Родной язык (русский) 6 класс

Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 6
класса составлена на основе авторской программы по родному русскому
языку к учебному комплексу под редакцией Т.М.Воителевой, ФГОС ООО,
утверждённого приказом Минобрнауки РФ № 1897 от 17.12.2010 г. и других
нормативно- правовых актов.
Рабочая программа учебного курса «Родной язык (русский)» направлена на
формирование взаимосвязи между процессом изучения и процессом
использования языка. Содержание курса представляет собой единство
процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории
речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования
умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых
средств в разнообразных условиях общения. В программе учтены
возможности предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым
личностным

и

метапредметным

результатам

обучения,

а

также

межпредметные связи гуманитарных предметов на уровне основного общего
образования.
В программе определены основные цели изучения русского языка на уровне
основного общего образования, планируемые результаты освоения курса
русского языка: личностные, метапредметные, предметные.
Рабочая

программа

учебного

предмета

«Родной

язык

(русский)»

разработана на основе требований к результатам освоения основной
образовательной
государственным

программы,

предусмотренных

образовательным

стандартом

Федеральным

основного

общего

образования, и Концепции преподавания русского языка и литературы в
Российской Федерации (утв. распоряжением Правительства Российской
Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Учебный предмет «Родной язык (русский)» направлен на удовлетворение
потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента

познания национальной культуры и самореализации в ней. В содержании
учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству
языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне
существования

языка:

к

многообразным

связям

русского

языка

с

цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского
языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Изучение предмета «Родной язык (русский)» направлено на формирование,
развитие

и

совершенствование

коммуникативной,

лингвистической

(языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Содержание обучения родному языку (русскому) ориентировано
также на развитие функциональной грамотности как интегративного
умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию
текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы
достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Целями изучения родного языка (русского) по программам основного
общего образования являются:
• воспитание гражданина и патриота; формирование российской
гражданской

идентичности

многоконфессиональном

в

обществе;

поликультурном
развитие

и

представлений

о

родном русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского
языка;

формирование

познавательного

интереса,

любви,

уважительного отношения к русскому языку, а через него — к
родной

культуре;

воспитание

ответственного

отношения

к

сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской
позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание

уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения;
• расширение знаний о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с
национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые
обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в
различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах
русского литературного языка; о национальных особенностях
русского речевого этикета;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком
в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие
готовности

и

способности

взаимопониманию,

к

речевому

потребности

взаимодействию
к

и

речевому

самосовершенствованию;
• совершенствование познавательных и интеллектуальных умений
опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые
факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения;
• совершенствование

текстовой

деятельности;

развитие

умений

функциональной грамотности осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной
текст, инфографика и др.);
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по родному языку
(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Рабочая программа составлена с учетом модуля «Школьный урок», в
котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие
реализацию воспитательного потенциала урока.
В учебном плане школы на изучение предмета «Родной язык (русский)»
отводится 0,5 часа в неделю, данный предмет будет изучаться в I и II
учебных четвертях. С учётом календаря на 2022 – 2023 учебный год будет
проведено - 17 уроков. Программный материал будет реализован в полном
объёме. Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учётом программы воспитания,

модуля

«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
• Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки - исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке,
не только получать опыт, но и приобретать знания.
• Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
• Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся.
• Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
• Исследовательская

и

проектная

деятельность,

позволяющая

приобретать

школьникам

навык

теоретической проблемы, навык

самостоятельного
генерирования

и

решения

оформления

собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для

достижения

воспитательных

задач

урока

используются

социокультурные технологии:
•

технология присоединения;

•

технология развития целостного восприятия и мышления;

•

технология развития чувствования;

•

технология развития мотивации;

•

технология развития личности;

•

технология развития группы;

•

технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный,

управленческий, психологический, социокультурный.

Использование активных форм работы является важным условием
превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
•

освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;

•

развитию эффективного общения;

•

развитию управленческих способностей;

•

формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;

•

приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II. Планируемые результаты
Важнейшими результатами освоения курса «Родной язык (русский)»
являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по родному языку (русскому)
на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные

результаты

освоения

обучающихся руководствоваться

должны

системой

отражать

позитивных

готовность
ценностных

ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
Гражданско - патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том
числе через изучение русского языка, отражающего историю и
культуру страны;
•

осознание

своей

этнокультурной

и

российской

гражданской

идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
• активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного

сообщества,

родного

края,

страны, в том числе в

сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных
произведениях, написанных на русском языке;
• неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
• понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
• представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений

в

поликультурном

и

многоконфессиональном

обществе, формируемое в том числе на основе примеров из
литературных произведений, написанных на русском языке;
• готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление
к взаимопониманию и взаимопомощи; активное участие в
школьном самоуправлении;
• готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь
людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
Патриотическое воспитание:
• осознание

российской

поликультурном

и

гражданской

идентичности

многоконфессиональном

в

обществе,

понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
• проявление интереса к познанию русского языка, к истории и
культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России в контексте учебного предмета «Русский язык»;
• ценностное отношение к русскому языку, к
своей Родины

—

России,

к

науке,

достижениям

искусству,

боевым

подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе
отражённым в художественных произведениях;
• уважение к символам России, государственным праздникам,

историческому

и

природному

наследию

и

памятникам,

традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственное воспитание:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
• готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
• активное неприятие асоциальных поступков;
• свобода

и

ответственность

личности

в

условиях

индивидуального и общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
• восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• понимание эмоционального воздействия искусства;
• осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
• осознание важности русского языка как средства коммуникации
и самовыражения;
• понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
• осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный
и читательский опыт;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый

образ

жизни

(здоровое

питание,

соблюдение

гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
• осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм
вреда для физического и психического здоровья;
• соблюдение

правил

безопасности,

в

том

числе

навыки

безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного
языкового

образования;

стрессовым

ситуациям

способность
и

адаптироваться

меняющимся

к

социальным,

информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение

осознавать

своё

эмоциональное

состояние

и

эмоциональное состояние других, использовать адекватные
языковые средства для выражения своего состояния, в том числе
опираясь

на

примеры

из

литературных

произведений,

написанных на русском языке;
•

сформированность навыков рефлексии, признание своего права
на ошибку и такого же права другого человека.

Трудовое воспитание:
• установка на активное участие в решении практических задач
(в рамках семьи, школы, города, края) технологической и
социальной

направленности,

планировать

и

самостоятельно

способность
выполнять

инициировать,
такого

рода

деятельность;
• интерес

к

практическому

изучению

профессий

и

труда

различного рода, в том числе на основе применения изучаемого
предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов,
журналистов, писателей;
• уважение к труду и результатам трудовой деятельности;

• осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования

и

жизненных

планов с

учётом

личных

и

общественных интересов и потребностей;
• умение рассказать о своих планах на будущее.
Экологическое воспитание:
• ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей
среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; умение точно, логично
выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
• повышение

уровня

экологической

культуры,

осознание

глобального характера экологических проблем и путей их
решения;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде,

в

том

числе

литературными

сформированное

при

произведениями,

знакомстве с
поднимающими

экологические проблемы;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде;
•

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

• готовность

к

участию

в

практической

деятельности

экологической направленности.
Ценность научного познания:
• ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений

об

человека, природы и

основных
общества,

закономерностях
взаимосвязях

развития

человека

с

природной и социальной средой, закономерностях развития языка;
• овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения

как средства познания мира;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности
с учётом специфики школьного языкового образования;
• установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального
и коллективного благополучия.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
• освоение

обучающимися

социального

опыта,

основных

социальных ролей, норм и правил общественного поведения,
форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
семью,

группы,

сформированные

по

профессиональной

деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с
людьми из другой культурной среды;
• потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других;
• потребность в действии
повышении

уровня

в

условиях

своей

неопределённости,

компетентности

в

через

практическую деятельность, в том числе умение учиться у других
людей, получать в совместной

деятельности

новые

знания,

навыки и компетенции из опыта других;
• необходимость в формировании новых знаний, умений связывать
образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита
собственных

знаний

и

компетенций,

планирование

своего

развития;
• умение

оперировать

представлениями в

основными

понятиями,

терминами

и

области концепции устойчивого развития,

анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и
экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на

окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов,
возможных глобальных последствий;
• способность

осознавать

стрессовую

ситуацию,

оценивать

происходящие изменения и их последствия, опираясь на
жизненный, речевой и читательский опыт;
• воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
•

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия;

• формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации;
• быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки языковых
единиц, языковых явлений и процессов;
• устанавливать существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;
• классифицировать

языковые

единицы

по

существенному

признаку;
• выявлять закономерности и противоречия в

рассматриваемых

фактах, данных и наблюдениях;
• предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий;
• выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения
поставленной учебной задачи;

• выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов;
• делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать
гипотезы о взаимосвязях;
• самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при
работе с разными типами текстов, разными единицами языка,
сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с
учётом самостоятельно выделенных критериев.
Базовые исследовательские действия:
• использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в языковом образовании;
• формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
• формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
• составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
• проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц,
процессов,

причинно-следственных

связей

и

зависимостей

и достоверность

информацию,

объектов между собой;
• оценивать

на применимость

полученную

в

ходе

лингвистического

исследования

(эксперимента);
• самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведённого наблюдения, исследования;
• владеть

инструментами

выводов и обобщений;

оценки

достоверности

полученных

• прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и
заданных критериев;
• выбирать,

анализировать,

интерпретировать,

обобщать

и

систематизировать информацию, представленную в текстах,
таблицах, схемах;
• использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нём информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
• использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации

информации

из

одного

или

нескольких

источников с учётом поставленных целей;
• находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации

(текст,

иллюстрировать
диаграммами,

презентация,

решаемые
иной

задачи

графикой

и

таблица,
несложными
их

схема)

и

схемами,

комбинациями

в

зависимости от коммуникативной установки;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
• эффективно запоминать и систематизировать информацию.

2.Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
• выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в
устной моно- логической речи и в письменных текстах;
• распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
• знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты, вести переговоры;
• понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику

и

в

корректной

форме

формулировать

свои

возражения;
• в

ходе

диалога/дискуссии

задавать

вопросы

по

существу

обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение
задачи и поддержание благожелательности общения;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично
анализа,

представлять

результаты

выполненного

проведённого

лингвистического

языкового

эксперимента,

исследования, проекта;
• самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративного материала.
Совместная деятельность:
• понимать

и

использовать

преимущества

командной

и

индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,

обосновывать

необходимость

применения

групповых

форм

взаимодействия при решении поставленной задачи;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия

по

её

достижению:

распределять

роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• планировать организацию совместной работы, определять свою
роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия),
команды,

распределять

участвовать

в

задачи

групповых

между

членами

формах

работы

(обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и иные);
• выполнять свою часть работы, достигать качественный результат
по своему направлению и координировать свои действия с
действиями других членов команды;
• оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
• сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта
перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
• ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное,

принятие

решения

в

группе,

принятие

решения группой);
• самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его

часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом
имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
• самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
• делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
• владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
• давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной

задачи,

и

адаптировать

решение

к

меняющимся

обстоятельствам;
• объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
• понимать

причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому
опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения;
• оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями и
эмоциями других;
• выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
• регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
• осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

• признавать своё и чужое право на ошибку;
• принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;
• осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты
6 класс
Язык и культура:
• понимать взаимосвязи исторического развития родного языка
(русского) с историей общества, приводить примеры исторических
изменений значений и форм слов (в рамках изученного);
• иметь представление об истории русского литературного языка;
характеризовать роль старославянского языка в становлении
современного русского литературного языка (в рамках изученного);
• выявлять и характеризовать различия между литературным языком и
диалектами; распознавать диалектизмы; объяснять

национально-

культурное своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
• устанавливать и характеризовать роль заимствованной лексики в
современном русском языке; комментировать причины лексических
заимствований;

характеризовать

процессы

заимствования

иноязычных слов как результат взаимодействия национальных
культур, приводить примеры; характеризовать особенности освоения
иноязычной лексики; целесообразно употреблять иноязычные слова и
заимствованные фразеологизмы;
• характеризовать причины пополнения лексического состава языка;
определять

значения

современных

неологизмов

(в

рамках

изученного);
• понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным

компонентом

(с

помощью

фразеологического словаря); комментировать (в рамках изученного)
историю происхождения таких фразеологических оборотов; уместно
употреблять их;
• использовать толковые словари, словари пословиц и поговорок;
фразеологические словари; словари иностранных слов; словари

синонимов,

антонимов;

учебные

этимологические

словари;

грамматические словари и справочники, орфографические словари,
справочники по пунктуации (в том числе мультимедийные).
Культура речи:
• соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имён существительных, имён прилагательных; глаголов (в рамках
изученного);

различать

акцентологической

варианты

нормы;

орфоэпической

употреблять

слова

с

и

учётом

произносительных вариантов современной орфоэпической нормы;
• употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием

лексической

сочетаемости;

соблюдать

нормы

употребления синонимов, антонимов, омонимов;
• употреблять имена существительные, имена
местоимения,

порядковые

и

прилагательные,

количественные

числительные

в

соответствии с нормами современного русского литературного языка
(в рамках изученного);
• выявлять, анализировать и исправлять типичные речевые ошибки в
устной и письменной речи;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь (в рамках
изученного); корректировать свою речь с учётом её соответствия
основным нормам современного литературного языка;
• соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру
общения; использовать принципы этикетного общения, лежащие в
основе

национального

русского

речевого

этикета;

этикетные

формулы начала и конца общения, по- хвалы и комплимента,
благодарности, сочувствия, утешения и т. д.;
• использовать толковые, орфоэпические словари, словари синонимов,
антонимов, грамматические словари и справочники, в том числе
мультимедийные;

использовать

орфографические

словари

и

справочники по пунктуации.
Речь. Речевая деятельность. Текст:
• использовать разные виды речевой деятельности для решения
учебных задач; выбирать и использовать различные виды чтения в
соответствии с его целью; владеть умениями информационной
переработки прослушанного или прочитанного текста; основными
способами и средствами получения, переработки и преобразования
информации;

использовать

информацию

словарных

статей

энциклопедического и лингвистических словарей для решения
учебных задач;
• анализировать и создавать тексты описательного типа (определение
понятия, пояснение, собственно описание);
• уместно использовать жанры разговорной речи (рассказ о событии,
«бывальщины» и др.) в ситуациях неформального общения;
• анализировать и создавать учебно-научные тексты (различные виды
ответов на уроке) в письменной и устной форме;
• использовать при создании устного научного сообщения языковые
средства, способствующие его композиционному оформлению;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности;

оформлять

результаты

представлять их в устной форме

проекта

(исследования),

Раздел III. Содержание предмета «Родной язык (русский)»
№

Наименование разделов
и тем

Всего

к\р

Форма

часов

контроля

1.

Язык и культура

5

1

Контрольная работа № 1.

2.

Культура речи

8

1

Контрольная работа № 2
Типичные речевые ошибки‚ связанные с
употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.

3.

Речь. Речевая

4

1

деятельность. Текст

Итоговая промежуточная аттестация
(контрольная работа)

6 класс
Язык и культура
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в
жизни человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное
отношение к родному языку как одно из необходимых качеств
современного культурного человека. Русский язык – язык русской
художественной литературы.
Язык как зеркало национальной культуры. Слово как хранилище
материальной и духовной культуры народа. Слова, обозначающие
предметы и явления традиционного русского быта (национальную
одежду, пищу, игры, народные танцы и т.п.), слова с национальнокультурным компонентом значения (символика числа, цвета и т.п.),
народно - поэтические символы, народно - поэтические эпитеты (за
тридевять земель, цветущая калина – девушка, тучи – несчастья, полынь,
веретено, ясный сокол, красна девица, рόдный батюшка), прецедентные
имена (Илья Муромец, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, сивка-бурка,
жар-птица, и т.п.) в русских народных и литературных сказках, народных
песнях, былинах, художественной литературе.

Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из русских
народных и литературных сказок (битый небитого везёт; по щучьему
велению; сказка про белого бычка; ни в сказке сказать, ни пером описать;
при царе Горохе; золотая рыбка; а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой
Бобарихой и др.), источники, значение и употребление в современных
ситуациях речевого общения. Русские пословицы и поговорки как
воплощение опыта, наблюдений, оценок, народного ума и особенностей
национальной культуры народа. Загадки. Метафоричность русской
загадки.
Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита.
Особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими
языками. Особенности жестов и мимики в русской речи, отражение их в
устойчивых выражениях (фразеологизмах) (надуть щёки, вытягивать шею,
всплеснуть руками и др.) в сравнении с языком жестов других народов.
Слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительное средство.
Уменьшительно-ласкательные

формы

как

средство

выражения

задушевности и иронии. Особенности употребления слов с суффиксами
субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и
произведениях художественной литературы разных исторических эпох.
Ознакомление с историей и этимологией некоторых слов.
Слово как хранилище материальной и духовной культуры народа.
Национальная специфика слов с живой внутренней формой (черника,
голубика,

земляника,

рыжик).

Метафоры

общеязыковые

и

художественные, их национально-культурная специфика. Метафора,
олицетворение, эпитет как изобразительные средства. Поэтизмы и словасимволы, обладающие традиционной метафорической образностью, в
поэтической речи.
Слова со специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь
определённых наименований с некоторыми качествами, эмоциональными
состояниями и т.п. человека (барышня – об изнеженной, избалованной

девушке; сухарь – о сухом, неотзывчивом человеке; сорока – о болтливой
женщине и т.п., лиса – хитрая для русских, но мудрая для эскимосов; змея
– злая, коварная для русских, символ долголетия, мудрости – в тюркских
языках и т.п.).
Русские имена. Имена исконные и заимствованные, краткие сведения по
их этимологии. Имена, которые не являются исконно русскими, но
воспринимаются как таковые. Имена традиционные и новые. Имена
популярные и устаревшие. Имена с устаревшей социальной окраской.
Имена, входящие в состав пословиц и поговорок, и имеющие в силу этого
определённую стилистическую окраску.
Общеизвестные старинные русские города. Происхождение их названий.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного
языка. Понятие о варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты
произношения.

Нерекомендуемые

и

неправильные

варианты

произношения. Запретительные пометы в орфоэпических словарях.
Постоянное и подвижное ударение в именах существительных; именах
прилагательных, глаголах.
Омографы: ударение как маркёр смысла слова: пАрить — парИть,
рОжки — рожкИ, пОлки — полкИ, Атлас — атлАс.
Произносительные варианты орфоэпической нормы: (було[ч’]ная —
було[ш]ная, же[н’]щина — же[н]щина, до[жд]ём — до[ж’]ём и под.).
Произносительные варианты на уровне словосочетаний (микроволнОвая
печь – микровОлновая терапия).
Роль звукописи в художественном тексте.
Основные лексические нормы современного русского литературного
языка. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора слова,
максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению
реальной действительности.

Лексические

нормы

употребления

имён

существительных,

прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке.
Стилистические варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚
разговорный и просторечный) употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в речи (кинофильм — кинокартина — кино –
кинолента, интернациональный — международный, экспорт — вывоз,
импорт — ввоз‚ блато — болото, брещи — беречь, шлем — шелом,
краткий — короткий, беспрестанный — бесперестанный‚ глаголить –
говорить – сказать – брякнуть).
Основные грамматические нормы современного русского литературного
языка.

Категория рода: род заимствованных несклоняемых имен

существительных (шимпанзе, колибри, евро, авеню, салями, коммюнике);
род сложных существительных (плащ-палатка, диван-кровать, музейквартира); род имен собственных (географических названий); род
аббревиатур. Нормативные и ненормативные формы употребления имён
существительных.
Формы существительных мужского рода множественного числа с
окончаниями –а(-я), -ы(и)‚ различающиеся по смыслу: корпуса (здания,
войсковые

соединения)

– корпусы(туловища); образа (иконы)

образы (литературные); кондуктора (работники

транспорта)

–
–

кондукторы (приспособление в технике); меха (выделанные шкуры) –
мехи (кузнечные); соболя (меха) – соболи (животные). Литературные‚
разговорные‚

устарелые и

профессиональные особенности

формы

именительного падежа множественного числа существительных мужского
рода (токари – токаря, цехи – цеха, выборы – выбора, тракторы –
трактора и др.).
Речевой

этикет.

Правила речевого

этикета:

нормы

и

традиции.

Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском
речевом этикете. История этикетной формулы обращения в русском
языке. Особенности употребления в качестве обращений собственных

имён, названий людей по степени родства, по положению в обществе, по
профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель
степени

воспитанности

человека,

отношения

к

собеседнику,

эмоционального состояния. Обращения в официальной и неофициальной
речевой ситуации. Современные формулы обращения к незнакомому
человеку. Употребление формы «он».
Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и
богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп),
способы тренировки (скороговорки). Интонация и жесты. Формы речи:
монолог и диалог.
Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные
формы описания, повествования, рассуждения. Повествование как тип
речи. Средства связи предложений и частей текста.
Функциональные разновидности языка. Разговорная речь. Просьба,
извинение как жанры разговорной речи. Официально-деловой стиль.
Объявление (устное и письменное). Учебно-научный стиль. План ответа
на уроке, план текста. Публицистический стиль. Устное выступление.
Девиз, слоган. Язык художественной литературы. Литературная сказка.
Рассказ. Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица.
Сказка. Особенности языка сказки (сравнения, синонимы, антонимы,
слова с уменьшительными суффиксами и т.д.).

РАЗДЕЛ IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Наименование

Кол -

Основные направления

темы

во

воспитательной деятельности

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

часов
Язык и культура

5

Формирование первоначальных представлений о

Урок-путешествие в прошлое по теме: «Краткая

единстве и многообразии языкового и культурного

история русского литературного языка. Роль

пространства России, о языке как

церковнославянского (старославянского) языка.

основе национального самосознания.

Диалекты»

Формирование лингвистических мировоззренческих
понятий.

Урок- семинар по теме: «Лексика, заимствованная

Обогащение словаря, устранение нелитературных

русским языком из языков народов России и мира»

слов, перевод их из активного общения словаря в
пассивный; использование слов в собственной речи.
Воспитание культуры общения (организация
общения на уроке, формирование учителем умений
слушать, высказывать и аргументировать своё
мнение).
Культура речи

8

Воспитание культуры общения (организация
общения на уроке, формирование учителем умений
слушать, высказывать и аргументировать своё

Урок-диспут по теме: «Особенности произношения и
ударения в русском языке»
Урок-исследование по теме: «Основные лексические
нормы современного русского литературного языка.
Синонимы, антонимы, лексические омонимы и

мнение). Побуждение обучающихся соблюдать

точность в речи»

нормы русского языка в собственной речи и
оценивать соблюдение этих норм в речи
собеседников (в объеме представленного в учебнике
материала).
Формирование представлений о нравственных нормах,
освоение культуры поведения в семье, школе, в
общественных местах.
Формирование эмоционально-нравственной
отзывчивости по отношению к природе.
Речь. Речевая

4

деятельность. Текст

Привлечение внимания к ценностному аспекту
изучаемых на уроках явлений через создание
специальных тематических проектов.
Побуждение обучающихся соблюдать нормы
русского языка в собственной речи и оценивать
соблюдение этих норм в речи собеседников (в
объеме представленного в учебнике материала).

Итого:

17

Урок-смотр знаний по теме:
«Разговорная речь. Учебно-научный стиль.
Публицистический стиль. Язык художественной
литературы»

Календарно - тематическое планирование
6 класс

№
п/п

Тема

Дата по
плану

Язык и культура (5 ч.)
I четверть
1

Краткая история русского литературного языка. Роль
церковнославянского (старославянского) языка.
Диалекты.

02.09

2

Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира.
Пополнение словарного состава русского языка новой
лексикой.
Национально-культурная специфика русской
фразеологии.
Контрольная работа №1
Культура речи (8 ч.)
Основные орфоэпические нормы
Особенности произношения и ударения
в русском языке

09.09

Основные лексические нормы современного русского
литературного языка
Синонимы, антонимы, лексические омонимы и точность
речи.
Контрольная работа № 2
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением
синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного
русского литературного языка
Категория склонения. Нормы употребления форм имен
существительных в соответствии с типом склонения.
II четверть
Нормы употребления имен прилагательных в формах
сравнительной степени.
Варианты грамматической нормы: литературные и
разговорные падежные формы имен существительных.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета.
Речь. Речевая деятельность. Текст (4 ч.)
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый,
текстовый и послетекстовый этапы работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты

07.10
14.10

3
4
5
6

7- 8

9

10

11
12
13

14

15

16.09
23.09

30.09

21.10

28.10

11.11
18.11
25.11

02.12

09.12

Дата по
факту

16

17

описательного типа.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Учебно-научный стиль.
Публицистический стиль. Язык художественной
литературы.
Итоговая промежуточная аттестация (контрольная
работа)

16.12

23.12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».