Изобразительное искусство 2 - 4 классы

РАЗДЕЛ I . Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» базового
уровня для учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы
под ред. С.И. Иванова, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении
Федеральных государственных стандартов начального общего образования»

и

других документов.
Цели и задачи:
Цели:
1)

формирование

художественной

культуры

учащихся,

развитии

художественно-образного мышления и эстетического отношения к
явлениям

действительности

путём

освоения

начальных

основ

художественных знаний, умений, навыков и развития творческого
потенциала учащихся.
2) развитие духовной культуры учащихся
3)формирование активной эстетической позиции по отношению к
действительности и произведениям искусства
4) роли и значения художественной деятельности в жизни людей
Задачи:
1)

формирование

активного,

отечественной

культуры,

изобразительном

искусстве,

ценностного

отношения

выраженной
в

в

национальных

её

к

истории

архитектуре,

образах

предметно-

материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека
2)

формирование

активного,

отечественной

культуры,

изобразительном

искусстве,

ценностного

отношения

выраженной
в

в

национальных

её

к

истории

архитектуре,

образах

предметно-

материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
3)

объединение задач восприятия с задачами практической творческой
работы

(при

сохранении

учебного

времени

на

восприятие

произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей

действительности).
4)

знакомство с многообразием видов художественной деятельности и
технически доступным разнообразием художественных материалов
во 2 –ом классе будет проведено - 33 урока
в 3- м классе -33 урока
в 4-ом классе – 27 уроков
Программный материал будет реализован в полном объёме. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учётом программы воспитания,

модуля

«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды
работ:
1. Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и
не только получать опыт, но и приобретать знания.
2. Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации
детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы
во время урока.
3. Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий,

которые

расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
4. Использование

ИКТ-технологий,

которые

поддерживают

современные активности обучающихся..
5. Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,

через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
6. Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

навык

деятельность,

позволяющая

самостоятельного

решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:
•

технология присоединения;

•

технология развития целостного восприятия и мышления;

•

технология развития чувствования;

•

технология развития мотивации;

•

технология развития личности;

•

технология развития группы;

•

технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием превращения
обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
•

освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;

•

развитию эффективного общения;

•

развитию управленческих способностей;

•

формированию

мотивации

на

совместное

результатов;
•

приобретению социокультурного опыта.

достижение

значимых

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально – регионального компонента.

Раздел

II.

Планируемые

результаты

освоения

учебного

предмета

«Изобразительное искусство» на уровне начального общего образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
•

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;

•

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;

•

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;

•

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в художественных произведениях;

Эстетическое воспитание:
•

уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

•

стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского
языка как средства общения и самовыражения;

Ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные

представления

о

системе

языка

как

одной

из

составляющих целостной научной картины мира);
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
•

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;

•

бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового
воспитания: — осознание ценности труда в жизни
Трудовое воспитание:
•

осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:

•

бережное отношение к природе, формируемое в процессе

Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
• неприятие действий, приносящих ей вред;
Научное познание:
• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные

представления

о

системе

составляющих целостной научной картины мира);

языка

как

одной

из

• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.

Овладение универсальными познавательными действиями
• Пространственные представления и сенсорные способности:
• характеризовать форму предмета, конструкции;
• выявлять доминантные

черты

(характерные

особенности)

в

визуальном образе;
• сравнивать

плоскостные

и

пространственные

объекты

по

заданным основаниям;
• находить ассоциативные связи между визуальными образами
разных форм и предметов;
• сопоставлять части

и

целое в

видимом образе,

предмете,

конструкции;
• анализировать

пропорциональные

отношения

частей

внутри

целого и предметов между собой;
• обобщать форму составной конструкции;
• выявлять

и

анализировать

пространстве

и

в

ритмические

изображении

отношения

(визуальном

образе)

в
на

установленных основаниях;
• абстрагировать

образ

реальности

при

построении

плоской

композиции;
• соотносить

тональные

отношения

(тёмное

—

светлое)

в

пространственных и плоскостных объектах;
• выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых
отношений

в

пространственной

среде

изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:

и

плоскостном

• проявлять исследовательские, экспериментальные действия в
процессе

освоения

выразительных

свойств

различных

художественных материалов;
• проявлять творческие экспериментальные действия в процессе
самостоятельного

выполнения

художественных

заданий;

проявлять исследовательские и аналитические действия на
основе определённых учебных установок в процессе восприятия
произведений изобразительного искусства, архитектуры и
• продуктов детского художественного творчества;
• использовать

наблюдения

для

получения

информации

об

особенностях объектов и состояния природы, предметного мира
человека, городской среды;
• анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий
явления природы и предметно-пространственную среду жизни
человека;
• формулировать

выводы,

соответствующие

эстетическим,

аналитическим и другим учебным установкам по результатам
проведённого наблюдения;
• использовать знаково-символические средства для составления
орнаментов и декоративных композиций;
• классифицировать

произведения

искусства

по

видам

и,

соответственно, по назначению в жизни людей;
• классифицировать произведения изобразительного искусства по
жанрам

в

качестве

инструмента

анализа

содержания

произведений;
• ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания.
Работа с информацией:
• использовать электронные образовательные ресурсы;

• уметь

работать

с

электронными

учебниками

и

учебными

пособиями;
• выбирать источник для получения информации: поисковые
системы

Интернета,

цифровые

электронные

средства,

справочники, художественные альбомы и детские книги;
• анализировать,

интерпретировать,

систематизировать

обобщать

информацию,

и

представленную

в

произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
• самостоятельно
выбранную

готовить

тему

и

информацию

представлять

её

на
в

заданную

различных

или

видах:

рисунках и эскизах, электронных презентациях;
• осуществлять

виртуальные

памятникам,

в

зарубежные

путешествия

отечественные

художественные

по

архитектурным

художественные

музеи

(галереи)

музеи
на

и

основе

установок и квестов, предложенных учителем;
• соблюдать правила информационной безопасности при работе в
сети Интернет .
Овладение универсальными коммуникативными действиями
• Обучающиеся

должны

овладеть

следующими

действиями:

понимать искусство в качестве особого языка общения —
• межличностного (автор — зритель), между поколениями, между
народами;
• вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное
отношение
суждениями

к

оппонентам,
участников

сопоставлять

общения,

свои

выявляя

суждения с
и

корректно

отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого
явления;
• находить общее решение и разрешать конфликты на основе
общих позиций и учёта интересов в процессе совместной

художественной деятельности;
• демонстрировать и объяснять результаты своего творческого,
художественного или исследовательского опыта;
• анализировать

произведения

детского

художественного

творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной
задачей, поставленной учителем;
• признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои
способности

сопереживать,

понимать

намерения

и

переживания свои и других людей;
• взаимодействовать,

сотрудничать

в

процессе

коллективной

работы, принимать цель совместной деятельности и строить
действия

по

её

достижению,

договариваться,

выполнять

поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче
по достижению общего результата .
Овладение универсальными регулятивными действиями
• Обучающиеся
внимательно

должны
относиться

овладеть
и

следующими

выполнять

действиями:

учебные

задачи,

поставленные учителем;
• соблюдать

последовательность

учебных

действий

при

выполнении задания;
• уметь организовывать своё рабочее место для практической
работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и
бережно относясь к используемым материалам;
Соотносить

свои

действия

с

планируемыми

результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с
действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
• умение анализировать и сравнивать произведение искусства по настроению,
которое они вызывают элементарно оценивать их с точки зрения
эмоционального содержания;
• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
• способность

обосновывать

своё

суждение,

подбирать

слова

для

характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения
искусства;
• умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время
восприятия произведения искусства;
•

сформированность

представлений

о

природном

пространстве

и

архитектуре разных народов;
•

активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и
человека;

•

понимание влияния природного окружения на художественное творчество
и понимание как основы всей жизни человечества;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных
народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища;
•

умение развивать предложенную сюжетную линию;

•

умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов
искусства;

•

умение выбирать выразительные средства для реализации творческого
замысла;

• умение сравнивать на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам
искусства;
•

умение использовать элементы импровизации для решения творческих
задач.

3 класс
• различать
живопись,

основные

виды

скульптура,

художественной

художественное

деятельности

конструирование

(рисунок,
и

дизайн,

декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы
и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
•

различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их
специфику;

• Эмоционально ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные

состояния

и

своё

отношение

к

ним

средствами

художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры
своего национального, российского и мирового искусства, изображающие
природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.
д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить

примеры

ведущих

художественных

музеев

России

и

художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и
назначение.
Учащиеся получат возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в
обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и
содержание в знакомых произведениях;

• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины,
архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
• высказывать
произведениях,

аргументированное
изображающих

суждение

природу

и

о

художественных

человека

в

различных

эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащиеся научатся:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в
пространстве;
• использовать

выразительные

средства

изобразительного

искусства:

композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные
художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной
красками; использовать их для передачи художественного замысла в
собственной учебно-творческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме
пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика,
одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную
форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать
простые формы для создания выразительных образов в живописи,
скульптуре, графике, художественном конструировании;
Учащиеся получат возможность научиться:

• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики,
скульптуры,

декоративно

конструирования

в

прикладного искусства,

художественного

собственной художественно

творческой

деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния,
используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций
на заданные темы;
•

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации
известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического
существа

и

построек

средствами

изобразительного

искусства

и

компьютерной графики;
• -выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя
язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Учащиеся научатся:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной
художественно творческой деятельности;
• выбирать

художественные

материалы,

средства

художественной

выразительности для создания образов природы, человека, явлений и
передачи своего отношения к ним;
• решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта –
природы,

человека,

сказочного

героя,

предмета,

явления

и т. д. –

вживописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам
данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения,
усвоенные способы действия.
Учащиеся получат возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы,
человека, зданий, предметов;

• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений
о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к
другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение
к ним;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и
участвовать в коллективных работах на эти темы.
4 класс
• формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения
изобразительного и других видов искусства;
• индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве,
сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
• развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей
в условиях полихудожественного воспитания;\ проявление эмоциональной
отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
• использование в собственных творческих работах цветовых фантазий,
форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
• сформированность представлений о видах пластических искусств, об их
специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических
искусств

(живописи,

графики,

декоративно-прикладного

искусства,

архитектуры и дизайна);
• умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое
отношение

к

художественному

произведению;

использование

изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании
театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по
мотивам разных видов искусства.

• нравственные,

эстетические,

культурологические,

духовные

изобразительного искусства.

этические,
аспекты

общечеловеческие,

воспитания

на

уроках

Раздел III. Содержание и тематическое планирование по темам и разделам
с учётом программы воспитания.
Программа составлена на основе модульного принципа построения учебного
материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурно представлено
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой дошкольного и основного общего образования,
непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на
протяжении всего курса школьного обучения.
2 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими
художественными материалами; осваивать выразительные свойства
твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и
способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации
изображения как необходимой композиционной основы выражения
содержания.
Осваивать

навык

визуального

сравнения

пространственных

величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц
и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ.
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции
объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение
на

листе,

соблюдая

штриховки.
Модуль «Живопись»

этапы

ведения

рисунка,

осваивая

навык

Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок,
пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать
разный характер мазков и движений кистью, навыки создания
выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать

опыт

работы

акварельной

краской

и

понимать

особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения
разных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать
смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и
сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и
яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др.
Приобретать

опыт

создания

пейзажей,

передающих

разные

состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения
тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного
цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер
(герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать,
объяснять, какими художественными средствами удалось показать
характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных
художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность
лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в
технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций
выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская,
каргопольская,

дымковская

игрушки

или

с

учётом

местных

промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения
с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи
движения цельной лепной формы и разного характера движения
этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать,

анализировать

и

эстетически

оценивать

разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли,
снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения
деревьев и др.) — с рукотворными произведениями декоративного
искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента
кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать
глиняных

приёмы
зверушек,

орнаментального
созданных

оформления

по

сказочных

мотивам

народного

художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская,
каргопольская,

дымковская

игрушки

или

с

учётом

местных

промыслов).
Приобретать

опыт

преобразования

бытовых

подручных

нехудожественных материалов в художественные изображения и
поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на
примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художниковиллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не
только

соответствуют

народным

традициям,

но и

выражают

характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека

рассказывают о нём,

выявляют

особенности его характера, его

представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений
народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и
объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги
пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать,

характеризовать

конструкцию

архитектурных

строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные
части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального
воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных
жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных
художников детской книги, развивая фантазию и внимание к
архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по
своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки
зрения выражения в них содержания, настроения, расположения
изображения в листе, цвета и других средств художественной
выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение
явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного
анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной

организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани,
чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
отечественных художников - пейзажистов (И . И . Левитана, И . И .
Шишкина, И . К . Айвазовского, А . И . Куинджи, Н . П . Крымова и
других по выбору учителя), а также художников-анималистов

(В . В .

Ватагина, Е . И . Чарушина и других по выбору учителя) .
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений
живописи западноевропейских художников с активным,

ярким

выражением настроения (В . Ван Гога, К . Моне, А . Матисса и
других по выбору учителя) .
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников
И. И. Левитана, И . И . Шишкина, И . К . Айвазовского, В . М . Васнецова,
В . В . Ватагина, Е . И . Чарушина (и других по выбору учителя) .
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов
линий в программе Paint (или другом графическом редакторе) .
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических
фигур в программе Paint, а также построения из них простых
рисунков или орнаментов.
Осваивать

в

компьютерном

редакторе

(например,

Paint)

инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и
др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ
дерева).
Осваивать

композиционное

фотографировании:

расположение

построение
объекта

в

кадра
кадре,

при

масштаб,

доминанта. Участвовать в обсуждении композиционного построения
кадра в фотографии .

3 КЛАСС
Модуль «Графика»
Приобретать представление о художественном оформлении книги,
о

дизайне

книги,

многообразии

форм

детских

книг, о работе

художников-иллюстраторов .
Получать опыт создания эскиза книжки-игрушки на выбранный
сюжет:

рисунок

обложки

с

соединением

шрифта

(текста) и

изображения, рисунок заглавной буквицы, создание иллю страций,
размещение текста и иллюстраций на развороте.
Узнавать об искусстве шрифта и образных (изобразительных)
возможностях

надписи,

о

работе

художника

над

шрифтовой

композицией.
Создавать практическую творческую работу — поздравительную
открытку, совмещая в ней шрифт и изображение.
Узнавать
Выполнять

о

работе

художников

творческую

над

плакатами

композицию

—

и

эскиз

афишами.
афиши

к

выбранному спектаклю или фильму.
Узнавать основные пропорции лица человека, взаимное расположение
частей лица.
Приобретать опыт рисования портрета (лица) человека.
Создавать

маску

сказочного

персонажа

с

ярко

выраженным

характером лица (для карнавала или спектакля).
Модуль «Живопись»
Осваивать приёмы создания живописной композиции (натюрморта)
по наблюдению натуры или по представлению .
Рассматривать, эстетически анализировать сюжет и композицию,
эмоциональное настроение в натюрмортах известных отечественных
художников.
Приобретать опыт создания творческой

живописной

работы —

натюрморта с ярко выраженным настроением или «натюрмортаавтопортрета».
Изображать красками портрет человека с опорой на натуру или по
представлению.
Создавать пейзаж, передавая в нём активное состояние природы.
Приобрести представление о деятельности художника в театре.
Создать

красками

эскиз

занавеса

или

эскиз

декораций

к

выбранному сюжету.
Познакомиться с работой художников по оформлению праздников.
Выполнить тематическую композицию «Праздник в городе» на
основе наблюдений, по памяти и по представлению.
Модуль «Скульптура»
Приобрести опыт творческой работы: лепка сказочного персонажа
на основе сюжета известной сказки (или создание этого персонажа в
технике бумагопластики, по выбору учителя) .
Учиться создавать игрушку из подручного нехудожественного
материала путём добавления к ней необходимых деталей и тем
самым «одушевления образа».
Узнавать о видах скульптуры: скульптурные памятники, парковая
скульптура, мелкая пластика, рельеф (виды рельефа).
Приобретать опыт лепки эскиза парковой скульптуры.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Узнавать о создании глиняной и деревянной посуды: народные
художественные промыслы Гжель и Хохлома
Знакомиться с приёмами исполнения традиционных орнаментов,
украшающих посуду Гжели и Хохломы; осваивать простые кистевые
приёмы,

свойственные

орнаментов,

этим

украшающих

художественного промысла).

промыслам;

посуду

(по

выполнить

мотивам

эскизы

выбранного

Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи
тканей, стен и др.; уметь рассуждать с опорой на зрительный
материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте.
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и
трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в
качестве эскиза росписи женского платка).
Модуль «Архитектура»
Выполнить зарисовки или творческие рисунки по памяти и по
представлению на тему исторических памятников или архитектурных
достопримечательностей своего города.
Создать эскиз макета паркового пространства или участвовать в
коллективной работе по созданию такого макета.
Создать в виде рисунков или объёмных аппликаций из цветной
бумаги

эскизы

разнообразных

малых

архитектурных

форм,

наполняющих городское пространство.
Придумать и нарисовать (или выполнить в технике бумагопластики)
транспортное средство.
Выполнить творческий рисунок — создать образ своего города или
села или участвовать в коллективной работе по созданию образа
своего города или села (в виде коллажа).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Рассматривать

и

обсуждать

содержание

работы

художника,

ценностно и эстетически относиться к иллюстрациям известных
отечественных

художников

визуально-образную

детских

информацию;

книг,
знать

получая
имена

различную

несколь

ких

художников детской книги.
Рассматривать и анализировать архитектурные постройки своего
города (села), характерные особенности улиц и площадей, выделять

центральные по архитектуре здания и обсуждать их архитектурные
особенности;

приобретать

представления,

аналитический

и

эмоциональный опыт восприятия наиболее известных памятников
архитектуры Москвы и Санкт-Петербурга (для жителей регионов на
основе фотографий, телепередач и виртуальных путешествий), уметь
обсуждать

увиденные

назначение

памятники.

основных

видов

Знать

и

уметь

объяснять

пространственных

искусств:

изобразительных видов искусства — живописи, графики, скульптуры;
архитектуры, дизайна, декоративно-прикладных видов искусства, а
также деятельности художника в кино, в театре, на празднике.
Знать и уметь называть основные жанры живописи, графики и
скульптуры, определяемые предметом изображения.
Знать имена крупнейших отечественных художников-пейзажистов: И. И.
Шишкина, И. И . Левитана, А. К . Саврасова, В. Д. Поленова, А . И .
Куинджи, И. К. Айвазовского и других (по выбору учителя), приобретать
представления об их произведениях .
Осуществлять

виртуальные

интерактивные

путешествия

в

художественные музеи, участвовать в исследовательских квестах, в
обсуждении впечатлений от виртуальных путешествий.
Знать

имена

крупнейших

отечественных

портретистов: В. И.

Сурикова, И. Е . Репина, В. А. Серова и других (по выбору учителя),
приобретать представления об их произведениях .
Понимать значение музеев и называть, указывать, где находятся и
чему посвящены их коллекции: Государственная Третьяковская
галерея,

Государственный

Эрмитаж,

Государственный

Русский

музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.
С. Пушкина.
Знать, что в России много замечательных художественных музеев,
иметь представление о коллекциях своих региональных музеев.

Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать приёмы работы в графическом редакторе с линиями,
геометрическими

фигурами,

инструментами

традиционного

рисования.
Применять получаемые навыки для усвоения определённых
учебных тем, например: исследования свойств ритма и построения
ритмических композиций, составления орнаментов путём различных
повторений

рисунка

узора,

простого

повторения

(раппорт),

экспериментируя на свойствах симметрии; создание паттернов.
Осваивать

с

помощью

создания

схемы

лица

человека

его

конструкцию и пропорции; осваивать с помощью графического
редактора схематическое изменение мимики лица.
Осваивать приёмы соединения шрифта и векторного изображения
при создании поздравительных открыток, афиши и др.
Осваивать приёмы

редактирования

цифровых

фотографий с

помощью компьютерной программы Picture Manager (или другой):
изменение яркости, контраста и насыщенности цвета; обрезка
изображения, поворот, отражение .
Осуществлять
художественные

виртуальные
музеи

и,

путешествия

возможно,

в

отечественные

знаменитые

зарубежные

художественные музеи на основе установок и квестов, предло
женных учителем.
4 КЛАСС
Модуль «Графика»
Осваивать

правила

линейной

и

воздушной

перспективы

и

применять их в своей практической творческой деятельности.
Изучать основные пропорции фигуры человека, пропорциональные
отношения отдельных частей фигуры и учиться применять эти
знания в своих рисунках.

Приобретать представление о традиционных одеждах разных
народов и представление о красоте человека в разных культурах;
применять эти знания в изображении персонажей сказаний и легенд
или просто представителей народов разных культур.
Создавать

зарисовки

памятников

отечественной

и

мировой

пейзажей

разных

архитектуры.
Модуль «Живопись»
Выполнять

живописное

изображение

климатических зон (пейзаж гор, пейзаж степной или пустынной зоны,
пейзаж, типичный для среднерусской природы).
Передавать в изображении народные представления о красоте
человека, создавать образ женщины в русском народном костюме и
образ мужчины в народном костюме.
Приобретать

опыт

создания

портретов

женских

и

мужских,

портрета пожилого человека, детского портрета или автопортрета,
портрета персонажа (по представлению из выбранной культурной
эпохи).
Создавать двойной портрет (например, портрет матери и ребёнка).
Приобретать опыт создания композиции на тему «Древнерусский
город».
Участвовать

в

коллективной

композиционного

панно

творческой

работе

(аппликации

из

по

созданию

индивидуальных

рисунков) на темы народных праздников (русского народного
праздника и

традиционных

праздников

у

разных

народов), в

которых выражается обобщённый образ национальной культуры .
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилина эскиза памятника выбранному герою или
участие в коллективной разработке проекта макета мемориального
комплекса

(работа

выполняется

после

освоения

собранного

материала о мемориальных комплексах, существующих в нашей
стране).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Исследовать и делать зарисовки особенностей, характерных для
орнаментов разных народов или исторических эпох (особенности
символов

и

стилизованных

традиции

использования

мотивов);

орнаментов

показать

в

в

архитектуре,

рисунках
одежде,

оформлении предметов быта у разных народов, в разные эпохи.
Изучить и показать в практической творческой работе орнаменты,
традиционные мотивы и символы русской народной культуры (в
деревянной резьбе и росписи по дереву, вышивке, декоре головных
уборов, орнаментах, которые характерны для предметов быта).
Получить представления о красоте русского народного костюма и
головных женских уборов, особенностях мужской одежды разных
сословий, а также о связи украшения костюма мужчины с родом его
занятий и положением в обществе.
Познакомиться с женским и мужским костюмами в традициях
разных народов, со своеобразием одежды в разных куль турах и в
разные эпохи.
Модуль «Архитектура»
Получить представление о конструкции традиционных жилищ у
разных народов, об их связи с окружающей природой.
Познакомиться

с

конструкцией

избы

—

традиционного

деревянного жилого дома — и надворных построек; уметь строить
из бумаги или изображать конструкцию избы; понимать и уметь
объяснять

тесную

связь

декора

(украшений)

избы

с

функциональным значением тех же деталей: единство красоты и
польз. Иметь представления о конструктивных особенностях
переносного жилища — юрты.

Иметь знания, уметь объяснять и изображать традиционную
конструкцию

здания

каменного

древнерусского

храма;

знать

примеры наиболее значительных древнерусских соборов и где они
находятся;

иметь

представление

о

красоте

и

конструктивных

особенностях памятников русского деревянного зодчества. Иметь
представления об устройстве и красоте древнерусского города, его
архитектурном устройстве и жизни в нём людей . Знать основные
конструктивные

черты

древнегреческого

храма,

уметь

его

изобразить; иметь общее, целостное образное
представление о древнегреческой культуре.
Иметь представление об основных характерных чертах храмовых
сооружений,

характерных

для

разных

культур:

готический

(романский) собор в европейских городах, буддийская пагода,
мусульманская мечеть; уметь изображать их.
Понимать и уметь объяснять, в чём заключается значимость для
современных

людей

сохранения

архитектурных

памятников

и

исторического образа своей и мировой культуры.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Формировать восприятие произведений искусства на темы истории и
традиций

русской

отечественной

культуры

(произведения

В.

М.

Васнецова, А. М. Васнецова, Б . М . Кустодиева, В . И . Сурикова, К . А
. Коровина, А . Г . Венецианова, А . П . Рябушкина, И . Я . Билибина и
других по выбору учителя) .
Иметь

образные

представления

о

каменном

древнерусском

зодчестве (Московский Кремль, Новгородский детинец, Пскоский
кром, Казанский кремль и другие с учётом местных архитектурных
комплексов, в том числе монастырских), о памятниках русского
деревянного зодчества (архитектурный комплекс на острове Кижи) .
Узнавать

соборы

Московского

Кремля,

Великом Новгороде, храм Покрова на Нерли.

Софийский

собор

в

Уметь называть и объяснять содержание памятника К. Минину и Д .
Пожарскому скульптора И . П . Мартоса в Москве .
Знать

и

узнавать

основные

памятники

наиболее

значимых

мемориальных ансамблей и уметь объяснять их особое значение в
жизни людей (мемориальные ансамбли: Могила Неизвестного Солдата
в Москве; памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на
Мамаевом кургане; «Воин-освободитель» в берлинском Трептовпарке; Пискарёвский мемориал в Санкт-Петербурге и другие по
выбору учителя); знать о правилах поведения при

посещении

мемориальных памятников Иметь представления об архитектурных,
декоративных

и

изобразительных

произведениях

в

культуре

Древней Греции, других культурах Древнего мира, в том числе
Древнего Востока; уметь обсуждать эти произведения.
Узнавать,

различать

общий

вид

и

представлять

основные

компоненты конструкции готических (романских) соборов; знать
особенности архитектурного устройства мусульманских мечетей;
иметь

представление

об

архитектурном

своеобразии

здания

буддийской пагоды .
Приводить

примеры

произведений

великих

европейских

художников: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Пикассо и
других (по выбору учителя) .
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать правила линейной и воздушной перспективы с помощью
графических изображений и их варьирования в компьютерной
программе Paint: изображение линии горизонта и точки схода,
перспективных сокращений, цветовых и тональных изменений .
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкцию традиционного крестьянского
деревянного дома (избы) и различные варианты его устройства .

Использовать поисковую систему для знакомства с разными видами
деревянного дома на основе избы и традициями и её украшений .
Осваивать

строение

юрты,

моделируя

её

конструкцию

в

графическом редакторе с помощью инструментов геометрических
фигур, находить в поисковой системе разнообразные модели юрты, её
украшения, внешний и внутренний вид юрты.
Моделировать в графическом редакторе с помощью инструментов
геометрических фигур конструкции храмовых зданий разных культур
(каменный православный собор с закомарами, со сводами-нефами,
главой, куполом; готический или романский собор; пагода; мечеть).
Построить пропорции фигуры человека в графическом редакторе с
помощью геометрических фигур или на линейной основе; изобразить
различные

фазы

соответствующих

движения,
технических

двигая

части

условиях

фигуры

создать

(при

анимацию

схематического движения человека).
Освоить анимацию простого повторяющегося движения изображения в
виртуальном

редакторе

GIF-анимации

Знакомиться

с

приёмами

исполнения традиционных орнаментов, украшающих посуду Гжели и
Хохломы; осваивать простые кистевые приёмы, свойственные этим
промыслам; выполнить эскизы орнаментов, украшающих посуду (по
мотивам выбранного художественного промысла) .
Узнать о сетчатых видах орнаментов и их применении в росписи
тканей, стен и др .; уметь рассуждать с опорой на зри- тельный
материал о видах симметрии в сетчатом орнаменте .
Осваивать навыки создания орнаментов при помощи штампов и
трафаретов.
Получить опыт создания композиции орнамента в квадрате (в
качестве эскиза росписи женского платка).
Освоить и проводить компьютерные презентации в программе

Power Point по темам изучаемого материала, собирая в поисковых
системах нужный материал, или на основе собственных фотографий
и фотографий своих рисунков; делать шрифтовые надписи наиболее
важных определений, названий, положений, которые надо помнить и
знать .
Совершать виртуальные тематические путешествия по художественным
музеям мира.

№

1

Наименование темы

Мир изобразительных

Кол -во

Основные направления

часов

воспитательной деятельности

17

искусств

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

формирование положительного отношения к

Урок – конференция

окружающей действительности;

Урок- игра

- формирование самостоятельности в выполнении

Урок – викторина

учебных заданий, поручений;
- понимание личной ответственности за свои
поступки;
- формирование готовности к безопасному и
бережному поведению в природе и обществе
коммуникативные действия;
2

Художественный

положительное отношение и интерес к процессу

Урок-игра

язык

изобразительной деятельности и ее результату;

Урок-викторина

изобразительного

-приобщение к культуре общества, понимание

Урок-

искусства

значения и ценности предметов искусства;

11

-воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
-положительное отношение и интерес к процессу
изобразительной деятельности и ее результату;
- научить импровизировать на уроке, раскрывая
скрытый талант ребенка
-формировать образное мышление ребенка

3

Художественное

4

-воспитывать художественную и духовную

творчество и его

культуру детей

связь с окружающей

- развивать способности чувствовать,

жизнью

-воспитывать любви к русской национальной
культуре, традициям. влияние на становление и
развитие личности современного молодого
поколения, посредством изобразительного
искусства
-развивать организационные навыки и работы в
коллективе.
-создавать условия для творческой
самореализации личности обучающихся.

Урок-исследование
Урок-слушание
Урок-презентация
Видео-урок

3 класс
№

1

Наименование темы

Развитие

Кол -во

Основные направления

часов

воспитательной деятельности

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

формирование положительного отношения к

Урок – конференция

дифференцированного

окружающей действительности;

Урок- игра

зрения: перенос

- формирование самостоятельности в выполнении

Урок – викторина

наблюдаемого в

учебных заданий, поручений;

художественную форму

- понимание личной ответственности за свои

(изобразительное

поступки;

искусство и

- формирование готовности к безопасному и

окружающий мир)

бережному поведению в природе и обществе

18

коммуникативные действия;
2

Развитие фантазии и
воображения

11

положительное отношение и интерес к процессу

Урок-игра

изобразительной деятельности и ее результату;

Урок-викторина

-приобщение к культуре общества, понимание

Урок-

значения и ценности предметов искусства;
-воспитание эстетических потребностей,
ценностей и чувств;
-положительное отношение и интерес к процессу
изобразительной деятельности и ее результату;
- научить импровизировать на уроке, раскрывая
скрытый талант ребенка

-формировать образное мышление ребенка
3

Художественнообразное восприятие
искусства

5

-воспитывать художественную и духовную
культуру детей
- развивать способности чувствовать,
-воспитывать любви к русской национальной
культуре, традициям. влияние на становление и
развитие личности современного молодого
поколения, посредством изобразительного
искусства
-развивать организационные навыки и работы в
коллективе.
-создавать условия для творческой
самореализации личности обучающихся.

Урок-исследование
Урок-слушание
Урок-презентация
Видео-урок

4 класс
№

Наименование

Кол

Основные направления

темы

-во

воспитательной деятельности

часо

Модуль воспитательной программы
«Школьный урок»

в
1

ИСТОКИ
РОДНОГО
ИСКУССТВА

17

Привлечение внимания к красоте в обыкновенных
явлениях природы и рассуждать об увиденном.

Урок-выставка по теме: «Русское деревянное
зодчество. Рисование – образ русской избы»

Воспитание уважительного отношения к культуре и
искусству других народов нашей страны и мира в
целом.
Развитие эстетической потребности в общении с
природой, в творческом отношении к окружающему
миру.
Привлечение внимания к роли культуры и искусства в
жизни человека.
Формирование и развитие чувства прекрасного, умение
понимать и ценить произведения искусства, памятники
истории и архитектуры, красоту и богатство родной

Урок защита проектов по теме: «Коллективная
работа- создание панно- образа традиционной
русской деревни»

природы.
Развитие умения наблюдать и фантазировать при
создании образных форм, видеть цветовое богатство
окружающего мира и передавать свои впечатления в
рисунках.
Формирование и развитие умений обсуждать и
анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций
творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.

2

ДРЕВНИЕ
ГОРОДА
НАШЕЙ
ЗЕМЛИ

10

Формирование эстетических чувств, художественнотворческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Урок-вернисаж по теме: «Заочное
путешествие. Города Русской земли.»

Формирование понимания особой роли культуры и
искусства в жизни общества и каждого отдельного
человека.

Мультимедиа-урок по теме: «Узорочье
теремов»

Формировать умения понимать взаимосвязь
изобразительного искусства с литературой и музыкой.
Привлечение

внимания

к

совместной

творческой

деятельности при выполнении учебных и практических
работ, реализации проектов.

Урок -заочная экскурсия. «Страна восходящего
солнца»

3

ИССКУСТВО

4

Формирование у учащихся нравственно-эстетической

ОБЪЕДИНЯЕТ

отзывчивости на прекрасное в жизни, природе,

НАРОДЫ

искусстве.
Воспитание
наследию

Урок-познания по теме: «Народы гор и
степей»
Урок-защита проектов по теме: «Многообразие

любви

к

искусству,

отечественного

Формирование

умений

и

приобщение

к художественных культур в мире»

мирового

искусства.

рационально

строить

самостоятельную творческую деятельность, умение Урок семинар-практикум «Искусство народов
Бурятии»
организовать место занятий;

РАЗДЕЛ IV. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс

№

Наименование разделов и тем

Всего

Дата

Дата

часов (план (факт
)
Раздел «Мир изобразительных (пластических) искусств» 17 ч
I четверть
1

Что значит быть художником. Свободное рисование

1

02.09

на тему "За лесами, за горами" Рисование природы
родного края.
2

Предметный мир. «Ковер- самолёт».

1

09.09

3

Снимаем отпечаток с фактуры предметов "Живые

1

16.09

листья"
4

Рисуем натюрморт.

1

23.09

5

Что могут рассказать вещи о своём хозяине?

1

30.09

6

Предмет и герой. «Комната Мальвины».

1

07.10

7

Многообразие открытого пространства. «Я

1

14.10

1

21.10

1

28.10

путешествую».
8

«Моя улица утром и вечером». Рисование улицы, на
которой живет ребенок.

9

«Дом и окружающий его мир природы».
II четверть

10

Куда может привести лесная тропинка.

1

11.11

11

Проект детской площадки . Составление площадки

1

18.11

для игры возле своего дома.
12

Архитектура и природное пространство.

1

25.11

13

Открытое пространство в народной сказке.

1

02.12

14

Город на сказочной планете.

1

09.12

15

Какие бывают виды искусства?

1

16.12

16

Сочиняем сказку и показываем её как в театре.

1

23.12

1

13.01

III четверть
17

Какие бывают игрушки?

Раздел «Художественный язык изобразительного искусства" – 12 ч
18

О чём рассказывает искусство

1

20.01

)

19

О чём говорят на картине цвета? Передаём настроение

1

27.01

цветом.
20

Рисуем холодную зиму. Зимний пейзаж в Бурятии.

1

03.02

21

Иллюстрирование сказки П.Бажова «Серебряное

1

10.02

копытце»
22

Учимся изображать с натуры.

1

17.02

23

Портрет.

1

03.03

24

Такие разные маски!

25

Графическое изображение. Рисуем свой мир на

10.03
1

17.03

1

24.03

планете.
26

Пятно, тон, штрих. Рисуем небо.
IV четверть

27

Набросок. «На перемене».

1

07.04

28

Придаём бумаге объём.

1

14.04

29

Пейзаж. Работаем в смешанной технике. Пейзаж

1

21.04

родного края.
Раздел «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью" – 4 ч
30

Животные в произведениях художников

1

28.04

31

Изображаем насекомых в графике.

1

05.05

32

Природные формы в архитектуре..

1

12.05

33

Симметрия в природе и искусстве.

1

19.05

3 класс

№
уро

Тема урока

ка

По

По

плану

факту

Прим
еЧание

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в
художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир)
Природное пространство в творчестве художника:
1

пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев».

02.09

Символика России.
Освоение картинной плоскости. Отображение
2

содержания художественного произведения в
живописи и графике средствами изобразительного

09.09

искусства. Работы на пленэре — этюды
3

Открытое и закрытое пространство. «Гроза в лесу».
Работа в технике акварели «по сырому»

16.09

Ритм и орнамент в жизни и в искусстве. Условное
изображение карты рельефа, художественное
4

отображение ландшафта в картине.

23.09

Исследовательские проекты: рельеф местности
Бурятии
Освоение и выбор формата изобразительной
5

плоскости при создании композиции: вертикальный,
горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и

30.09

др. «Грозовые тучи»
Освоение понятий «перспектива» и «воздушная
6

перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи
в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца».

07.10

Работа в смешанной технике
Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в
7

форме, цвете, размере. Главные и дополнительные
цвета, звонкие и глухие. «Солнечный день в горах»

14.10

Освоение понятия «тематический натюрморт».
8

Составление натюрморта и его изображение.
«Осенний букет». Композиционное размещение

21.10

предметов
9

Изображение человека в движении, за характерными
для разных времён года занятиями

28.10

Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость
штриха от используемого графического материала и
10

характера изображаемого предмета. Рисунок с

11.11

натуры одного предмета округлой формы — яблока,
чашки
Освоение приёмов стилизации объектов живой
11

природы в творчестве художников-дизайнеров.
Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза

18.11

летательного аппарата по выполненным наброскам.
Представление о контрасте и нюансе в объёмных
12

формах: форму, содержание, динамику в скульптуре
отражают материал и фактура. «Стойкий оловянный

25.11

солдатик»
Освоение приёмов лепки фигуры человека способами
13

вытягивания деталей из целого куска и удаления

02.12

лишнего. «Артисты на арене цирка»
Освоение навыков сотворчества при создании
14

крупной композиции. «Детский городок».

09.12

Использование несложного каркаса
Создание композиции по мотивам литературных
15

произведений, например по сказкам Х.К. Андерсена,Н.Н. Носова, Дж. Родари. «Цветочный
город»

16.12

Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера
16

на основе информации и впечатлений, полученных

23.12

на экскурсии в музей
Знакомство с разнообразием растительного мира.
17

Создание своего кораллового острова и заселение его 13.01
растениями и животными
Развитие фантазии и воображения
Отображение природы в музыкальных, литературных
произведениях, в живописи, графике. Развитие

18

умения определять выразительный язык

20.01

художественного произведения, созвучный
настроению, ритму природы нашего края.
19

Композиции на передачу контраста в рисунке. «День
и ночь»

27.01

Развитие художественных представлений: звуки
20

ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц
родного края Образное определение звуков в цвете и

03.02

форме
Чтение художественных произведений (проза, стихи,
21

сказки) с подробным описанием (природы,
местности, настроения, внешности человека), их

10.02

передача в графических образах (иллюстрации)
Коллективные творческие исследования, связанные с
выявлением особенностей графического решения
22

заглавных букв разными художниками в текстах
сказок, былин, сказаний. Создание коллективного

17.02

алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах,
интернете
23

Создание сюжетных объёмно-пространственных

03.03

композиций по мотивам театральной постановки.
Создание эскизов оформления сцены по мотивам
сказок
Вовлечение школьников в мир сказочных героев,
способных мгновенно изменить пространственную
24

среду в зависимости от своего желания. «Дворец, в

10.03

котором может жить ветер». Выполнение эскизов
архитектурных сооружений, элементов украшения
Зависимость формы предмета от его назначения и
материала, из которого он изготовлен. Создание
25

предметов декоративно-прикладного искусства на

17.03

темы: «Три кувшина: торжественный, грустный,
озорной».
Заочное путешествие вместе с коробейниками по
26

ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно
фигурок в национальных костюмах, в технике

24.03

бумажной пластики
Знакомство с символами и знаками в искусстве и
27

жизни. Цвет и форма в знаковом изображении.
Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на

07.04

ремесло хозяина дома. «Древо жизни»
Формирование представления о характере и форме
28

украшений. Цвет, форма, ритм и символика
в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе

14.04

Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма
Художественно-образное восприятие искусства
Знакомство с видами изобразительного искусства
29

живопись, графика, скульптура, архитектура,
декоративно-прикладное искусство).

21.04

Выразительные средства изобразительного искусства
30

(цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция,

28.04

композиция)
31

Проектная работа

05.04

32

Проектная работа

12.05

33

Итоговая работа за год.

19.05

4 класс
№
ур

Кол-

Дата

во

по

Тема урока

ок

часов плану

а
Раздел 1: ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА
Вводное занятие «Пейзаж родной земли».
1. Рассматривание и обсуждение репродукций

1

06.09

1

13.09

1

20.09

1

27.09

1

04.10

1

11.10

1

28.10

1

25.10

1

08.11

1

15.11

картин.
2. Рисование пейзажа российской природы.
3.

4.

Русское деревянное зодчество. Рисование –
образ русской избы
Коллективная работа- создание панно- образа
традиционной русской деревни
Красота человека. Рассматривание и

5. обсуждение репродукций картин русских
художников-портретистов.
6.

7.

8.

Рисование "Изображение образа русской
красавицы"
Народные праздники. «Национальные
бурятские праздники»
Обобщение по теме: «Истоки родного
искусства»

Раздел 2: ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ
9. Древние соборы
10 Заочное путешествие. Города Русской земли.
.

«Славные символы России»

Дата по
факту

11
.
12
.
13
.
14
.
15
.

Древнерусские воины – защитники.

1

22.11

Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва

1

29.11

Узорочье теремов

1

06.12

Пир в теремных палатах

1

13.12

Заочная экскурсия. Страна восходящего солнца 1

20.12

Раздел 3: ИССКУСТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ
16
.
17
.
18
.

2

Народы гор и степей

1

24.01

Города в пустыне

1

31.01

1

07.02

19 Древняя Эллада
20
.

Европейские города Средневековья

2

21 Многообразие художественных культур в мире 1
22
.
23
.
24
.

10.01

Страна восходящего солнца

17.01

14.02
21.02
14.03

Урок-выставка. Материнство

1

21.03

Мудрость старости

1

04.04

Сопереживание

2

11.04
18.04

25 Герои-защитники
26
.

Юность и надежды

27 Урок семинар-практикум. «Народное искусство
.

бурят»

2

1

1

25.04
02.05
16.05

23.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».