ЭК Удивительная планета Земля

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Удивительная планета - Земля» для
учащихся 6 класса разработана на основе примерной программы по географии за
авторством И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой, В. А. Коринской, В. П. Дронова,
ФГОС ООО, утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.
и других нормативно- правовых актов.
Программа «Удивительная планета - Земля» направлена на формирование
интереса к предмету, умений решения не стандартных заданий повышенной
сложности, т.к. в настоящее время снижен интерес к предмету. В значительной
степени это объясняется тем, что на уроках географии учащиеся имеют
недостаточно возможностей для тренировки коммуникативного умения как в
устной, так и в письменной формах. Поэтому даже выпускники с хорошим в
целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать
свои мысли. Богатое содержание курса географии предоставляет большие
возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и
внеурочное время. Внеклассная работа способствует улучшению учебной
мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение
практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному
развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального
использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального
труда, формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Новизна предлагаемой программы:
Программа соответствует целям и задачам ФГОС общего образования
второго поколения. Это комплексная программа формирования знаний,
установок, личностных ориентиров, которая обеспечивает формирование
регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных
действий.
Педагогическая целесообразность:
Состоит в том, что в её содержание внесены темы, которые не изучается
учащимися в рамках образовательной программы, или идут в разделе «А теперь
более сложные вопросы»
Эффективным, для
развития детей, является введение нового
теоретического
материала, которое вызвано требованиями социализации
обучающихся.
Программа разработана с учетом современных образовательных
технологий, которые отражаются в:
•
формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия,
конкурсы, экскурсии);
•
принципах
обучения
(индивидуальность,
доступность,
преемственность, результативность);
•
методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов).
•
средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.)
Цели:

•
Освоение знаний об основных географических понятиях,
•
овладение умением решения заданий повышенной сложности.
•
развитие познавательных интересов, самостоятельного приобретения
новых знаний;
•
воспитание любви к предмету, экологической культуры, бережного
отношения к окружающей среде.
Задачи:
•
Создание условий для освоения учащимися навыков самостоятельной
творческой деятельности при выполнении заданий повышенного уровня
сложности.
•
Формирование умения школьников работы с источниками
географической информации;
•
Формирование навыка исследовательской деятельности при решении
проблемных вопросов географии;
•
Воспитание географической культуры школьников.
Программа «Удивительная планета - Земля» рассчитана на 34 часа, из
расчета - 1 час в неделю. Программа рассчитана на учащихся 6-го класса.
Программа предусматривает формирование у учащихся обще учебных
умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых над
предметных компетенций. В этом направлении приоритетами для программы
факультатива являются:
•
формировать у учащихся навыки решения заданий повышенной
сложности;
•
обеспечить условия для раскрытия творческих способностей
учащихся, повышения качества подготовки учащихся по предмету.
•
отрабатывать у обучающихся понимание общественной потребности в
географических знаниях;
•
формировать у них отношение к географии как возможной области
будущей практической деятельности;
Отличительной особенностью данной программы от уже существующих
образовательных программ является содержательный аспект: на занятиях
обучающиеся имеют возможность в полном объеме получать знания, которые им
необходимы для жизни и деятельности.
Эта программа объединила в себе теоретические сведения из области
географии, биологии, истории, демографии, агроклиматологии. Данная
интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие
окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие
проблемы, найти свое место в жизни
Направленность предлагаемого курса:
•
по содержанию: предметная
•
по функциональному предназначению: учебно-познавательная
•
по форме организации: факультативная
•
по времени реализации: годичная

Раздел 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Личностными
результатами
обучения
географии
является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических
принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение
следующих результатов личностного развития:
•
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края,
общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед
Родиной;
•
формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, а также
социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного
мира;
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о
существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений,
осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом
устойчивых познавательных интересов;
•
формирование познавательной и информационной культуры, в том
числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями,
книгами,
доступными
инструментами
и
техническими
средствами
информационных технологий;
•
формирование
толерантности
как
нормы
осознанного
и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
•
освоение социальных норм и правил поведения в группах и
сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному
статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ
социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в
общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных,
этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
•
развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных

чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам;
•
формирование коммуникативной компетентности в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах
деятельности;
•
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
•
формирование основ экологического сознания на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,
бережного отношения к окружающей среде;
•
осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей
семьи;
•
развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной
программы основного общего образования являются:
•
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний,
организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
•
умение планировать пути достижения целей на основе
самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять
альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный
способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по
решению учебных и познавательных задач;
•
формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и
обосновывать
её,
давать
определения
понятиям,
классифицировать,
структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать
причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию,
формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и
практические задания, в том числе проектные;
•
формирование осознанной адекватной и критической оценки в
учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и
действия одноклассников, аргументированно обосновывать правильность или
ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности;
•
умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели,
способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
•
формирование и развитие учебной и общепользовательской
компетентности в области использования технических средств информационнокоммуникационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как
инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных

универсальных учебных действий; формирование умений рационально
использовать широко распространённые инструменты и технические средства
информационных технологий;
•
умение извлекать информацию из различных источников (включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе
и на
электронных носителях,
соблюдать нормы информационной
избирательности, этики;
•
умение на практике пользоваться основными логическими приёмами,
методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем,
прогнозирования и др.;
•
умение работать в группе — эффективно сотрудничать и
взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке
общего решения в совместной деятельности; слушать партнёра, формулировать и
аргументировать своё мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том числе в ситуации столкновения
интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и
позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов
разрешения конфликтов;
•
умение
организовывать
свою
жизнь
в
соответствии
с
представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина,
ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной
программы по географии являются:
•
формирование представлений о географической науке, её роли в
освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной
картины мира, их необходимости для решения современных практических задач
человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и
рационального природопользования;
•
формирование первичных навыков использования территориального
подхода как основы географического мышления для осознания своего места в
целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной
ориентации в нём;
•
формирование представлений и основополагающих теоретических
знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве
и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях
природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах на разных материках и в отдельных странах;
•
овладение элементарными практическими умениями использования
приборов и инструментов для определения количественных и качественных
характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических
параметров;
•
овладение основами картографической грамотности и использования
географической карты как одного из «языков» международного общения;

•
овладение основными навыками нахождения, использования
и
презентации географической информации;
•
формирование умений и навыков использования разнообразных
географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки
различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
•
создание основы для формирования интереса к дальнейшему
расширению и углублению географических знаний и выбора географии как
профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем
и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Тема, количество часов
Тема 1. Источники географической информации – 6 часов
Географические открытия и исследования Земли.
Ориентирование. План местности.
Определение направления и расстояния на плане и
карте с помощью масштаба и градусной сетки.
Географические координаты.
Географические координаты.
Шкала высот и глубин.
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 2 часа
Движения Земли.
Солнечный свет на Земле.
Тема 3. Литосфера – 6 часов
Строение земной коры.
Внешние силы.
Внутренние силы.
Горы.Равнины.
Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
Тема 4. Атмосфера –6 часов
Решение практических задач. Температура воздуха.
Решение практических задач. Атмосферное давление.
Ветер.
Решение практических задач. Ветер.
Решение практических задач. Влага в атмосфере.
Погода и климат.
Тема 5. Гидросфера –7 часа
Мировой океан.
Работа с картой. Мировой океан. Суша в океане.
Работа с картой. Мировой океан. Суша в океане.
Воды суши.
Воды суши.
Работа с картой. Воды суши (реки, водопады, озёра).
Работа с картой. Воды суши (реки, водопады, озёра).
Тема 6. Географическая оболочка Земли –3 часа
Состав, границы, свойства географической оболочки.
Широтная зональность и высотная поясность.
Природные зоны.
Тема 7. Политическая карта –3 часа
Страны и их столицы. Евразия.
Страны и их столицы. Северная и Южная Америка
Страны и их столицы. Африка. Австралия и Океания.
Обобщение – 1 час
Обобщение

Практическая часть

Календарно-тематическое планирование
№ п/п

Тема урока

Дата проведения
план

Тема 1. Источники географической информации – 6 часов
Географические открытия и исследования Земли.
09.09
Ориентирование. План местности.
16.09
Определение направления и расстояния на плане и карте с
23.09
помощью масштаба и градусной сетки.
4. Географические координаты.
30.09
5. Географические координаты.
07.10
6. Шкала высот и глубин.
14.10
Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 2 часа
7. Движения Земли.
21.10
8. Солнечный свет на Земле.
28.10
Тема 3. Литосфера – 6 часов
9. Строение земной коры.
11.11
10. Внешние силы.
18.11
11. Внутренние силы.
25.11
12. Горы. Равнины.
02.12
13. Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
09.12
14. Работа с картой. Горы. Вулканы. Равнины.
16.12
Тема 4. Атмосфера –6 часов
15. Решение практических задач. Температура воздуха.
23.12
16. Решение практических задач. Атмосферное давление.
13.01
17. Ветер.
20.01
18. Решение практических задач. Ветер.
27.01
19. Решение практических задач. Влага в атмосфере.
03.02
20. Погода и климат.
10.02
Тема 5. Гидросфера –7 часа
21. Мировой океан.
17.02
22. Работа с картой. Мировой океан. Суша в океане.
24.02
23. Работа с картой. Мировой океан. Суша в океане.
03.03
24. Воды суши.
10.03
25. Воды суши.
17.03
26. Работа с картой. Воды суши (реки, водопады, озёра).
24.03
27. Работа с картой. Воды суши (реки, водопады,
07.04
озёра)………………………………..
Тема 6. Географическая оболочка Земли – 3 часа
28. Состав, границы, свойств географической оболочки.
14.04
29. Широтная зональность и высотная поясность.
21.04
30. Природные зоны.
28.04
Тема 7. Политическая карта –3 часа
31. Страны и их столицы. Евразия.
05.05
32. Страны и их столицы. Северная и Южная Америка.
12.05
33. Страны и их столицы. Африка. Австралия и Океания.
19.05
1.
2.
3.

факт


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».