Литература 6 класс

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая

программа по предмету «Литература» для учащихся 6

класса

составлена на основе авторской программы В.Я.Коровиной ФГОС ООО,
утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. и других
нормативно - правовых актов.
Рабочая

программа

учебного

курса

«Литература»

направлена

на

формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского
восприятия

и

понимания

литературных

текстов,

на

постижение

художественной литературы как вида искусства, на развитие способности
обучающегося к восприятию и истолкованию прочитанного в устной и
письменной форме, на умение пользоваться литературным языком как
инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений. В рабочей
программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса
(от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы,
касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
В программе учтены возможности предмета в реализации требований ФГОС
ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения,
а также межпредметные связи гуманитарных предметов на уровне основного
общего образования.
В программе определены основные цели изучения литературы на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения курса
литературы: личностные, метапредметные, предметные (на базовом уровне).
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
предусмотренных

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом основного общего образования, и Концепции преподавания
русского языка и литературы в Российской Федерации (утв. распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует
формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения,

так

как

занимает

ведущее

место

в

эмоциональном

,

интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении
основ их миропонимания и национального самосознания. Литературное
образование в основной школе невозможно без учета преемственности с
курсом литературного чтения, метапредметных связей с курсом русского
языка, истории, что способствует развитию речи, историзма мышления,
художественного вкуса.
Изучение предмета «Литература» направлено на формирование, развитие и
совершенствование коммуникативной, лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенций.
Содержание обучения литературе ориентировано также на развитие
функциональной грамотности как интегративного умения человека
читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных
форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни.
В соответствии с ФГОС ООО целями изучения предмета «Литература»
являются:
• формирование у обучающихся потребности в качественном
чтении,

культуры

литературных

читательского

текстов

и

создания

восприятия,

понимания

собственных

устных

и

письменных высказываний;
• развитие чувства причастности к отечественной культуре и
уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности
на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в
отечественной и зарубежной литературе.

Достижение указанных целей возможно при решении учебных

задач,

которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры:
• приобщение школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической

литературы

и

лучшим

образцам

современной

литературы;
• воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему
достижению национальной культуры, способствующей воспитанию
патриотизма, формированию национально-культурной идентичности
и способности к диалогу культур;
• освоение

духовного

опыта

человечества,

национальных

и

общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
• формирование гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и

изучения

литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием
их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества:
• воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе
участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи,

связанные

с

воспитанием

квалифицированного

читателя,

обладающего

эстетическим

воспринимать,

вкусом,

анализировать,

с

формированием

критически

умений

оценивать

и

интерпретировать прочитанное:
• формирование у школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации

художественных

произведений,

умения

воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видов искусства;
• развитие

читательских

умений,

творческих

способностей,

эстетического вкуса;
• развитие умения выявлять проблематику произведений и их
художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному;
• воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций;
• сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с
произведениями других искусств;
• формировать

представления о специфике литературы в ряду

других искусств и об историко-литературном процессе;
• развивать

умения

поиска

необходимой

информации

с

использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи,

связанные

с

осознанием

обучающимися

коммуникативно-

эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры:

• совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды
устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге,
адекватно воспринимая чужую точку зрения и отстаивая свою.
В учебном плане школы на изучение

учебного предмета «Литература»

отводится 3 часа в неделю. С учётом календаря на 2022-2023 учебный год
будет проведён 101 урок.

Программный материал будет реализован в

полном объёме. Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учётом программы воспитания,

модуля

«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
• Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки - исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке,
не только получать опыт, но и приобретать знания.
• Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
• Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся.
• Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.

• Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

деятельность,

навык

теоретической проблемы, навык

позволяющая

самостоятельного
генерирования

и

решения

оформления

собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для

достижения

воспитательных

задач

урока

используются

социокультурные технологии:
•

технология присоединения;

•

технология развития целостного восприятия и мышления;

•

технология развития чувствования;

•

технология развития мотивации;

•

технология развития личности;

•

технология развития группы;

•

технология развития ресурса успеха.

Основу

социокультурных

технологий

составляет

идея

активного

обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов:
содержательный, коммуникативный,

управленческий,

психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием
превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
•

освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;

•

развитию эффективного общения;

•

развитию управленческих способностей;

•

формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;

•

приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II. Планируемые результаты
Важнейшими

результатами

освоения

курса

«Литература»

являются

личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
•

осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
• активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении

с

ситуациями,

отражёнными

в

литературных

произведениях;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе с опорой на примеры из литературы;
• представление о способах противодействия коррупции;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к

взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
• активное участие в школьном само управлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотическое воспитание:
• осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса

к

познанию

родного

языка,

истории,

культуры

Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а
также литератур народов РФ;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в
художественных произведениях;
• уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного

выбора

с

оценкой

поведения

и

поступков

персонажей литературных произведений;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

• активное

неприятие

ответственность

асоциальных

личности

в

поступков,

условиях

свобода

и

индивидуального

и

общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
• восприимчивость к

разным

видам

искусства,

традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
• осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
• осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
•

способность

адаптироваться

к

стрессовым

ситуациям

и

меняющимся

социальным,

информационным

и

природным

условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая
дальней шие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других,
опираясь на примеры из литературных произведений;
• уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудовое воспитание:
• установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,

способность

инициировать,

планировать

и

самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства

с

деятельностью

героев на страницах

литературных произведений;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной

профессиональной

деятельности

и

развитие

необходимых умений для этого;
•

готовность адаптироваться в профессиональной среде;

• уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числе

при

изучении

произведений

русского

фольклора

и

литературы;
• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования

и

жизненных

планов

с

учетом

личных

и

общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
• готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.

Ценность научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
• овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
• овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности с учётом специфики школьного литературного
образования;
• установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и

стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
• освоение

обучающимися

социальных

ролей,

социального

соответствующих

опыта,

ведущей

основных

деятельности

возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
• изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
• потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
• в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта
других;
• в

выявлении

и

связывании

образов,

необходимость

в

формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных,

осознавать

дефициты

собственных

знаний

и

терминами

и

компетентностей, планировать своё развитие;
• умение

оперировать

основными

понятиями,

представлениями в области концепции устойчивого развития;
• анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
• оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,

достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
• способность

осознавать

происходящие

изменения

стрессовую
и

их

ситуацию,

последствия,

оценивать

опираясь

на

жизненный и читательский опыт;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
• оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения и действия;
• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

Метапредметные результаты
1.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-

литературного процесса);
• устанавливать

существенный

классифицировать

признак

литературные

объекты

классификации
по

и

существенному

признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
• с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия

в

рассматриваемых

литературных

фактах

и

закономерностей

и

наблюдениях над текстом;
•

предлагать

критерии

для

выявления

противоречий с учётом учебной задачи;
• выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
• выявлять

причинно-следственные

связи

при

изучении

литературных явлений и процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
• формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной

задачи при

работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
• использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в литературном образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
• проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование

по

установлению

особенностей

литературного

объекта изучения, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
• оценивать

на применимость

полученную
(эксперимента);

в

ходе

и достоверность
лингвистического

информацию,
исследования

• самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведённого наблюдения, исследования;
• владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов и обобщений;
• прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и

отборе

литературной

и

другой

информации

с

учётом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;
• выбирать,

анализировать,

систематизировать

интерпретировать,

литературную

и

обобщать

другую

и

информацию,

представленную в текстах, таблицах, схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации

информации

из

одного

или

нескольких

источников с учётом поставленных целей;
• находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой
таблица,

схема)

и

информации (текст, презентация,

иллюстрировать

решаемые

задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
• оценивать надёжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
•

распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных

знаков,

конфликтных

знать

ситуаций,

и

находя

распознавать
аналогии

в

предпосылки
литературных

произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
• в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием

иллюстративных материалов;
Совместная деятельность:
• использовать преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
• принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить

действия

по

её

достижению:

распределять

роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
• уметь обобщать мнения нескольких людей;
• проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;
• планировать

организацию

совместной

работы

на

уроке

литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять
свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
•

выполнять

свою

часть

работы,

достигать

качественного

результата по своему направлению, и координировать свои
действия с другими членами команды;
• оценивать качество своего вклада в общий результат по
критериям, сформулированным участниками взаимодействия на
литературных занятиях;
•

сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта

перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное,

принятие

решения

в

группе,

принятие

решения группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной

задачи,

и

адаптировать

решение

к

меняющимся

обстоятельствам;
• объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
• понимать

причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому
опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения;

• оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения

другого

человека,

анализируя

примеры

из

литературных произведений;
• регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
размышляя

над

взаимоотношениями

литературных

героев;
• признавать своё и чужое право на ошибку;
• принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты (5 – 9 класс)
Предметные результаты по литературе в основной школе должны
обеспечивать:
• понимание

духовно-нравственной

и

культурной

ценности

литературы и её роли в формировании гражданственности и
патриотизма, укреплении единства многонационального народа
Российской Федерации;
• понимание

специфики

литературы

как

вида

искусства,

принципиальных отличий художественного текста от текста
научного, делового, публицистического;
• овладение

умениями

эстетического

и

смыслового

анализа

произведений устного народного творчества и художественной
литературы,

умениями

воспринимать,

анализировать,

интерпретировать

и

оценивать

прочитанное,

понимать

художественную картину мира, отражённую в литературных
произведениях, с учётом неоднозначности заложенных в них
художественных смыслов:
• умение анализировать произведение в единстве формы и
содержания; определять тематику и проблематику произведения,
родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять
позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию,
учитывая

художественные

особенности

произведения

и

воплощённые в нём реалии;
• характеризовать авторский пафос;
• выявлять особенности языка художественного произведения,
поэтической и прозаической речи;
• овладение теоретико-литературными понятиями и использование
их в процессе анализа, интерпретации произведений и оформления
собственных оценок и наблюдений: художественная литература и
устное народное творчество; проза и поэзия; художественный
образ; факт, вымысел; литературные направления (классицизм,
сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос, драма),
жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия,
поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок,
сонет, эпиграмма, лиро-эпические (поэма, баллада)); форма и
содержание

литературного

произведения;

тема,

идея,

проблематика, пафос (героический, трагический, комический);
сюжет,

композиция,

эпиграф;

стадии

развития

действия:

экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ
автора,

повествователь,

рассказчик,

литературный

герой

(персонаж), лирический герой, лирический персонаж, речевая
характеристика героя; реплика, диалог, монолог; ремарка; портрет,

пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ, подтекст,
психологизм; сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск; эпитет,
метафора,

сравнение;

олицетворение,

гипербола;

антитеза,

аллегория, риторический вопрос, риторическое восклицание;
инверсия; повтор, анафора; умолчание, параллелизм, звукопись
(аллитерация, ассонанс); стиль; стих и проза; стихотворный метр
(хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
афоризм;
• умение

рассматривать

изученные

произведения

в

рамках

историко-литературного процесса (определять и учитывать при
анализе принадлежность произведения к историческому времени,
определённому литературному направлению);
• выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей
(в том числе А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского
мировоззрения, проблематики произведений;
• умение сопоставлять произведения, их фрагменты (с учётом
внутритекстовых и межтекстовых связей), образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, приёмы, эпизоды текста;
• умение сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные
произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
• совершенствование

умения

выразительно

(с

учётом

индивидуальных особенностей обучающихся) читать, в том числе
наизусть, не менее 12 произведений и / или фрагментов;
• овладение умением пересказывать прочитанное произведение,
используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ,
отвечать

на

вопросы

по

прочитанному

формулировать вопросы к тексту;

произведению

и

• развитие

умения

участвовать

в

диалоге

о

прочитанном

произведении, в дискуссии на литературные темы, соотносить
собственную позицию с позицией автора и мнениями участников
дискуссии;
• давать аргументированную оценку прочитанному;
• совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения (не менее
250 слов), аннотацию, отзыв, рецензию; применять различные
виды цитирования; делать ссылки на источник информации;
редактировать собственные и чужие письменные тексты;
• овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки
текстуально

изученных

художественных

произведений

древнерусской, классической русской и зарубежной литературы и
современных авторов (в том числе с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа);
• понимание важности чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы как способа
познания

мира,

источника

эмоциональных

и

эстетических

впечатлений, а также средства собственного развития;
• развитие умения планировать собственное досуговое чтение,
формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт
произведений современной литературы;
• формирование

умения

исследовательской

участвовать

деятельности

(с

в

проектной

приобретением

или
опыта

публичного представления полученных результатов);
• овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме,
подбирать проверенные источники в библиотечных фондах, сети

Интернет для выполнения учебной задачи; применять ИКТ,
соблюдать правила информационной безопасности.
6 КЛАСС
• Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального народа Российской
Федерации;
• понимать особенности литературы как вида словесного искусства,
отличать художественный текст от текста научного, делового,
публицистического;
• осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ
произведений фольклора и художественной литературы;
• воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
• определять тему и главную мысль произведения, основные
вопросы, поднятые автором;
• указывать родовую и жанровую принадлежность произведения;
• выявлять позицию героя и авторскую позицию;
• характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики;
• выявлять

основные

особенности

языка

художественного

произведения, поэтической и прозаической речи;
• понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться
использовать

их

в

процессе

анализа

и

интерпретации

произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
• художественная литература и устное народное творчество;
• проза и поэзия;
• художественный образ;
• роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня,

послание);
•

форма и содержание литературного произведения;

• тема, идея, проблематика;
• сюжет, композиция;
• стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка;
• повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж),
лирический герой, речевая характеристика героя;
• портрет, пейзаж, художественная деталь;
• юмор, ирония;
• эпитет, метафора, сравнение;
• олицетворение, гипербола;
• антитеза, аллегория;
• стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
• выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
• сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
• сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно
прочитанные

произведения художественной

литературы с

произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр,
кино);
• выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая
личное отношение к произведению (с учётом литературного
развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
• пересказывать прочитанное произведение, используя подробный,
сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы

по

прочитанному

произведению

и

с

помощью

учителя

формулировать вопросы к тексту;
• участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному;
• создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию,
отзыв;
• владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных
произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной
литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
• осознавать важность чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы для познания
мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а
также для собственного развития;
•планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг
чтения

по

рекомендациям учителя, в том числе за счёт

произведений современной литературы для детей и подростков;
• развивать умения коллективной проектной или исследовательской
деятельности под руководством учителя и учиться публично
представлять полученные результаты;
• развивать умение использовать словари и справочники, в том числе
в электронной форме; пользоваться под руководством учителя
электронными

библиотеками

и

другими

интернет-ресурсами,

соблюдая правила информационной безопасности.

Раздел III. Содержание предмета «Литература»
№

Наименование разделов
и тем

Всего

к\р

Форма

часов

контроля

1.

Введение

1

-

2.

Устное народное

4

1

2

-

6

1

Контрольная работа по теме: «Басни».

41

2

«Своя игра» по творчеству А.С.Пушкина

Сочинение.

творчество.
3.

Из древнерусской
литературы.

4

Из русской литературы

«Своя игра» по пройденной теме.

XVIII века.
5
Из русской литературы
Контрольная работа по стихотворениям 19

XIХ века.

века.
6

30

2

Сочинение – рассуждение

Из литературы XХ века.
Комплексная контрольная работа
7

Античные мифы и

5

-

6

1

легенды. Томеровский
эпос.
8

Произведения
зарубежных писателей.
Повторение.
Итого:

Сочинение-повествование. Написание текста
по заданному плану.

6
101

1

Итоговая контрольная работа.

6 класс
ВВЕДЕНИЕ. «В ДОРОГУ ЗОВУЩИЕ»
Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора.
Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре
и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие
литературы.
Малые жанры фольклора.
Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах
народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и
образность малых фольклорных жанров.
Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их
тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические
песни как особый эпический жанр.
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Связь литературы с фольклором.
«Повесть временных лет» ( «Сказание о Белгородском киселе») .).
Образно-стилистические особенности жанра летописи. "Повесть" как
исторический и литературный памятник Древней Руси.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА
И.И. Дмитриев, И. А. Крылов
Слово о писателе.
Басни: «Муха», «Квартет», «Волк и Ягненок», «Свинья под Дубом», «Волк
на псарне»и т.д.
Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их
роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа

художественного мира басни. Выражение народного духа и народной
мудрости в баснях И. А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА
А. С. Пушкин
Слово о поэте.
Стихотворения: «И. И. Пущину», «Зимнее утро», «И.И. Пущину».
Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли,
настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его
поэтическое

изображение

в

стихотворении

«Зимнее

утро».

Образ

лирического героя.
Роман «Дубровский».
Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира
Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей».
Образы крестьян в повести.
«Повести Белкина».
М. Ю. Лермонтов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Листок», «Три пальмы».
Олицетворение как один из художественных приемов при изображении
природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через
природные образы.
И.С.Тургенев
Слово о писатели. Анализ рассказа «Бежин луг».
Ф. И. Тютчев.

Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...», «С
поляны коршун поднялся...»
А. А. Фет.
Рассказ о поэте. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...»,
«Еще майская ночь», «Учись у них у дуба, у березы...»
Н. А. Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворение «Железная дорога».
Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской
лирики.
Н. С. Лесков
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта
русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя
и стилистические особенности сказа Лескова.
А. П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказы.
Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия.
Роль художественной детали.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА
А. И. Куприн.

Рождественский рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание
рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.
А. С. Грин.
Краткий рассказ о писателе. «Алые паруса». Жестокая реальность и
романтическая мечта в повести. Душевная чистота героев. Отношение автора
к героям
В. В. Маяковский
Слово о поэте.
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям».
Художественное новаторство поэзии В. Маяковского, словотворчество.
Гуманистический смысл стихотворения.
А. П. Платонов
Слово о писателе.
Рассказ «В прекрасном и яростном мире» , «Неизвестный цветок».
Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия
характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.
М. М. Пришвин
Слово о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения).
Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл
названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.
В. Г. Распутин
Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения).
Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память
человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в
творчестве Распутина.
В. П. Астафьев
Слово о писателе.
Рассказ «Конь с розовой гривой».
Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями.
М. Зощенко.
Рассказ ы.
Своеобразие

языка

и

жанра.

Взаимоотношения

автора

и

героя

-

повествователя; отметить особенности языка и жанра
Ю. М. Нагибин
Рассказ “Мой первый друг, мой друг бесценный”.
Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов.
Знакомство с творчеством К. Симонова, С. Орлова, Д. Самойлова;
осмысление темы войны.
Фазиль Искандер.
“Тринадцатый подвиг Геракла”.
Роль юмора в рассказе; нравственные проблемы, затронутые в произведении
В. М. Шукшин.

Слово о писателе. Рассказы «Чудик» и «Критики». Особенности шукшинских
героев – «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость
миру как синоним незащищенности.
С.Есенин и А.Блок
Сведения о жизни и творчестве С. Есенина и А. Блока; тема Родины и родной
природы в творчестве поэтов; фольклорные традиции в поэзии понятие
“аллитерация”.
А. А. Ахматова и Н. Рубцов.
Сведения о жизни и творчестве А. Ахматовой и Н. Рубцова; понятия
псевдонима и ассоциации; поэтический мир поэтессы и роль художественной
детали в поэзии.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ
Ф. Шиллер
Слово о поэте.
Баллада «Перчатка» (возможен выбор другого произведения).
Идея чести и человеческого достоинства в балладе Шиллера. Напряженность
сюжета и неожиданность развязки.
Антуан де Сент-Экзюпери.
Рассказ о писателе. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая
притча.

6 КЛАСС
Наименование

Кол -

Основные направления

темы

во

воспитательной деятельности

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

часов

1

Введение

1

Приобщение к литературному наследию
своего народа.
Формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение
культуры.

2

Устное народное
творчество

4

Воспитание ценностного отношения к

Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров

родному языку и родной литературе как

фольклора.

хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа.
Приобщение к литературному наследию
своего народа.
Воспитание в фольклорных произведениях
национального характера, народных

нравственных ценностей, прославление
бескорыстного служения Отечеству.

2

Древнерусская
литература

2

Воспитание ценностного отношения к

Урок-конференция по теме: «Русская летопись.

родному языку и родной литературе как

«Повесть временных лет».

хранителю культуры, включение в культурноязыковое поле своего народа.
Приобщение к литературному наследию
своего народа.
Формирование причастности к свершениям и
традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений,
своей ответственности за сохранение
культуры.

3

Произведения

Воспитание и развитие личности, способной

Урок-поэтический конкурс по теме: «А. С. Пушкин.

русских писателей

понимать и эстетически воспринимать

Стихотворение «Узник».

XIX века

произведения родной русской литературы, и

Стихи о родине. И.А. Бунин «Помню долгий зимний

39

обладающей гуманистическим мировоззрением, вечер», Н. Рубцов «Родная деревня» и др
общероссийским гражданским сознанием и
национальным самосознанием, чувством

Урок-обзорная лекция по теме: «История создания

патриотизма и гордости от принадлежности к

романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I)»

многонациональному народу России.
Привитие через содержание предмета интереса

Урок-диспут по теме: «Развязка романа (гл. XVIII-

к своей стране: её истории, языку, культуре, её

XIX)»

жизни и её народу.
Урок-сочинение по теме: «Владимир Дубровский»
Урок-творческий отчет по теме: «Творческая работа
по стихотворениям М.Ю. Лермонтова»
Урок-семинар по теме: «Обобщающий урок по
рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг».
Урок-практикум по теме: «Трёхсложные размеры
стиха»

4

Писатели

7

улыбаются

Воспитание культуры общения; интереса к

Урок-суд по теме: «Особенности юмора в рассказе

учению, процессу познания.

«Толстый и тонкий».

Формирование анализа поступков героев,
юмористических ситуаций в произведениях и

Урок-инсценировка по теме: «Юмористические

выхода из них.

рассказы А. П. Чехова»

Формирование умений внимательнее относится
к слову, к изобразительным возможностям
русского языка, учится видеть богатство языка,
проявляющееся в чрезвычайном разнообразии и
особой красоте создаваемых с помощью его
литературных произведений, учится открывать
многие речевые секреты.

5

Родная природа в

Воспитание бережного отношения к природе

Урок-поэтическая тетрадь по теме: «Стихотворения

стихотворениях

через тексты произведений литературы,

о природе А. Блока, С. Есенина, А. Ахматовой, Н.

русских поэтов XX

переживание чувства красоты в природе,

Рубцова»

века

гармонии, стремление к идеалу.

2

Формирование умения чувствовать настроение
поэта и лирического героя, выражая в своих
высказываниях. Развитие умения совершать
правильный выбор в отношении событий
произведений.

6

Произведения о

Воспитание любви к Родине, активный интерес

Урок-откровение по теме: «Стихи русских поэтов о

Великой

к её прошлому и настоящему, готовность

Великой Отечественной войне»

Отечественной

служить ей.

войне

Привитие через содержание предмета интереса к Урок-Творческая работа по рассказу Астафьева

8

своей стране: её истории, языку, культуре, её

«Конь с розовой гривой».

жизни и её народу.
Формирование личности, обладающей такими
качествами, как гуманность, патриотизм,
трудолюбие и уважение.
7

Произведения

11

Формирование умения прогнозировать действия Урок обсуждение по теме: «Антуан де Сент-

зарубежных

литературных героев, анализировать и

Экзюпери. «Маленький принц» как философская

писателей

оценивать поступки.

сказка-притча»

Воспитание ценности свободы, чести и
достоинства, как основы современных

Урок-творческий отчет по теме: «Реализация

принципов и правил межличностных

заданий рубрики «Проект».

отношений.
Стимулировать литературное творчество
учеников и развивать их эмоциональноэстетическое восприятие.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС
№

Тема урока

Дата.
По плану
Введение
I четверть

1.

Введение. «В дорогу зовущие»

02.09

Устное народное творчество.
2.

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

07.09

3

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

08.09

4

Пословицы, поговорки, загадки как малый жанр фольклора

09.09

5

Своя игра по пройденной теме.

14.09

Из древнерусской литературы
6

Древнерусская литература. «Повесть временных лет».

15.09

7

«Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение

16.09

исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов
(патриотизма, ума находчивости).
Из русской литературы ХVIII века
8

Басни. Жанровые особенности басни

21.09

9

И. И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха».

22.09

Противопоставление труда и безделья. Смех над ленью и
хвастовством. Развитие понятия об аллегории.
10

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

23.09

Обличение человеческих пороков.
11

Басня «Листы и Корни». Крылов о равном участии власти и

28.09

народа в достижении общественного блага.
12

«Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного

29.09

судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Аллегория
(развитие представлений).
13

Контрольная работа по теме «Басни»

30.09

Из литературы XIX века
14

А.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

05.10

Факт.

15

.С.Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину».

06.10

16

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-

07.10

поэтический колорит стихотворения.
17

А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека

12.10

и красоты природы, красоты жизни.
18

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

13.10

19

А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

14.10

20

Изображение русского барства. Дубровский старший и Троекуров

19.10

21

Протест Владимира Дубровского против беззакония и

20.10

несправедливости. Бунт крестьян.
22

Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости

21.10

личности.
23

Романтическая история любви Владимира и Маши.

26.10

24

Проект «Любимые страницы романа»

27.10

25

Р.Р. Сочинение по роману «Дубровский»

28.10

II четверть
26

А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». Метель

09.11

27

А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». Барышня-

10.11

крестьянка
28

А.С. Пушкин. Знакомство с «Повестями Белкина». Выстрел

11.11

29

Сочинение по произведениям А.Пушкина

16.11

30

Итоговый урок по творчеству А.С.Пушкина. Своя игра

17.11

31

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

18.11

«Тучи».«Парус»
32

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

23.11

Тема красоты, гармонии человека с миром. «Листок», «На севере
диком...»
33

«Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.

24.11

Тема красоты, гармонии человека с миром. «Листок», «На севере
диком...»
34

Поэтический салон по стихотворениям М. Лермонтова

25.11

35

И.С.Тургенев. Литературный портрет писателя. «Бежин луг».

30.11

36

И.С.Тургенев. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

01.12

37

И.С.Тургенев. Роль картин природы в рассказе.

02.12

38

Проект «Составление альбома «Словесные и живописные

07.12

портреты русских крестьян» (по рассказам из цикла «Записки
охотника»). Контрольная работа по произведениям 19 в
39

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. «Неохотно и несмело...».

08.12

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. «Листья» —
символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...».
Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет
коршуна и земная обреченность человека.
40

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель 09.12
рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение
прекрасного. Эстетизация конкретной детали «Еще майская ночь»,
Переплетение и взаимодействие тем

41

Проект «Хотим прекрасное в полете удержать»

14.12

42

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

15.12

Стихотворение «Железная дорога
43

Картины подневольного труда Стихотворение «Железная дорога»

16.12

44

Проект «Отечества достойный сын»

21.12

45

Н.С. Лесков. Литературный портер писателя. Понятие о сказе.

22.12

Знакомство с героями сказа.
46

Секрет тульских мастеров. Царь и его окружение

23.12

47

Гордость писателя за народ. Судьба мастера

28.12

48

Просмотр мультфильма «Левша»

29.12

III четверть
49

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Речь героев рассказа

11.01

Чехова «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация. Анализ
рассказа
50

Среди героев Антоши Чехонте. Лошадиная фамилия. Смерть

12.01

чиновника
51

Среди героев Антоши Чехонте. Лошадиная фамилия. Смерть

13.01

чиновника
52

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

18.01

53

Родная природа в стихотворениях русских поэтов.

19.01

54

Контрольная работа по стихотворениям 19 в

20.01

Из литературы XX века
55

А.И.Куприн «Чудесный доктор». Краткий рассказ о писателе.

25.01

Реальная основа и содержание рассказа.
56

«Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям.

26.01

57

«Чудесный доктор». Образ главного героя. Тема служения людям.

27.01

58

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе. Жестокая 01.02
реальность и романтическая мечта в повести А.С.Грина «Алые
паруса»

59

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые

02.02

паруса». Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
60

Душевная чистота главных героев в повести А.С.Грина «Алые

03.02

паруса». Отношение автора к героям повести «Алые паруса»
61

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

08.02

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не
похожие» герои А. Платонова.
62

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

09.02

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не
похожие» герои А. Платонова.
63

Произведения о ВОВ. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша,

10.02

дороги Смоленщины...»;
64

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

15.02

65

Конкурс чтецов, посвященный ВОВ

16.02

66

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.«Конь с

17.02

розовой гривой».Изображение быта и жизни сибирской деревни в
предвоенные годы.
67

Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие

22.02

долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька
Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
68

Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие

01.03

долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька
Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.
69

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевой

02.03

.

характеристики героя в создании образов героев в рассказе»
70

Сочинение «Роль речевой характеристики героя в создании

03.03

образов героев в рассказе»
71

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

09.03

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного
времени. Жажда знаний, нравственная стойкость
72

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

10.03

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного
времени. Жажда знаний, нравственная стойкость
73

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

15.03

74

Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

16.03

Смысл названия рассказа.
75

Р.Р. Нравственный выбор моего ровесника

17.03

76

Р.Р. Нравственный выбор моего ровесника

22.03

77

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый

23.03

подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского
характера.
78

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый

24.03

подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского
характера.
IV четверть
79

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики» и «Чудики».

05.04

Особенности шукшинских героев– «чудиков», правдоискателей,
праведников. Человеческая открытость миру как синоним
незащищенности
80

В. М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Критики» и «Чудики».

06.04

Особенности шукшинских героев– «чудиков», правдоискателей,
праведников. Человеческая открытость миру как синоним
незащищенности
81

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в

07.04

стихотворных произведениях поэтов ХХ века
82

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в

12.04

стихотворных произведениях поэтов ХХ века
83

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда

13.04

полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии
Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
84

Р.Р. Проект «Мой родной дом» или «Мой любимый уголок

14.04

природы»
Античные мифы и легенды. Гомеровский эпос
85

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя

19.04

Авгия», «Яблоки Гесперид».

86

Понятие о мифе

20.04

Сказания о поэтах-певцах в греческой мифологии. Геродот.
«Легенда об Арионе».
87

Понятие о легенде

21.04

Гомер и его героические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Значение
поэм Гомера. «Илиада». Отрывок из песни
«Одиссея».
88

Значение поэм Гомера. «Илиада». Отрывок из песни

26.04

«Одиссея».
89

Отрывок из песни

27.04

«Одиссея». «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Храбрость,
сметливость (хитроумие) Одиссея
Произведения зарубежных писателей

90

И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка»

28.04

Повествование о феодальных нравах. Рыцарь-герой, отвергающий
награду и защищающий честь и достоинство
91

И. Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка»

03.05

Повествование о феодальных нравах. Рыцарь-герой, отвергающий
награду и защищающий честь и достоинство
92

Балладное творчество Ф. Шиллера.

04.05

93

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

05.05

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
Мечта о естественном отношении к вещам и людям.
94

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

10.05

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
Мечта о естественном отношении к вещам и людям.
95

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

11.05

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.
Мечта о естественном отношении к вещам и людям.
Повторение
96

Игра «Путешествие по стране Литературии»

12.05

97

Повторение за курс 6 класса

19.05

98

Итоги года. Задание на лето

20.05

99

Резерв

21.05

100

24.05

101

25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».