурные технологии:
•
технология присоединения;
•
технология развития личности;
•
технология развития целостного восприятия и мышления;
•
технология развития чувствования;
•
технология развития мотивации;
•
технология развития группы;
•
технология развития ресурса успеха.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
На изучение предмета «География» в 6–ом классе в учебном плане
школы отводится 1 часа в неделю, в 7-9– х классах в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю.
С учётом календаря на 2022 - 2023 учебный год будет проведено в 6
классе — 34 уроков, в 7 классе — 68 урока, в 8 классе — 68 урока, в 8 классе
— 68 урока, программный материал будет реализован в полном объёме. Срок
реализации программы 1 год.

Раздел
2.
Планируемые
результаты
освоения
предмета
«География».
Личностные результаты, с учетом рабочей программы воспитания:
1.Гражданского воспитания
•
формирование активной гражданской позиции, гражданской
ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и
нравственных ценностях российского общества;
2.Патриотического воспитания
•
ценностного
отношения
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию, понимания значения географической
науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной
науки, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
3.Духовно – нравственного воспитания
•
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, готовности к разнообразной совместной деятельности
при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении экспериментов,
создания учебных проектов;
•
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой
учебной деятельности; готовности оценивать свое поведение и поступки своих
товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания
последствий поступков;
4.Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия
•
осознания ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознания последствий и
неприятия вредных привычек, необходимости соблюдения правил
безопасности в быту и реальной жизни;
5.Трудового воспитания
•
коммуникативной компетентности в общественно полезной,
учебно- исследовательской, творческой и других видах деятельности; интереса
к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения предметных знаний, осознанного выбораиндивидуальной
траектории продолжения образования с учетом личностных интересов и
способности к предмету, общественных интересов и потребностей;
6.Экологического воспитания
•
экологически целесообразного отношения к природе как к
источнику Жизни на Земле, основе ее существования, понимания ценности
здорового и безопасного образа жизни, ответственного отношения к
собственному физическому и психическому здоровья, осознания ценности
соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в
ситуациях, угрожающих здоровью и жизни людей;
•
способности применять знания, получаемые при изучении
предмета, для решения задач, связанных с окружающей природной средой,

повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов предмета;
•
экологического мышления, умения руководствоваться им в
познавательной, коммуникативной и социальной практике;
7.Ценностей научного познания
•
мировоззренческих представлений соответствующих современному
уровню развития науки и составляющих основу для понимания сущности
научной картины мира; представлений об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли предмета в
познании этих закономерностей;
•
познавательных мотивов, направленных на получения новых
знаний по предмету, необходимых для объяснения наблюдаемых процессов и
явлений;
•
познавательной и информационной культуры, в том числе навыков
самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой,
доступными техническими средствами информационных технологий; интереса
к обучению и познанию, любознательности, готовности и способности к
самообразованию, исследовательской деятельности, к осознанному выбору
направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
•
ценностные
ориентации
выпускников
основной
школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции:
•
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и
локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации,
житель г. Улан-Удэ);
•
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли,
материков, их крупных районов и стран; представление о России как субъекте
мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
•
осознание единства географического пространства России как
единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность
их исторических судеб;
•
осознание значимости и общности глобальных проблем
человечества;
•
гармонично развитые социальные чувства и качества:
•
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде,
необходимости ее сохранения и рационального использования;
•
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей
стране;
•
уважение к истории, культуре, национальным особенностям,
традициям и образу жизни других народов, толерантность;
•
образовательные результаты – овладение на уровне общего
образования законченной системой географических знаний и умений, навыками
их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:

Изучение географии в основной школе способствует достижению
метапредметных результатов:
Базовые логические действия:
•
выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
географических объектов, процессов и явлений;
•
устанавливать
существенный
признак
классификации
географических объектов и явлений, основания для их сравнения;
•
Выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
фактах и данных наблюдений с учетом предложенной географической задачи;
•
выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
•
выявлять причинно - следственные связи при изучении
географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с
использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений;
•
самостоятельно выбирать способ решения учебной географической
задачи(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее
подходящий с учетом самостоятельно выбранных критериев).
Базовые исследовательские действия:
•
использовать географические вопросы как исследовательский
аргумент познания;
•
формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв
между реальным и желательным состоянием ситуации;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим
аспектам различных вопросов и проблем;
•
проводить по плану несложное географическое исследование, в том
числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых
географических объектов, причинно-следственных связей и зависимостей
между географическими объектами, процессами и явлениями;
•
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведенного наблюдения или исследования, оценивать
достоверность полученных результатов и выводов;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или
сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
изменяющихся условиях окружающей среды.
Работа с информацией:
•
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников географической информации с
учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
•
находить
сходные
аргументы,
подтверждающие
или
опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках информации;

•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
•
оценивать надежность географической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
•
систематизировать географическую информацию в разных формах.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
Общение
•
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
•
в ходе диалога или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задач и
поддержание благожелательности общения;
•
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников дискуссии, обнаруживать различие и сходство
позиций;
•
публично представлять результаты выполненного исследования или
проекта
Совместная деятельность ( сотрудничество):
•
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
•
гуманистических и демократических ценностных ориентаций,
готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и
производственной деятельности;
•
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и
практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
•
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной
траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные
способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе
географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так
и в реальных жизненных ситуациях:
Самоорганизация:
•
самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач
и выбирать способ их решения с учетом имеющихся ресурсов и собственных
возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
•
составлять план действий, корректировать предложенный алгоритм
с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
•
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
•
объяснять причины достижения результатов деятельности, давать
оценку приобретенному опыту;
•
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
•
оценивать соответствие результата цели и условиям; Принятие себя
и других:

•
•

осознанно относиться к другому человеку ,его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право у другого.

Предметные результаты изучения курса географии (5-9класс)
6 класс
•
описывать по физической карте полушарий, физической карте
России, карте океанов местоположение изученных объектов для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
•
находить информацию об отдельных компонентах природы Земли,
в том числе о природе своей местности;
•
сравнивать
инструментарий
получения
географической
информации на разных этапах географического изучения Земли;
•
различать свойства вод отдельных частей океана;
•
классифицировать объекты гидросферы (моря, озера, реки,
подземные воды, болота, ледники) по заданным признакам;
•
различать питание и режим рек;
•
сравнивать реки по заданным признакам;
•
устанавливать причинно-следственные связи между питанием,
режимом реки и климатом на территории речного бассейна;
•
приводить примеры районов распространения многолетней
мерзлоты;
•
называть образование цунами, приливов и отливов;
•описывать состав и строение атмосферы;
•
объяснять образование атмосферных осадков, направление дневных
и ночных бризов, муссонов; годовой ход температуры воздуха и распределение
атмосферных осадков для отдельных территорий;
•
устанавливать зависимость между нагреванием земной поверхности
и углом падения солнечных лучей, температурой воздуха и его относительной
влажностью на основе данных эмпирических наблюдений;
•
выбирать и анализировать географическую информацию о
глобальных климатических изменениях из различных источников информации;
•
приводить примеры приспособления живых организмов к среде
обитания в разных природных зонах;
•
называть границы биосферы;
•
объяснять взаимосвязи компонентов природы в ПТК;
•
сравнивать плодородие почв в различных природных зонах;
•
приводить примеры изменений в результате деятельности человека
на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих
экологических проблем.
7 класс
•
Описывать по физической карте полушарий и глобусу карте
океанов местоположение изученных объектов для решения учебных и
практико-ориентированных
задач;
называть
строение
и
свойства
географической оболочки;

•
распознавать проявления изученных географических явлений,
представляющих собой отражение таких свойств географической оболочки, как
зональность, ритмичность и целостность;
•
определять природные зоны по их существенным признакам на
основе интеграции и интерпретации информации об особенностях их природы;
•
различать изученные процессы и явления, происходящие в
географической оболочке;
•
приводит примеры изменений в геосферах в результате
деятельности человека;
•
выявлять взаимосвязи между компонентами природы в пределах от
дельных территорий с использованием различных источников информации;
•
устанавливать взаимосвязи между движением литосферных плит и
размещением крупных форм рельефа;
•
классифицировать воздушные массы Земли, типы климатов по
заданным показателям;
•
объяснять образование тропических муссонов, пассатов, западных
ветров;
•
описывать климат по климатограмме;
•
объяснять
влияние
климатообразующих
факторов
на
климатические особенности территорий;
•
различать океанические течения;
•
объяснять закономерности изменения температуры, солености и
органического мира Мирового океана с географической широтой и с глубиной
на основе анализа различных источников информации;
•
характеризовать этапы освоения и изучения территории Земли на
основе анализа источников информации;
•
различать и сравнивать численность населения крупных стран
мира;
•
различать городское и сельское население мира;
•
приводить примеры крупнейших стран мира;
•
приводить примеры мировых и национальных религий;
•
различать основные виды хозяйственной деятельности;
•
определять страны по их существенным признакам;
•
объяснять особенности природы, населения, материальной и
духовной культуры, особенности адаптации человека к разным природным
условиям;
•
использовать знания о населении материков и стран для решения
учебных и практико-ориентированных задач;
•
представлять в различных формах географическую информацию
для решения учебных задач;
•
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях
природы, населения и хозяйственной деятельности на отдельных территорий
для решения задач;

•
распознавать проявление глобальных проблем человечества на
локальном, региональном уровнях и приводить примеры международного
сотрудничества по их преодолению.
8 класс
•
характеризовать основные этапы истории формирования и изучения
территории России; находить в различных источниках информации факты,
позволяющие определить вклад российских ученых и путешественников в
освоение страны;
•
характеризовать
географическое
положение
страны
с
использованием информации;
•
различать федеральные округа, крупные географические района и
макрорегионы России;
•
приводить примеры субъектов РФ разных видов и показывать их на
географической карте;
•
оценивать влияния географического положения регионов России на
особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
•
использовать знания о государственной границе и исключительной
экономической зоне, континентальном шельфе, о мировом, поясном и
зональном времени для решения практико-ориентированных задач;
•
оценивать степень благоприятности природных условий в пределах
отдельных регионов страны;
•
проводить классификацию природных ресурсов; распознавать типы
природопользования;
•
сравнивать особенности компонентов природы отдельных
территорий страны;
•
называть географические процессы и явления, определяющие
особенности природы страны, отдельных территорий и своей местности;
•
объяснять распространение по территории страны областей
современного горообразования, землетрясений и вулканизма;
•
применять понятия «солнечная радиация», «годовая амплитуда
температуры воздуха», «воздушная масса» для решения учебных и практикоориентированных задач;
•
описывать и прогнозировать погоду территории по карте погоды;
•
использовать понятия «циклон», «антициклон», «атмосферный
фронт» для объяснения особенностей погоды отдельных территорий с
помощью карт погоды;
•
проводить классификацию типов климата и почв России;
показывать на карте и обозначать на контурной карте крупные формы рельефа,
крайние точки и элементы береговой линии, крупные реки и озера, границы
климатических поясов и областей, природно-хозяйственных зон в пределах
страны; приводить примеры рационального и нерационального использования
природных ресурсов;
•
выбирать источники информации (картографические, текстовые,
видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
изучения особенностей населения страны;

•
приводить примеры адаптации человека к разнообразным
природным условиям;
•
сравнивать показатели воспроизводства и качества населения
России с мировыми и показателями других стран;
•
различать демографические процессы и явления, характеризующие
динамику численности населения России, ее отдельных регионов и своего края;
•
проводить классификацию населенных пунктов и регионов по
заданным основаниям; использовать знания о естественном и механическом
движении населения, половозрастной структуре и размещении населения,
трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и
религиозном составе для решения практико- ориентированных задач;
•
представлять
в
различных
формах
(таблица,
график,
географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
9 класс
Выпускник на базовом уровне научится:
•
выбирать источники географической информации, необходимые
для изучения особенностей хозяйства России;
•
представлять
в
различных
формах
(таблица,
график,
географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и практико-ориентированных задач.
•
находить,
извлекать
и
использовать
информацию,
характеризующую отраслевую, функциональную и территориальную структуру
хозяйства России, для решения учебных задач;
•
применять понятия «экономико-географическое положение»,
«состав хозяйства», «отраслевая, функциональная и территориальная
структура», «условия и факторы размещения производства», «отрасль
экономики», «межотраслевой комплекс», «сектор экономики»,» себестоимость
и рентабельность производства», «природно- ресурсный потенциал», «сфера
обслуживания», «АПК», «химико-лесной комплекс», «МК», «металлургический
комплекс», «ТЭК», для решения учебных задач;
•
различать территорию опережающего развития;
•
классифицировать субъекты РФ по уровню социальноэкономического развития на основе имеющихся знаний;
•
различать изученные географические объекты, процессы и явления:
хозяйство России (состав, отраслевая, функциональная и территориальная
структура, факторы и условия размещения производства, современные формы
размещения производства);
•
различать валовый внутренний продукт, валовый региональный
продукт, индекс человеческого развития как показатели уровня развития
страны и ее регионов;
•
различать природно-ресурсный, человеческий и производственный
капитал;
•
различать виды транспорта и основные показатели их работы,
грузооборот и пассажирооборот;

•
показывать на карте крупнейшие центры и районы размещения
отраслевой промышленности, транспортные магистрали и центры, районы
развития отраслей сельского хозяйства;
•
использовать знания о факторах и условиях размещения хозяйства
для решения учебных задач; объяснять особенности отраслевой и
территориальной структуры хозяйства России, регионов, размещения
отдельных предприятий различных производств;
•
критически оценивать финансовые условия жизнедеятельности
человека и их природные, социальные, политические, технологические,
экологические аспекты, необходимые для принятия собственных решений, с
точки зрения домохозяйства, предприятия, национальной экономики;
•
сравнивать
географическое
положение,
географические
особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства
регионов;
•
формулировать оценочное суждение о воздействии человеческой
деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом,
о динамике, уровню и структуре социально- экономического развития России,
месте и роли России в мире.

Раздел 3. Содержание и тематическое планирование по темам с
учетом программы воспитания
6 класс
География — наука о природе Земли, ее населении, егохозяйственной
деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества;
особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы
(повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом
движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и
размеры Земли. Современные географические исследования; формы их
организации и методы.
Раздел I Изображение земной поверхности
Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото
сверху (аэрофото), снимки из космоса.
Тема 1. План местности
Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на
местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности.
Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.
Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной
съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего
населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно)
местонахождения своей школы.
Использование планов местности в практической деятельности
человека.
Практические работы. Ориентирование на местности. Глазомерная
съемка небольшого участка местности (од ним из способов). Определение
объектов местности по
плану, а
также
направлений,
расстояний
между ними. Топографический диктант.
Тема 2. Географическая карта.
Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте
полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и
географической карте.
Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические
координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов.
Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.
Географические координаты своего населенного пункта и его высота над
уровнем моря. Использование географических карт в практической
деятельности человека.
Практические работы. Обучение приемам: показ объектов по карте,
оформление контурной карты, надписи на званий объектов. Обучение
определению направлений по карте; определению географических координат
по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной
карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.
Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II Оболочки Земли
Тема 1. Земная кора . Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная
кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования.
Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и
использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и
др.Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные.
Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.
Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной
поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная
долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и
горизонтали. Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые),
различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии
внутренних и внешних процессов. Влияние человека. Равнины суши: их
рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии
внешних и внутренних процессов. Влияние человека .Рельеф дна Мирового
океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединноокеанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового
океана. Особенности рельефа своей местности.
Практические работы. Изучение свойств горных по род и минералов (по
образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор,
равнин. Изучение рельефа своей местности. Обозначение на контурной карте
названных объектов рельефа.
Тема 2. Гидросфера.
Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные
части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды:
условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при
нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его
значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть
гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части —
полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых
имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.
Свойства вод Мирового океана: соленость, темпера тура. Движения вод
(ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение
океана. Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные.
Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел.
Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные
котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды
(пресные,
соленые).
Ледники.
Искусственные
водоемы:
каналы,
водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.
Практические работы. Описание путешествия капельки по большому
круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты
океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря,
залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их
на контурной карте. Внутренние воды Бурятии

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего
населенного пункта до ближайшего моря. Изучение подземных и
поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в
природе.
Тема 3. Атмосфера.
Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры
против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния
атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака,
облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур,
направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год,
многолетний период). Погода, ее характеристика, причины ее изменений.
Взаимосвязи между элементами погоды. Климат, его характеристика,
распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности.
Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая
широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие
ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.
Практические работы. Наблюдение погоды и обработка собранных
материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц).
Описание погоды и климата своей местности.
Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле.
Биосфера
Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля.
Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений
и животных на суше. Распространение организмов в океане. Воздействие
организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору.
Своеобразие со става почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей
местности.
Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв
своей местности.
Тема 5. Взаимосвязи компонентов природы, природные комплексы
Взаимное проникновение веществ земных оболочек, их взаимодействие.
Образование единой оболочки: географической, ее границы. Биосфера — часть
географической оболочки. Разнообразные компоненты географической
оболочки: формы рельефа, климат, воды, почвы, растительность, животный
мир. Их взаимосвязь
Тема 1. Численность населения Земли.
Расовый состав. Общая численность населения Земли (приблизительно).
Основные человеческие расы; равенство рас. Исследования Н. Н. МиклухоМаклая, его вклад в науку. взаимосвязь и образование ими отличающихся друг
от друга природных комплексов. Природные комплексы своей местности.
Воздействие человека на компоненты и природный комплекс в целом. Правила
отношения к окружающей природе.
Практические работы. Наблюдения за природой: установление сроков
начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и
комплексы, созданные человеком.

Раздел III Население Земли
Тема 2. Человек и природа
Человек как часть природы; его хозяйственная деятельность. Мировые
религии. Народы мира. Основные типы населенных пунктов: городские
поселения и сельские. Государства на карте мира. Своеобразие географических
комплексов, образовавшихся при взаимосвязях и взаимодействии компонентов:
природные условия, население, его хозяйственная деятельность в своем
населенном пункте.
Практическая работа. Составление полного описания географического
комплекса своей местности.
7 класс
1. Введение.
Что и с какой целью изучают в курсе географии материков и океанов.
Как люди открывали Землю. Карты материков и океанов.
2. Литосфера и рельеф Земли.
Происхождение материков и океанов. Литосферные плиты и их
движение. Рельеф Земли. Материки и океаны, части света. Сейсмические пояса
Земли. Внешние и внутренние силы рельефообразования. Полезные
ископаемые.
3. Атмосфера.
Распределение температуры и осадков. Пояса атмосферного давления.
Воздушных течений, их типы. Преобладающие ветры. Разнообразие климата на
Земле. Климатообразующие факторы. Климатические пояса. Основные и
переходные пояса. Глобальные изменения климата, климатические особенности
территорий.
4. Гидросфера.
Воды Мирового океана, его части. Океаны. Поверхностные течения,
система поверхностных течений, теплые и холодные. Свойства вод.
Образование льдов в океане. Жизнь в океане, закономерности ее
распространения, проблемы Мирового океана.
5. Географическая оболочка.
Строение, свойства. Географическая зональность и высотная поясность.
Природные комплексы суши и океанов. Освоение Земли человеком.
6. Океаны и материки.
Южные материки: общие особенности материков, ФГП, ПУ, природные
зоны, население. Особенности материков. Африка, Австралия, Антарктида.
История открытия. Основные черты рельефа, климате, внутренних вод и
определяющие их факторы. Зональность и азональность ПК. Население.
Политическая карта. Изменение природы под воздействием хозяйственной
деятельности человека. Страны и регионы.
Северные материки: С.Америке, Евразия. общие особенности
материков, ФГП, ПУ, природные зоны, население. Особенности материков
История исследования и изучения материков. История открытия. Основные

черты рельефа, климате, внутренних вод и определяющие их факторы.
Зональность и азональность ПК. Население. Политическая карта. Изменение
природы под воздействием хозяйственной деятельности человека. Страны и
регионы. Практические работы: нанесение на контурные карты природных зон,
климатических поясов. Страны Европы, Азии.
7. Географическая оболочка - наш дом. закономерности и свойства
географической оболочки.
8 класс
Введение.
Наша Родина на карте мира. Географическое положение России, история
освоения и заселения России, моря, омывающие берега, Россия на карте
часовых поясов, освоение и изучение территории России.
Раздел1. Особенности природы и природные ресурсы России.
Особенности рельефа, геологическое строение территории и
минеральные ресурсы. Развитие форм рельефа.
Климат и климатические ресурсы. Отчего зависит климат, типы
климатов России, зависимость человека от климата.
Разнообразие внутренних вод, реки, озера, болота, ледники, подземные
воды, водные ресурсы России.
Почвы и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие,
закономерности распространения почв, почвенные ресурсы.
Растительный и животный мир, биологические ресурсы, охрана
растительного и животного мира, природно-ресурсный потенциал.
Раздел 2. Природные комплексы России
Природные комплексы России. Разнообразие природных комплексов,
моря, как природные комплексы. Природные зоны, разнообразие лесов,
безлесные зоны России, высотная поясность.
Природа регионов России. Русская равнина, природные комплексы,
проблема рационального использования ресурсов. Кавказ- высокие горы
России. Урал и своеобразие природы, уникумы. Западно- Сибирская равнина и
ее особенности природы, ресурсы и проблема их освоения. Восточная Сибирь.
Природные ресурсы. Дальний Восток, ресурсы, освоение ресурсов.
Раздел 3. Человек и природа.
Человек и природа. Влияние человека на природу, рациональное
природопользование, экологическая ситуация в России.
9 класс
Раздел 1. Общая характеристика хозяйства.
Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Отраслевая структура,
функциональная и территориальная. ЭГП России как фактор развития ее
хозяйства. Общие особенности географии хозяйства России: территория
опережающего развития, основная зона развития, Арктическая зона и зона

Севера. АПК: состав и значение. Сельское хозяйство, отличия от других
отраслей.
Растениеводство,
животноводство.
Факторы
размещения
предприятий по переработки С\х сырья. Пищевая промышленность, легкая
промышленность. Лесной, ТЭК- состав и значение, место России в мире по
добыче основных видов топлива. Электроэнергетика, виды станций АО
выработке э/энергии, их размещение. Машиностроительный: состав и
структура, факторы размещения предприятий, география важнейших отраслей
МК, перспективы развития отрасли. Химико- лесной: состав, место и значение.
Факторы размещения отраслей, химическая промышленность о окружающая
среда. Металлургический комплекс: состав и значение, особенности технологии
выплавки черных и цветных металлов. Факторы размещения предприятий.
Металлургические базы страны. транспортный, сфера обслуживания.
Территориальное разделение труда.
Раздел 2. Районы России. Восточно-европейская равнина. Волга.
Центральная Россия: состав, ФГП, районы Ц.Р., хозяйство, подрайоны
Центральной России (Центральный, Ц-Черноземный, Волго-Вятский)
Северо- Западный район: географическое положение и природа. СанктПетербург- новый хозяйственный
узел,
вторая
столица
России,
Калининградская область.
Европейский Север: географическое положение и природа. этапы
развития хозяйства, роль в развитии русской культуры.
Поволжье: географическое положение и природа, население и хозяйство.
Европейский Юг: Крым, природные условия и ресурсы, хозяйство С.
Кавказа, народы.
Урал: природные условия и ресурсы, хозяйство, народы, проблемы
Урала.
Азиатская часть России: общая характеристика Сибири, население,
освоение. Арктические моря природа гор юга Сибири.
Западная Сибирь: природные условия и ресурсы, хозяйство. Восточная
Сибирь: природные условия и ресурсы, хозяйство, Байкал.
Дальний Восток: формирование территории, природные условия и
ресурсы, хозяйство, моря Тихого океана.
Россия в мире.

Тематическое планирование с учетом программы воспитания
6 класс
№ Наименование темы
п/п
1

Введение »

2

Тема1. План местности

3

Географическая карта

4

Литосфера

5

Гидросфера

Кол- Ключевые вопросы воспитания
во
часов
2
1.Воспитание
основных
мировозренческих
задач:
материальности мира, причинно-следственных связей
между явлениями. 2.Содействовать эстетическому
воспитанию учащихся. 3.Формирование интереса к
предмету, добиваться систематического выполнения
домашнего задания, силы воли.
5
1.Воспитание доброжелательного и уважительного
отношения друг к другу.
2.Воспитание силы воли, умения преодолевать
трудности, познавательной активности и настойчивости.
6
1.Воспитание
чувства
сопереживания,
чувства
ответственности за свои поступки. 2.Воспитание
ответственности за результаты своего труда, понимание
его значимости, соблюдение техники безопасности.
3. Следить за правильной осанкой. 4.Использование
географических карт в практической деятельности
человека.
5
1.Воспитание умения ориентироваться в общественно
политической жизни, воспитание ответственности за
честь и достоинство гражданина. 2.Содействовать
эстетическому воспитанию учащихся. 3.Учить осознавать
единство и целостность окружающего мира
7
1.Воспитание терпимости к чужим взглядам, образу
жизни. 2.Способствовать активному формированию
географического мышления, развитию свободно и

Реализация
воспитательного
потенциала урока
Урок
презентация
«
Вклад
путешественников средних веков в
изучение Земли

Урок
–практикум
«Глазомерная
съемка местности» Работа в группах
Уроки –практикумы по определению
географических координат. Работа в
парах и группах

Урокпрактикум
«Строение
и
свойства горных пород и минералов».

Практикум на местности «Описание
форм рельефа своей местности по
плану»

6

Атмосфера

6

7

2

8

Биосфера.
Географическая
оболочка
Население Земли

13

Повторение

1

1

творчески мыслить.
3.Применять на уроках интерактивные формы работы
учащихся: интеллектуальных игр, групповой работы или
в парах, которые учат школьников взаимодействию друг с
другом
1.Формирование
представления
о
целостности
окружающего
мира
при
его
территориальном
многообразии. 2.Воспитание бережного отношения к
пресной воде 3.Воспитание экологического мышления
1.Формирование интереса к географии своей местности
2.Воспитывать доброжелательное отношение учащихся
друг к другу
1.Учить осознавать единство окружающего мира, его
единство; 2.Использовать знания об атмосфере в
повседневной жизни для сохранения здоровья и
соблюдения норм безопасного поведения в окружающей
среде

Практическая
работа
«Описание
путешествия капельки по большому
круговороту
воды
из
своего
населенного пункта»
Практикум на местности »Описание
внутренних вод». Участие акции в
«День воды»
Ведение дневника наблюдений за
погодой своей местности; 2.Практикум
по результатам наблюдений, работа в
парах « Построение графика хода
температуры»

7 класс
№ Наименование темы
п/п

Реализация
воспитательного
потенциала урока

1

Урок – презентация «Основные
накопления знаний о Земле»

2

3

Кол- Ключевые вопросы воспитания
во
часов
Введение
3
1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей
Главные особенности 12
1.Формирование у школьников представления о
природы Земли
целостности окружающего мира при его территориальном
многообразии. 2.Применять на уроках интерактивные
формы
обучения
3.Способствовать
активному
формированию географического мышления, развитию
свободно и творчески мыслящей личности
Литосфера и рельеф 2
1.Воспитывать доброжелательное отношения друг к
Земли
другу, командной работе
2.Выражать свою точку зрения, сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников

4

Атмосфера и климаты 3
Земли

5

Гидросфера.
океан.

6

Географическая
оболочка

3

7

Население Земли

3

Мировой 4

Работа в парах «Анализ физической
карты и карты строения земной коры с
целью выявления закономерностей
распространения
крупных
форм
рельефа»
1.Воспитание гуманного человека, осознающего высокую Урок – конференция «Глобальные
ценность
человеческой
жизни.
2.Воспитывать изменения климата на Земле»
самостоятельно на основе анализа информации выявлять
признаки глобальных изменений климата на Земле
1.Учить устанавливать причинно-следственные связи Викторина
«Мировой
океан
–
между распространением жизни в океане
колыбель цивилизации»
2.Воспитание
свободного
человека,
обладающего
высоким уровнем гражданского самосознания, чувством
собственного достоинства.
1.Формирование понимания о единстве и целостности Применение
ИКТ
–технологий,
географической оболочки 2.Воспитание экологической создать плакат «Строение и свойства
культуры, соответствующей современному уровню ГО»
геоэкологического мышления
1.Воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, Урок- проект «Грозит ли Земле
малой родине 2.Воспитание взаимопонимания с другими перенаселение»
народами
на
основе
формирования целостного

8

Материки и океаны

9

Океаны

4

10

Африка

8

11

Австралия

4

12

Южная Америка

7

13

Антарктида

2

14

Северная Америка

6

15

Евразия

9

16

Географическая
оболочка

1

географического образа Земли
1.Формирование
умения
публично
выступать
2.Формирование
умений
систематизировать
географическую информацию в виде презентации
1.Формирование умения работать с текстом учебника,
находить главное 2.Развитие логического мышления
3.Формировать умения действовать по алгоритму,
применять интеллектуальные игры
1.Развивать
основы
логического
мышления
2.Формирование умений высказывать свою точку зрения,
отстаивать свое мнение
1.Учить устанавливать причинно-следственные связи
между распространением жизни в океане
2.Воспитание
свободного
человека,
обладающего
высоким уровнем гражданского самосознания, чувством
собственного достоинства.
3.Учить устанавливать причинно-следственные связи
между компонентами
1.Применять на уроках интерактивные формы работы
учащихся в парах, группах, которые учат учащихся
командной работе
1.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных
и творческих способностей
1.Формировать умение логически мыслить, четко
излагать свои мысли
1.Формировать умение выявлять существенные
2.Формирование навыков работы в группе

Уроки презентации, урок –диспут,
работа в парах по созданию образа
материка
Урок презентация

Урок - презентация
Урок – презентация; Работа в группах
по созданию образа материка

Урок – презентация; Работа в группах
по созданию образа материка
Урок – презентация; Работа в группах
по созданию образа материка
Урок – презентация; Работа в группах
по созданию образа материка
Урок опережающего задания признаки
материка «Подготовить презентации
по странам Евразии»

8 класс
№ Наименование темы
п/п

Реализация
воспитательного
потенциала урока

1

Урок-лекция,

2

3

4

5

6

Кол- Ключевые вопросы воспитания
во
часов
Введение
6
1.Находить в разных источниках информации в
том числе интернет-ресурсы, вклад российских ученых и
путешественников в освоение территории России
Тема 1.Геолог.
3
1.Формировать умение учащихся сравнивать,
строение, рельеф,
анализировать карту строения земной коры и
мин. ресурсы
современного рельефа, делать выводы
2.Формрование навыков публичного выступления
3.Формировать основные навыки учебной
деятельности (работа с книгой, выделение главного,
темп чтения, самоконтроль)
Тема 2. Климат
5
1.Использовать знания о климате и по погоде для
составления прогноза для своей местности
2.Приводить примеры мер безопасности при опасных
природных явлениях для своей семьи
3.Формулировать свою точку зрения по изменению
климата России
Тема 3 Внутренние
3
1.Воспитание экологической культуры
воды
2.Воспитание осознанного отношения к другому
человеку, его мнению
3.Воспитание гуманного человека, способного к
состраданию, сопереживанию, милосердию.
Тема 4. Почвы и
4
1.Умение формулировать оценочные суждения о
почвенные ресурсы
воздействии человеческой деятельности на
окружающую среду своей местности
2.Сопоставлять свои суждения с суждениями
других участников дискуссии
Тема5.Растительный и 4
1.Формировать умение давать сравнительную
животный мир
характеристику флоры и фауны отдельных регионов
2.Исползовать ИКТ технологии для составления образа

Работа в парах по составлению
Контурной карты

Дневник наблюдения за погодой

Урок- лекция,
Работа в группах по составлению
гидрологической характеристики рек
Использование ИКТ технологий

Работа в группах «Составление
образа территории и
регионов»,

Раздел 2.Природные
комплексы России

30

8

Тема 1.Природное
районирование

5

9

Тема 2.Природа
регионов России

25

10

Раздел 3. Человек и
природа.

4

Итоговое
повторение

5

отдельных территорий России

Образ своей местности

1.Воспитывать доброжелательное отношение учащихся
друг к другу
2.Воспитыватьэкологическо е мышление
1.Воспитание экологической культуры
2.Воспитание осознанного отношения к другому
человеку, его мнению
3.Воспитание гуманного человека, способного к
состраданию, сопереживанию, милосердию.
1.Воспитание экологической культуры
2.Воспитывать аккуратность, дисциплину.
3.Содействовать трудовому, воспитанию работа в группах

Уроки практикумы
Уроки презентации,
урок лекция,
работа в группах
Уроки презентации,
урок лекция,

9 класс
№ Наименование темы
п/п

Реализация
воспитательного
потенциала урока

1

Урок-викторина «Хозяйство России и
его структура»

2

3

4

5

6

Кол- Ключевые вопросы воспитания
во
часов
Раздел 1 Тема 1.Общая 2
1.Формирование основных мировоззренческих идей,
характеристика
материальности мира, его закономерностей. 2.Учить
хозяйства
объяснять причины достижения результатов деятельности
на основе приобретенного опыта
Тема
2.
Главные 14
1.Применять на уроке интерактивные формы работы
отрасли
и
учащихся
2.Формирование
качеств
личности,
межотраслевые
необходимых для полноценной жизни в обществе
комплексы
3.Развивать
логическое
мышление
4.Воспитание
аккуратности при заполнении таблиц
Раздел
2.
Районы 30
1.Формирование
функциональной
грамотности
России
Тема
2.Воспитание любви к Родине, малой родине
3.Европейская
часть
3.Воспитание культуру личности, отношение к географии
России
как к части
Тема 4 Азиатская часть 16
1.Воспитание экологической культуры 2.Воспитание
России
осознанного отношения к другому человеку, его мнению
3.Воспитание патриотических чувств, ответственности за
судьбу
страны.
4.Содействовать
физическому
воспитанию.
Россия в мире
1
1.Формирование понятия о роли и месте России в мире и
ее цивилизованный вклад 2.Формулировать оценочные
суждения о динамике, уровне и структуре социальноэкономического развития России и роли России в мире.
Повторение, итоги года 2

1.Участие в предметной олимпиаде
2.Выполнение проектов по темам
«Межотраслевые комплексы»
1.Участие
в
общечеловеческой
культуры интернет конкурсах «Я
гений», «Умники России» Урокпроект
Урок – конференция «Значение
природных ресурсов и природных
условий для развития экономики
Сибири» Уроки презентации

Календарно-тематическое планирование
6 класс
№
урока
1.
2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

тема

Дата
план

Введение
Открытие, изучение и преобразование Земли
05.09
Земля – планета Солнечной системы.
12.09
Раздел I. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
Тема 1. План местности (5 часов)
Понятие о плане местности
19.09
Масштаб.
26.09
Стороны горизонта. Ориентирование.
03.10
Изображение на плане неровностей земной поверхности
10.10
Составление простейшего плана местности
17.10
Тема 2. Географическая карта (6 часов)
Форма и размер Земли.
24.10
Географическая карта. Карта Республики Бурятия.
07.11
Градусная сеть на глобусе и карте.
14.11
Географические координаты. Широта.
21.11
Географические координаты. Долгота. Географические 28.11
координаты.
Изображение на физических картах высоты и глубины. 05.12
Контрольная работа.
Раздел II. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ
Тема 1. Литосфера (5 часа)
Строение Земли. Горные породы и минералы
12.12
Движение земной коры. Вулканизм
19.12
Рельеф суши. Горы. Формирование рельефа Республики 26.12
Бурятия.
Равнины суши.
09.01
Рельеф дна Мирового океана. Обобщение и повторение по 16.01
теме «Литосфера»
Тема 2. Гидросфера (7 часов)
Вода на Земле. Гидросфера.
23.01
Части Мирового океана. Свойства океанических вод.
30.01
Движение воды в океане
06.02
Подземные воды.
13.02
Реки. Крупные реки Республики Бурятия.
20.02
Озера. Крупные озёра Республики Бурятия. Озеро Байкал
27.02
Ледники. Проверочная работа
06.03
Тема 3. Атмосфера (6 часов)
Атмосфера. Строение, значение, изучение.
13.03

факт

27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Температура воздуха.
Атмосферное давление. Ветер. Роза ветров
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки.
Погода. Климат. Климат Бурятии Подготовка к тестированию
по теме «Атмосфера»
Причины, влияющие на климат. Проверочная работа
Тема 6. Биосфера (2 часа)
Разнообразие и распространение организмов на Земле
Природные комплексы
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 часа)
Население земли

20.03
03.04
10.04
17.04
24.04
08.04
15.04
22.04

7 класс
№
урока

тема

Дата
план
Введение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

19.

Введение
02.09
Как люди открывали и изучали Землю
05.09
Источники географической информации
09.09
Главные особенности природы Земли Литосфера 2 часа
Происхождение материков и океанов
12.09
Рельеф земли
16.09
Атмосфера и климаты Земли 3 часа
Распределение температуры воздуха и осадков
19.09
Воздушные массы
23.09
Климатические пояса Земли
26.09
Гидросфера и Мировой океан 4 часа
Воды Мирового Океана. Тест
30.09
Схема поверхностных течений. П/Р «Обозначить течения в 03.10
океане»
Жизнь в океане. П\Р «Схема жизни в океане»
07.10
Взаимодействие вод океана с сушей и атмосферой
10.10
Географическая оболочка 3 часа
Строение и свойства географической оболочки
14.10
Природные комплексы суши и океана
17.10
Природная зональность
21.10
Население земли 3 часа
Численность населения земли. Размещение населения
24.10
Народы и религии мира
28.10
Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское 07.11
население
Океаны 4 часа
Тихий океан
11.11

факт

20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.

Индийский океан
Атлантический океан
Северный Ледовитый океан
Общие особенности южных материков
Африка 9 часов
Географическое положение. Исследование Африки
Рельеф и полезные ископаемые
Климат.
Внутренние воды П/Р»Описание реки по плану»
Природные зоны
Влияние человека на природу. Заповедники и национальные
парки
Население
Регионы Африки
Проверочная работа по т. Африка
Австралия и Океания 5 часов
Географическое положение. История открытия. Рельеф и
полезные ископаемые
Климат. Внутренние воды
Природные зоны. Своеобразие органического мира
Австралийский Союз. Океания
Проверочная работа
Южная Америка 8 часов
ФГП, открытие п/р «Черты сходства и различия ФГП Ю.А. и
Африки»
Климат
Внутренние воды п\р «Описание речных бассейнов по плану»
Природные зоны
Население
Регионы Южной Америки
Проверочная работа
Антарктида 2 часа
Географическое положение. История открытия
Природа
Северная Америка 7 часов
Географическое
положение.
История
открытия
и
исследования
Рельеф, полезные ископаемые. П/Р «Обозначить рельеф С.А.»
Климат, внутренние воды
Природные зоны. П/Р «Составить таблицу по ПЗ»
Население
Регионы С. Америки
Проверочная работа
Евразия 9 часов

14.11
18.11
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12
23.12
26.12
09.01
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
30.01
03.02
06.02
10.02
13.02
17.02
20.02
24.02
27.02
03.03
06.03
10.03
13.03
17.03
20.03

54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Географическое
положение.
История
открытия
и
исследования Центральной Азии
Особенности рельефа его развитие
Климат. П\Р «Нанести климатические пояса Евразии»
Внутренние воды
Природные зоны
Население и страны Евразии
П\Р «описание страны по плану» Регионы Северной,
Восточной, Западной Евразии
Регионы Южной, Юго-Западной, Центральной Азии
Китай, Япония. Индия, Индонезия
Географическая оболочка 1 час
Географическая оболочка
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение ,итоги года

24.03
03.04
07.04
10.04
14.04
17.04
21.04
24.04
28.04
05.05
08.05
12.05
15.05
19.05
22.05

8 класс
№
урока

тема

Дата
план
Введение

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Что изучает география России
ФГП России п\р «высчитать протяж. России с севера на юг, с
запада на восток «
Моря России
Часовые пояса
Освоение, изучение территории
Освоение, изучение территории
Раздел 1.Природа 19 час
Особенности рельефа России, рельеф Бурятии
Геологическое Строение. Минеральные ресурсы, ресурсы
Бурятии
Развитие форм рельефа Тематический контроль
От чего зависит климат
Распределение тепла и влаги
Циклон, антициклон, атмосферный фронт
Типы климатов п\р «Описать тип климата по плану»
Климат и человек Тематический контроль
Разнообразие внутренних вод. Реки. Реки Бурятии
Озера, болота, подземные воды, ледники
Водные ресурсы, описание явления. Тематический контроль.

02.09
05.09
09.09
12.09
16.09
19.09
23.09
26.09
30.09
03.10
07.10
10.10
14.10
17.10
21.10
24.10
28.10

факт

18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.

Образование почв
Закономерности распространения почв, почвы Бурятии
Почвенные ресурсы
«Выявление условий почвообразования основных типов
почв»
Растительный и животный мир. Фауна Бурятии
Биологические ресурсы. Охрана природы
Природно-ресурсный потенциал
Тематический контроль
Раздел 2 ПК России 30 час
Разнообразие ПК
Моря - крупные ПК П\р»характеристика моря по плану»
Природные зоны
Безлесные зоны на юге России. Высотная поясность
Проверочная работа по т. «Природное районирование»
Русская равнина
Природные комплексы
Памятники природы
Проблемы рац. использования ресурсов
Кавказ - высокие горы
Особенности природы высокогорий
Природные комплексы Кавказа
Урал
Своеобразие природы Урала
Природные ресурсы Урала
Природные уникумы. Экологические проблемы
Западно- Сибирская равнина
Природные зоны
Природные ресурсы и проблемы освоения
Восточная Сибирь
Климат В.Сибири, Бурятии
Природные районы Восточной Сибири
Жемчужина Сибири Байкал
Природные ресурсы
Дальний Восток край контрастов
Природные комплексы
Природные уникумы Д.В.
Природные ресурсы Д.В.
Обобщение по теме
Подготовка к проверочной работе
Тематический контроль
Раздел 3. Человек и природа. 4 часа
Влияние ПУ,ПР На жизнь и здоровье. ПУ Бурятии
Воздействие человека на природу

07.11
11.11
14.11
18.11
21.11
25.11
28.11
02.12
05.12
09.12
12.12
16.12
19.12
23.12
26.12
09.01
13.01
16.01
20.01
23.01
27.01
30.01
03.02
06.02
10.02
13.02
17.02
20.02
24.02
27.02
03.03
06.03
10.03
13.03
17.03
20.03
24.03
03.04
07.04
10.04
14.04

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.

Рациональное природопользование
Экологическая ситуация в России
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Итоги года

17.04
21.04
24.04
28.04
05.05
08.05
12.05
15.05
18.05
22.05

9 класс
№
урока
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

тема
Раздел 1. Хозяйство России
Понятие хозяйства. Его структура
Этапы развития хозяйства
Сельское хозяйство. Растениеводство
Животноводство. Зональная специализация
Агропромышленный
комплекс.
Легкая
и
пищевая
промышленность
Лесной комплекс
Топливно-энергетический
комплекс.
Топливная
промышленность
Электроэнергетика. Практическая работа «Нанести на к/к
типы э/станций»
Металлургический комплекс
Машиностроительный комплекс
Химическая промышленность. П/Р «Обозначить на к/к базы
хим. промышленности»
Транспорт
Информационная структура
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство
Территориальное разделение труда
Проверочная работа
Раздел 2. Районы России
Восточно-Европейская равнина
Волга
Центральная Россия :состав, географическое положение
Центральный район: особенности положения
Хозяйство Центрального района П/р «Обозначить на к/к
хозяйство Ц. России»
Москва – столица России

Дата
план
02.09
07.09
09.09
14.09
16.09
21.09
23.09
28.09
30.09
05.10
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10
09.11
11.11
16.11
18.11
23.11

факт

23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.

Города Центрального района
Центрально-Черноземный район
Волго-Вятский район
Проверочная работа
Северо -_Западный район. Географическое положение и
природа
Города на старых водных торговых путях
Санкт- Петербург – новый хозяйственный узел
Санкт- Петербург –«вторая столица» России
Калининградская область
Европейский Север Географическое положение и природа
Этапы развития хозяйства
Роль Европейского Севера в развитии русской культуры
Проверочная работа
Поволжье. Географическое положение и природа
Население и хозяйство. П/р «Нанести на к/к газо- и
нефтепроводы»
Европейский Юг Крым
Природные условия Северного Кавказа
Хозяйство Северного Кавказа
Народы Северного Кавказа
Южные моря России
Урал. Географическое положение и природа
Этапы развития и современное хозяйство
Население и города Урала. Проблемы развития
Проверочная работа
Тема 3. Азиатская часть России
Природа Сибири
Природа и ресурсы гор юга Сибири
Арктические моря
Население Сибири
Хозяйственное освоение Сибири
Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы
Хозяйство района. П/р «нанести на к/к отрасли пром-ти З.С.»
Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы
Байкал
Хозяйство района
Дальний Восток. Формирование территории
Природные условия и ресурсы
Моря Тихого океана
Население района
Хозяйство района
Проверочная работа
Россия в мире

25.11
30.11
02.12
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12
23.12
28.12
11.01
13.01
18.01
20.01
25.01
27.01
01.02
03.02
08.02
10.02
15.02
17.02
22.02
24.02
01.03
03.03
10.03
15.03
17.03
22.03
24.03
05.04
07.04
12.04
14.04
19.04
21.04
26.04
28.04
03.05
05.05

64.
65.
66.
67.
68.

Повторение
Повторение
Повторение
Повторение
Итоги года

10.05
12.05
17.05
19.05
24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».