ЭК Астрономия, 11 класс

1

2

Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Астрономия в космоса и
физике» для учащихся 11 класса разработана на основе примерной программы по
астрономии под редакцией Кунаш М. А., Приказа Министерства просвещения
Российской Федерации № 732 от 12.08.2022 г, «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования, утверждённый приказом МО и Н РФ от 17.05.2012 № 413» и других
нормативно-правовых актов.
Элективный курс «Астрономия в космоса и физике» предназначен для
обучающихся 11 классов. Курс изучается на завершающем этапе физикоматематического образования выпускников средней школы, знакомит их с
современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и
способствует формированию научного мировоззрения.
Элективный курс соответствует образовательному минимуму содержания
основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки
учащихся, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня
обучения и интереса к астрономии. Он позволяет сформировать у обучающихся
средней школы достаточно широкое представление об астрономической картине
мира.
В двух первых разделах элективного курса даётся представление об основах
практической астрофизики. С этой целью рассматриваются инструменты и
методы астрофизических исследований, выявляется важная черта взаимосвязи
физики и астрофизики.
Затем следуют разделы, посвящённые рассмотрению механических явлений
в Солнечной системе, физики звёзд, планет, межзвёздной среды, экзотических
объектов.
Интерес к науке о Вселенной в настоящее время велик. В наши дни учёные
по праву рассматривают Вселенную как уникальную природную физическую
лабораторию, актуальность проводимых исследований в которой возрастает с
каждым годом. Открытия в астрофизике и космологии – разделах астрономии,
изучающих природу небесных тел и Вселенную в целом, создают новую
Астрономическую Картину Мира и имеют неоценимое мировоззренческое
значение.
Основным учебным пособием для реализации данного курса является
учебник астрономии средней школы: Б.А. Воронцов-Вельяминов, Е.К. Страут
«Астрономия 11 класс. Базовый уровень».
Программа курса рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
В ходе обучения школьники будут проводить наблюдения, работать со
справочной литературой, астрономическим календарем. Знания, умения и навыки,
приобретенные в ходе обучения на элективном курсе, станут базовыми для
подготовки к олимпиадам по астрономии, будут способствовать более глубокому
изучению науки о Вселенной.

3

Данный элективный курс ориентирован на широкое использование знаний,
которые были получены при изучении предметов естественнонаучного цикла,
прежде всего физики; на объяснение явлений, наблюдаемых в космическом
пространстве, природы небесных тел и их систем.
Цели курса: расширение и углубление уровня физических и
астрономических знаний и умений учащихся, знакомство с различными
применениями законов физики на практике при изучении космического
пространства; развитие устойчивого познавательного интереса к изучению
физики и астрономии.
Основные задачи курса:
•
углубить знания основного курса физики и начального курса астрономии,
повысить интерес к их изучению для формирования более полной
естественнонаучной картины окружающего мира;
•
дать представление о методах физических и астрономических исследований
как важнейшей части методологии физики и астрономии;
•
систематизировать обширные сведения о природе небесных тел, объяснить
существующие закономерности и раскрыть физическую сущность наблюдаемых
во Вселенной явлений;
•
способствовать развитию интеллектуальных и творческих способностей,
социальной активности, интереса к исследовательской деятельности.
•
научить обучающихся свободно ориентироваться с помощью небесных
светил по сторонам света, определять координаты звезд, Солнца и Луны,
находить их место на звездной карте, вычислять периоды обращения планет,
расстояния до них, размеры небесных тел и скорости их движения;
•
дать обучающимся целостное представление о строении и эволюции
Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира.
Используемые технологии:
• проблемное обучение;
• информационно-коммуникативные;
• обучение в диалоге;
• лекционно-семинарская система обучения;
• личностно-ориентированное обучение.
Предусматриваются виды контроля, позволяющие оценивать динамику усвоения
курса учащимися и получить данные для определения дальнейшего совершенствования
содержания курса:
• текущие проверочные работы в традиционной форме (опрос, тестирование,
самостоятельная работа);
•
контрольные работы.
Критерии оценивания контрольной работы:
Оценка «5» - 95-100%,
оценка «4» - 75-94%,
оценка «3» - 50-74%,
оценка «2» - 0-49%.

4

Раздел 2. Планируемые результаты освоения элективного курса
В результате изучения элективного курса астрономии на базовом уровне ученик
должен
знать/понимать
• смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая
звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета,
астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная
система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета
(экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, Большой Взрыв,
черная дыра;
• смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица,
звездная величина;
• основные этапы освоения космического пространства;
• гипотезы происхождения Солнечной системы;
• основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
• размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно
центра Галактики;
уметь
• приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных
излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения
астрономической информации с помощью космических аппаратов и
спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
• описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, при- чины
возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа,
взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием
диаграммы «цвет — светимость», физические причины, определяющие
равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических
элементов;
• характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы
и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и
линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной
массы;
• находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе:
Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие
звезды, в том числе: Полярная звезда, Денеб, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
• использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками,
в основе которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук;

5

оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научнопопулярных статьях.

6

Раздел 3. Содержание элективного курса
Раздел I. Предмет астрономии (2 ч)
Астрономия, ее связь с другими науками. Роль астрономии в развитии
цивилизации. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических
методов исследования. Наземные и космические телескопы, принцип их работы.
Всеволновая астрономия: электромагнитное излучение как источник информации
о небесных телах. История развития отечественной космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения современной
космонавтики.
Раздел II. Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Видимая звездная величина. Небесная сфера. Особые точки
небесной сферы. Небесные координаты. Звездные карты. Видимое движение
звезд на различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое
годичное движение Солнца. Эклиптика. Видимое движение и фазы Луны.
Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.
Раздел III. Строение Солнечной системы (6 ч)
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира.
Становление гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия
их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения
планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил
тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников
Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.
Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и
Луна — двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами.
Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия,
Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной
системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и
метеориты. Астероидная опасность.
Раздел V. Солнце и звезды (6 ч)
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Методы
астрономических исследований; спектральный анализ. Физические методы
теоретического исследования. Источник энергии Солнца. Атмосфера Солнца.
Солнечная активность и ее влияние на Землю. Роль магнитных полей на Солнце.
Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимосвязь.
Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр — светимость» («цвет
— светимость»). Массы и размеры звезд. Двойные и кратные звезды. Модели

7

звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной.
Эволюция звезд различной массы.
Раздел VI. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Звездные скопления. Спиральные
рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики.
Проблема «скрытой» массы (темная материя). Разнообразие мира галактик.
Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной
космологии. «Красное смещение» и закон Хаббла. Эволюция Вселенной.
Ускорение расширения Вселенной. Проблема существования жизни вне Земли.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Современные возможности
космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями.
Обобщающее повторение (1 ч)
Современные открытия в области астрономии.
Тематическое планирование
№
п/п

Количество
Наименование темы
часов

практических контрольных
работ
работ (тест)

1

Раздел I. Предмет астрономии

2

2

Раздел II. Основы практической
астрономии

5

3

Раздел III. Строение Солнечной
системы

6

1

4

Раздел IV. Природа тел Солнечной
системы

7

(1)

5

Раздел V. Солнце и звезды

6

6

Раздел VI. Строение и эволюция
Вселенной

6

7

Повторение и обобщение

1
Итого

33

1

1

(1)
1

2

2 (2)

Примерный перечень наблюдений
Наблюдения невооруженным глазом
1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего
неба. Изменение их положения с течением времени.
2. Движение Луны и смена ее фаз.
Наблюдения в телескоп

8

1. Рельеф Луны.
2. Фазы Венеры.
3. Марс.
4. Юпитер и его спутники.
5. Сатурн, его кольца и спутники.
6. Солнечные пятна (на экране).
7. Двойные звезды.
8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).
9. Большая туманность Ориона.
10. Туманность Андромеды.

Календарно - тематическое планирование
Дата
№ урока
1
2
3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

Содержание уроков
Раздел I. Предмет астрономии (2 ч)
Предмет астрономии. Ее связь с другими науками.
Особенности астрономических наблюдений. Основные
линии и точки небесной сферы. Телескопы.
Раздел II. Основы практической астрономии (5 ч)
Звезды и созвездия. Системы координат
(горизонтальная и экваториальная) и звездные карты.
Высота полюса мира. Высота светил в кульминации.
Практическая работа №1 «Определение
географических координат (широты места)».
Суточное и годичное движение Солнца. Определение
координат Солнца на различных географических
широтах.
Движение и фазы Луны. Солнечные и лунные
затмения.
Основы измерения времени. Календарь.
Раздел III. Строение Солнечной системы (6 ч)
Развитие представлений о строении мира.
Конфигурации планет. Синодический и сидерический
периоды обращения планет.
Законы движения планет (законы Кеплера).
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной
системе.
Движение небесных тел под действием сил тяготения.
Решение задач. Контрольная работа №1.
Раздел IV. Природа тел Солнечной системы (7 ч)
Общие характеристики планет.
Планета Земля. Система Земля-Луна. Физические
условия на Луне.
Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет-гигантов.
Малые тела Солнечной системы. Астероиды и
метеориты. Кометы и метеоры.
Семинар-защита презентаций «Самая интересная
планета Солнечной системы».
Решение задач. Тестирование №1.
Раздел V. Солнце и звезды (6 ч)
Общие сведения о Солнце. Состав и строение Солнца.
Атмосфера Солнца.
Расстояние до звёзд. Практическая работа №2.

план
06.09
13.09
20.09

27.09

04.10
11.10
18.10
25.10
08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12
10.01
17.01
24.01
31.01
07.02
14.02
21.02

факт

10

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Массы и размеры звезд. Характеристики звёзд:
видимая и абсолютная звёздная величина; спектр, цвет,
температура.
Двойные звёзды. Физические переменные, новые и
сверхновые звёзды.
Решение задач. Тестирование №2.
Раздел VI. Строение и эволюция Вселенной (6 ч)
Наша Галактика.
Межзвёздная среда: пыль и газ в Галактике.
Другие звездные системы - галактики.
Основы современной космологии. Современные
представления о происхождении планет. Эволюция
звёзд.
Жизнь и разум во Вселенной: эволюция Вселенной,
проблема внеземных цивилизаций.
Решение задач. Контрольная работа №2.
Обобщающее повторение (2 ч)
Современные открытия в области астрономии.
Итоговый контроль знаний и умений.

28.02
07.03
14.03
21.03
04.04
11.04
18.04
25.04
16.05
23.05

Электронные образовательные ресурсы:
•
•
•
•
•

•
•
•
•

http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
http://www.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «ДРОФА»
http://fgos74.ru - информационно-консультационный портал ФЦПРО
http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов (ФЦИОР)
http://www.edu.ru/ - Федеральный образовательный портал
http://window.edu.ru/ - Федеральная информационная система «Единое
окно доступа к образовательным ресурсам»
http://vvvvvv.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений
http://wvvvv.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ
http://school-collection.edu.ru Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».