Литературное чтение на родном (русском) языке

РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском)
языке» базового уровня

для учащихся

2- 4

классов составлена на основе

авторской программы под ред. С.И. Иванова, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об
утверждении Федеральных государственных стандартов начального общего
образования» и других документов.
В основу программы положены такие принципы, связанные с требованиями
ФГОС ООО, как личностно ориентированный, культурно ориентированный,
деятельностно - ориентированный.
Цели и задачи:
Цели:
• Воспитание ценностного отношения к русской литературе и русскому языку
как существенной части родной культуры;
• Включение обучающихся в культурно – языковое пространство своего
народа и приобщение к его культурному наследию и современности, к
традициям своего народа;
• Осознание

исторической

преемственности

поколений,

своей

ответственности за сохранение русской культуры;
• Развитие читательских умений.
Задачи:
• формирование основ российской гражданской идентичности,
чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России, осознание

своей этнической и национальной

принадлежности; формирование ценностей многонационального
российского общества;
• воспитание ценностного отношения к историко-культурному
опыту русского народа, введение обучающегося в культурно-

языковое пространство своего народа; формирование у младшего
школьника интереса к русской литературе

как источнику

историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
• формирование

представлений

об

основных

нравственно-

этических ценностях, значимых для национального русского
сознания и отражённых в родной литературе;
• обогащение знаний о художественно-эстетических возможностях
русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
• формирование потребности в постоянном чтении для развития
личности, для речевого самосовершенствования;
• совершенствование читательских умений понимать и оценивать
содержание и специфику различных текстов, участвовать в их
обсуждении;
• развитие всех видов речевой деятельности, приобретение опыта
создания устных и письменных высказываний о прочитанном.
во 2 –ом классе будет проведено - 17 уроков
в 3- м классе - 17 уроков
в 4-ом классе – 18 уроков
Программный материал будет реализован в полном объёме. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учётом программы воспитания,

модуля

«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды
работ:
• Применение

на

уроке

интерактивных

форм

работы

(дискуссии,

конференции, уроки-исследования, групповую и парную работу), которые

позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только
получать опыт, но и приобретать знания.
• Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации
детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы
во время урока.
• Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий,

которые

расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
• Использование

ИКТ-технологий,

которые

поддерживают

современные активности обучающихся..
• Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
• Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

навык

деятельность,

позволяющая

самостоятельного

решения

теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:
•

технология присоединения;

•

технология развития целостного восприятия и мышления;

•

технология развития чувствования;

•

технология развития мотивации;

•

технология развития личности;

•

технология развития группы;

•

технология развития ресурса успеха.

Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование активных форм работы является важным условием превращения
обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:
•

освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;

•

развитию эффективного общения;

•

развитию управленческих способностей;

•

формированию

мотивации

на

совместное

достижение

значимых

результатов;
•

приобретению социокультурного опыта.
В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально – регионального компонента.

В

программе

предусмотрено

изучение

национально – регионального компонента.

государственной

символики

и

Раздел II.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное
чтение на родном (русском) языке» на уровне начального общего
образования.
Результаты изучения предмета «Литературное чтения на родном
(русском) языке» в составе предметной области «Родной язык и
литературное чтение на родном языке» соответствуют требованиям к
результатам

освоения

основной

образовательной

программы

начального общего образования, сформулированным в Федеральном
государственном

образовательном

стандарте

начального

общего

образования.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• В результате изучения предмета «Литературное чтения на родном
(русском)

языке»

у

обучающегося

будут

сформированы

следующие личностные результаты, представленные по основным
направлениям воспитательной деятельности:
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
•

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;

•

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;

•

уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;

•

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-

этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том
числе отражённых в художественных произведениях;
Духовно-нравственное воспитание:
• признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
• проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в
том числе с использованием адекватных языковых средств, для
выражения

своего

состояния

эмоционально-нравственной

и

чувств;

отзывчивости,

проявление

понимания

и

сопереживания чувствам других людей;
• неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда

другим

людям (в том числе

связанного с использованием недопустимых средств языка);
• сотрудничество

со

сверстниками,

умение

не

создавать

конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том
числе с опорой на примеры художественных произведений;
Эстетическое воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
• стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, в том числе в искусстве слова;
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной) при поиске дополнительной информации;
• бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов

речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета
и правил общения;
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том
числе благодаря примерам из художественных произведений),
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда,

навыки

участия

в

различных

видах

трудовой

деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из художественных произведений;
Экологическое воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
с текстами;
• неприятие действий, приносящих ей вред;
Ценности научного познания:
• первоначальные
формируемые

представления
в

том

числе

о
в

научной
процессе

картине

мира,

усвоения

ряда

литературоведческих понятий;
• познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный

интерес

к

чтению

художественных

произведений, активность и самостоятельность при выборе круга
чтения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
• В результате изучения предмета «Литературное чтения на
родном (русском) языке» у обучающегося будут сформированы
следующие познавательные универсальные учебные действия.
• Базовые логические действия:
• сравнивать различные тексты, устанавливать основания для
сравнения текстов, устанавливать аналогии текстов;

• объединять объекты (тексты) по определённому признаку;
• определять

существенный

признак

для

классификации

пословиц, поговорок, фразеологизмов;
• находить в текстах закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать
алгоритм действий при анализе текста, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе текстов;
• выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической

задачи

на

основе

предложенного

алгоритма,

формулировать запрос на дополнительную информацию;
• устанавливать

причинно-следственные

связи

при

анализе

текста, делать выводы.
• Базовые исследовательские действия:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
собственного высказывания в соответствии с речевой ситуацией;
• сравнивать

несколько

выбирать наиболее

вариантов

подходящий (на

выполнения
основе

задания,

предложенных

критериев);
• проводить

по

предложенному

плану

несложное

мини-

исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого смыслового анализа текста;
формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного текстового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
• Работа с информацией:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь,

справочник для получения запрашиваемой информации, для
уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете;
• анализировать и создавать текстовую, графическую, видео, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать

информацию,

зафиксированную

в

виде

таблиц,

схем;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления результатов
работы с текстами.

К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются
коммуникативные универсальные учебные действия.
• Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;
• признавать возможность существования разных точек зрения;
• корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

рассуждение,

• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
•

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.

• Совместная деятельность:
•

формулировать

краткосрочные

и

долгосрочные

цели

(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной
(типовой)

ситуации

на

основе

предложенного

учителем

формата

планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
• проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
• ответственно выполнять свою часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат;
• выполнять

совместные

проектные

задания

с

опорой

на

предложенные образцы.
• К концу обучения в начальной школе у обучающегося
формируются
регулятивные универсальные учебные действия.
• Самоорганизация:
• планировать

действия

по

решению

учебной

задачи

для

получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
• Самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;

• корректировать свои учебные действия для преодоления
речевых ошибок и ошибок, связанных с анализом текстов;
• соотносить результат деятельности с поставленной учеб- ной
задачей по анализу текстов;
• находить ошибку, допущенную при работе с текстами;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
• владеть элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов и видеть в
тексте данные средства художественной выразительности;
• совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть

элементарными

приёмами

интерпретации

художественных и учебных текстов;
• применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст;
• обогащать собственный круг чтения;
• соотносить впечатления от прочитанных и прослушанных
произведений с впечатлениями от других видов искусства.
К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:
• осознавать коммуникативно-эстетические возможности русского

языка на основе изучения произведений русской литературы;
• осознавать родную литературу как национально-культурную
ценность

народа,

как

средство

сохранения

и

передачи

нравственных ценностей и традиций;
•

давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

•

совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации и анализа
художественных, научно-популярных и учебных текстов;

•

применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; передавать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в
виде

пересказа

(полного

или

краткого),

пересказывать

литературное произведение от имени одного из действующих
лиц;
•

пользоваться справочными источниками для понимания тек- ста
и получения дополнительной информации.

К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:
•

осознавать

значимость

чтения

русской

литературы

для

личного развития; для культурной самоидентификации;
•

определять позиции героев художественного текста, позицию
автора художественного текста;

•

совершенствовать в процессе чтения произведений русской
литературы читательские умения: читать вслух и про себя,
владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа и
преобразования
учебных текстов;

художественных,

научно-популярных

и

•

применять опыт чтения произведений русской литературы для
речевого самосовершенствования: участвовать в обсуждении
прослушанного/прочитанного текста, доказывать и подтверждать
собственное мнение ссылками на текст; пере- давать содержание
прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в
виде пересказа (полного или краткого); составлять устный
рассказ

на

основе

прочитанных

произведений

с

учётом

коммуникативной задачи (для разных адресатов);
•

самостоятельно

выбирать

интересующую

литературу,

формировать и обогащать собственный круг чтения;
• пользоваться справочными источниками для понимания тек- ста
и получения дополнительной информации

Изучение учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском) языке» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить:
• понимание родной русской литературы как национальнокультурной ценности народа, как особого способа познания
жизни, как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и
традиций;
• осознание

коммуникативно-эстетических

возможностей

русского языка на основе изучения произведений русской
литературы;
• осознание значимости чтения родной русской литературы для
личного развития; для познания себя, мира, национальной
истории и культуры; для культурной самоидентификации; для
приобретения потребности в систематическом чтении русской
литературы;
• ориентировку

в

нравственном

содержании

прочитанного,

соотнесение

поступков

героев

с

нравственными

нормами,

обоснование нравственной оценки поступков героев;
• овладение элементарными представлениями о национальном
своеобразии метафор, олицетворений, эпитетов;
• совершенствование читательских умений (чтение вслух и про
себя, владение элементарными приёмами интерпретации, анализа
и

преобразования

художественных,

научно-популярных

и

учебных текстов);
• применение опыта чтения произведений русской литературы для
речевого

самосовершенствования

(умения

участвовать

в

обсуждении прослушанного/прочитанного текста, доказывать и
подтверждать собственное мнение ссылками на текст; передавать
содержание

прочитанного

или

прослушанного

с

учётом

специфики текста в виде пересказа, полного или краткого;
составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений
с учётом коммуникативной задачи (для разных адресатов),
читать наизусть стихотворные произведения);
• самостоятельный

выбор

интересующей

литературы,

обогащение собственного круга чтения;
• использование

справочных

дополнительной информации.

источников

для

получения

Раздел III. Содержание предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке
2 класс
«Россия - наша Родина» В. Степанов «Что мы Родиной зовём»; К. Паустовский
«Моя Россия»;
«Фольклор нашего народа» Календарные народные праздники и обряды; «Мир
фольклора – мир народной мудрости»; «Мир пословиц и поговорок»; «Загадки и
народные приметы о временах года»;
«О братьях наших меньших» Г.А. Скребицкий. Пушок.; К.Д. Ушинский. Чужое
яичко; Н.И. Сладков. Топик и Катя; А.Л. Барто. Бедняга крот; Е.И. Чарушин.
Рябчонок. (Из цикла «Про Томку»).
«Времена года» В. Бианки. Как животные к холодам готовятся; Г. Х. Андерсен.
Снеговик;
А. Блок. Весенний дождь./Загадки про весну; И. С. Соколов-Микитов. Бурундук
Содержание программного материала

Кол-во
часов

Раздел 1. «Россия - наша Родина»

2

Раздел 2. «Фольклор нашего народа»

5

Раздел 3. «О братьях наших меньших»

5

Раздел 4. «Времена года»

5
Итого:

3 класс
Самое великое чудо на свете (2ч)
Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей Разбойник .
Алёша Попович и Илья Муромец. (Славянский эпос).
Устное народное творчество (1ч)

17

Чтение и инсценирование русских народных сказок «Медведь и лиса», «Лиса и
волк»
Поэтическая тетрадь 1 (1ч)
Афанасий Фет «Я пришёл к тебе с приветом», «Печальная берёза». Федор Тютчев
«В небе тают облака», «Есть в осени первоначальной». Стихотворения о природе.
Настроение стихотворений. Картины природы. Времена года. Средства
художественной выразительности.
Великие русские писатели (4ч)
А.С. Пушкин. Стихи и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними лучами»,
«Зимнее утро», «В тот год осенняя погода».
А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане...» Сравнение народной и литературной
сказок. Особенности волшебной сказки. Рисунки И.Билибина к сказке.
Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.
И.А.Крылов. Басни. Мораль басни. Нравственный урок читателю. Герои басни.
Характеристика героев на основе их поступков. Инсценирование басни.
Л.Н.Толстой. Детство Толстого. Подготовка сообщения о жизни и творчестве
писателя. Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов
плана.
Поэтическая тетрадь 2 (1ч)
Н.А. Некрасов. Стихи о природе.
Литературные сказки (2ч)
А.М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Характеристика героев
сказки. Нравственный смысл сказки.
В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.
Герои сказки. Сравнение героев сказки. Составление плана сказки. Подробный и
выборочный пересказ сказки.
Были-небылицы(1ч)
К.Г.Паустовский и его произведения: «Растрёпанный воробей», «Жёлтый свет»,
«Стальное колечко», «Собрание чудес». Герои произведения. Характеристика
героев.

Поэтическая тетрадь 1.(1ч)
С.А.Есенин. Стихи. «Черёмуха» Средства художественной выразительности для
создания картин цветущей черёмухи.
Люби живое ( 2ч)
М.Пришвин. «Моя родина». Заголовок - «входная дверь» в текст. Основная мысль
текста. Сочинение на основе художественного текста.
В.Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Рассказ
о герое произведения.
Поэтическая тетрадь2. (1ч)
Праздник поэзии. Стихи о детях. А.Барто, С. Михалков, Е. Благинина.
По страницам детских журналов. (1ч)
Виктор Драгунский. Особенности юмористических произведений.
№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

1

Устное народное творчество

3

2

Великие русские писатели

4

3

Литературные сказки

2

4

Были-небылицы

1

5

Поэтическая тетрадь 1

1

6

Люби живое

2

7

Поэтическая тетрадь 2

1

8

Как хорошо уметь читать

1

9

Повторение

1

10

Резерв

1

Итого:

17

4 класс
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7 часов)
Пословицы, поговорки и фразеологизмы, возникновение которых связано с
качествами, чувствами людей, с учением, с родственными отношениями
(например, от корки до корки, вся семья вместе, так и душа на месте и т.д.).
Сравнение

с

пословицами

и

поговорками

других

народов.

Сравнение

фразеологизмов из разных языков, имеющих общий смысл, но различную
образную форму.
Русские традиционные эпитеты: уточнение значений, наблюдение за
использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира.
Русские слова в языках других народов.
Как

правильно

произносить

слова

(пропедевтическая

работа

по

предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
История
изученного).

возникновения

и

функции

Совершенствование

навыков

знаков

препинания

правильного

(в

рамках

пунктуационного

оформления текста.
Раздел 2. Секреты речи и текста (11 часов)
Информативная функция заголовков. Типы заголовков.
Составление плана текста, не разделенного на абзацы.
Создание

текста

как

результата

собственной

исследовательской

деятельности.
№

Тема урока

п/п

Кол-во
часов

1

Русский язык: прошлое и настоящее

7

2

Секреты речи и текста

11

Итого:

18

№

1

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной

Наименование

во

воспитательной деятельности

программы

темы

часов

«Россия - наша
Родина»

«Школьный урок»
воспитание ценностного отношения
к русской литературе и русскому

Конкурс рисунков: «Моя малая
Родина»

языку как существенной части родной Урок-экскурсия «До чего же красивы
культуры;
включение обучающихся в

родные просторы»
Конкурс чтецов «Горжусь тобой, моя

культурно- языковое пространство

Россия!» Интеллектуальная игра

своего народа и

«Россия – Родина моя»

приобщение к его культурному
наследию и современности, к
традициям своего народа;
осознание исторической
преемственности
поколений, своей ответственности за
сохранение русской культуры;
развитие читательских умений.

2

«Фольклор нашего

знакомство с особенностями национального

Презентация «Произведения

народа»

этикета и общения людей проводится на

фольклора» Интеллектуальная игра

основе литературных (фольклорных и

«От фольклора к литературе»

классических) произведений;

Творческий проект «Многообразие

совершенствование монологической речи

русского фольклора»

учащихся (с опорой на авторский текст, на
предложенную тему или проблему для
обсуждения);
формирование, пополнение словарного
запаса.
3

«О братьях наших
меньших»

1. развивать воображение, связную речь,
навыки выразительного чтения.
2. прививать любовь к животным и интерес к

Виртуальная экскурсия «Природные
сообщества»
Урок- игра-обобщение «Животные»

чтению;
Проект «Красная книга Бурятии»
4

«Времена года»

развивать наблюдательность, чуткость к

Конкурс рисунков «Дыхание

поэтическому слову; развивать у учащихся

природы в поэзии»

художественный вкус и образное мышление;
воспитывать эмоционально-эстетическую
отзывчивость на произведение искусства;

формировать у школьников способность
воспринимать красоту родной природы;

3 класс
Наименование

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной

темы

во

воспитательной деятельности

программы

часов
1

Устное народное

3

творчество

«Школьный урок»
Воспитание ценностного отношения к

Урок-ролевая игра по теме: «Чтение и

родному языку и родной литературе как

инсценирование русских народных

хранителю культуры, включение в

сказок «Медведь и Лиса», «Лиса и

культурно-языковое поле своего народа.

Волк».

Приобщение к литературному наследию
своего народа.
Воспитание в фольклорных
произведениях национального характера,
народных нравственных ценностей,
прославление бескорыстного служения
Отечеству.
Формирование умений читать,
комментировать, анализировать и
интерпретировать художественный текст.
2

Великие русские

4

Воспитание ценностного отношения к

Урок-поэтическая тетрадь по теме:

писатели

родному языку и родной литературе как

«А.С. Пушкин- великий русский

хранителю культуры, включение в

писатель. Стихи и рассказы о родной

культурно-языковое поле своего народа.

природе. «Гонимы вешними лучами»,

Приобщение к литературному наследию

«Зимнее утро», «В тот год осенняя

своего народа.

1погода»

Формирование причастности к
свершениям и традициям своего народа,

Урок- инсценирование басен

осознание исторической преемственности И.Крылова.
поколений, своей ответственности за

по теме: «И.А. Крылов- русский

сохранение культуры.

баснописец. И.А. Крылов «Ворона и
лисица». Характеристика героев на
основе их поступков.

3

Литературные
сказки

2

Воспитание ценностного отношения к

Урок-диспут по теме: «В. М. Гаршин

родному языку и родной литературе как

«Лягушка- путешественница».

хранителю культуры, включение в

Характеристика героев и

культурно-языковое поле своего народа.

нравственный смысл сказки»

Приобщение к литературному наследию
своего народа.

4

Люби живое

2

Воспитание бережного отношения к

Урок-путешествие по теме: «В.

природе через учебные тексты,

Бианки «Мышонок Пик».

переживание чувства красоты в природе,

Составление плана на основе

гармонии, стремление к идеал.

названия глав. Рассказ о герое

Формирование экологического мышления: произведения»
умение оценивать свою деятельность и
поступки других людей с точки зрения
сохранения окружающей среды – гаранта
жизни и благополучия людей на Земле.

4 класс
Наименование

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной

темы

во

воспитательной деятельности

программы

часов

1

Русский язык:

«Школьный урок»
Воспитание ценностного отношения к

Урок-ролевая игра по теме: «Русские

прошлое и

родному языку и родной литературе как

традиционные эпитеты: уточнение

настоящее

хранителю культуры, включение в

значений, наблюдение за

культурно-языковое поле своего народа.

использованием в произведениях

3

Приобщение к литературному наследию
своего народа.
Воспитание в фольклорных
произведениях национального характера,
народных нравственных ценностей,
прославление бескорыстного служения
Отечеству.
Формирование умений читать,
комментировать, анализировать и

фольклора и художественной
литературы. Лексика, заимствованная
русским языком из языков народов
России и мира. Русские слова в
языках других народов»

интерпретировать художественный текст.

2

Секреты речи и
текста

4

Воспитание ценностного отношения к

Урок-поэтическая тетрадь по теме:

родному языку и родной литературе как

«Слово о родной земле.

хранителю культуры, включение в

Стихотворения С. А. Есенина.»

культурно-языковое поле своего народа.
Приобщение к литературному наследию
своего народа.

Урок- инсценирование «Прошла по
родной земле война. Б. Полевой

Формирование причастности к

«Последний день Матвея Кузьмина».

свершениям и традициям своего народа,

Песни военных лет»

осознание исторической преемственности
поколений, своей ответственности за
сохранение культуры.

РАЗДЕЛ IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№

Тема

Дата
По плану

Раздел 1. «Россия - наша Родина»
1

В. Степанов «Что мы Родиной зовём».

12.01

Стихи бурятских поэтов о родном крае.
2

Книги из далёкого прошлого. Н

19.01

Кончаловская «В монастырской келье…»
3

К. Паустовский «Моя Россия». Гимны

26.01

России и Бурятии.
4

Красота родного края в произведениях

02.02

русской литературы. Описание природы в
произведениях бурятских писателей.
Раздел 2. «Фольклор нашего народа»
5

Календарные народные праздники и

09.02

обряды. Празднование Сагаалгана.
6

Произведения устного народного

16.02

творчества об осени.
7

«Мир фольклора – мир народной

01.03

мудрости»
8

Осень в художественных произведениях

15.03

А.Пушкина, С.Аксакова.
Раздел 3. «О братьях наших меньших»
9

Русская народная сказка «Лисичка -

22.03

сестричка и серый волк»
IVчетверть
10

Русская народная сказка «Лиса и
журавль».

06.04

По факту

11

Русская народная сказка «Сестрица

13.04

Алёнушка и братец Иванушка».
12

Г.А. Скребицкий. Пушок.

20.04

13

Народные заклички, приговорки,

27.04

потешки, перевертыши. Бурятские
пословицы и поговорки.
Раздел 4. «Времена года»
14

Рассказ о празднике. Загадки зимы.

04.05

15

Весна в произведениях И. Никитина. А.

11.05

Плещеева. ,И.Шмелева. Т. Белозерова.
16

Стихи русских поэтов о весне. Стихи

18.05

бурятских поэтов о весне.
17

А.Блок. Весенний дождь. Загадки про

25.05

весну

3 класс
№

Тема урока

Дата
План Факт
Устное народное творчество

1

Богатство Древности. Илья Муромец и Соловей

09.01

Разбойник.
2

Алёша Попович и Илья Муромец. Славянский

16.01

эпос.
«Гэсэр» бурятский героический эпос.
3

Чтение и инсценирование русских народных
сказок «Медведь и Лиса», «Лиса и Волк».

23.01

Великие русские писатели
4

А. Фет «Я пришёл к тебе с приветом»,

30.01

«Печальная берёза». Ф. Тютчев «В небе тают
облака», «Есть в осени первоначальной». Стихи
о природе. Средства художественной
выразительности.
5

А.С. Пушкин- великий русский писатель. Стихи

6.02

и рассказы о родной природе. «Гонимы вешними
лучами», «Зимнее утро», «В тот год осенняя
погода»
6

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его 13.02
славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».
Работа над содержанием сказки. Рисунки И.
Билибина к сказке. Соотнесение с
художественным текстом.

7

И.А. Крылов- русский баснописец. И.А. Крылов

20.02

«Ворона и лисица». Характеристика героев на
основе их поступков. Инсценирование басен
И.Крылова.
8

Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний).

27.02

Подготовка сообщения о жизни и творчестве
писателя. Рассказы Л. Н. Толстого. Составление
различных вариантов плана.
9

Н.А. Некрасов «Стихи о природе»

06.03

Литературные сказки
10

В. М. Гаршин «Лягушка- путешественница».

13.03

Характеристика героев и нравственный смысл
сказки.
11

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
Сравнительная характеристика героев.

20.03

Были-небылицы
12

К.Г. Паустовский и его произведения:

03.04

«Растрёпанный воробей», Жёлтый свет»,
«Стальное колечко», Собрание чудес». Герои
произведения. Характеристика героев.
Поэтическая тетрадь 1
13

Стихи С. Есенина. «Черёмуха». Средства

10.04

художественной выразительности для создания
картин цветущей черёмухи.
Стихи бурятских поэтов о родной земле
Люби живое
14

М. Пришвин «Моя Родина». Заголовок –

17.04

«входная дверь» в текст. Сочинение на основе
художественного текста.
15

В. Бианки «Мышонок Пик». Составление плана

08.05

на основе названия глав. Рассказ о герое
произведения.
16

Повторение

15.05

17

Резерв

22.05

4 класс
№

Дата

Тема урока

проведения
план
1. Пословицы,

поговорки

и

фразеологизмы,

11.01

возникновение которых связано с качествами,
чувствами людей, с учением, с родственными
отношениями (например, от корки до корки, вся
семья вместе, так и душа на месте и т.д.).
Сравнение с пословицами и поговорками других
народов.
2. Сравнение фразеологизмов из разных языков,

18.01

имеющих общий смысл, но различную образную
форму.
3. Русские
значений,

традиционные
наблюдение

произведениях

эпитеты:
за

фольклора

уточнение

использованием
и

25.01

в

художественной

литературы. Лексика, заимствованная русским
языком из языков народов России и мира. Русские
слова в языках других народов.
4. Как

правильно

произносить

слова

01.02

(пропедевтическая работа по предупреждению
ошибок в произношении слов в речи). История
возникновения и функции знаков препинания (в
рамках изученного).
5. Информативная

функция

заголовков.

Типы

08.02

факт

заголовков.
6. Составление плана текста, не разделенного на
абзацы.

Информационная

15.02

переработка

прослушанного или прочитанного текста: пересказ
с изменением лица.
7. Создание текста как результата собственной

22.02

исследовательской деятельности.
8. Слово о родной земле. Стихотворения С. А.

01.03

Есенина.
9. И.С.Никитин «Русь»

15.03

10. О прошлом Родины. «Повесть временных лет»

22.03

11. Народные исторические песни «Сборы польского

05.04

короля на Русь»
12. Ф. Н. Глинка «Москва»

12.04

13. Прошла по родной земле война. Б. Полевой

19.04

«Последний день Матвея Кузьмина».Песни
военных лет.
14. Стихотворения,

посвящённые

Великой

26.04

Отечественной войне
15. О добре и красоте. Н.А.Некрасов «Саша»
16. Произведения

К.Г.

Паустовского

о

03.05
красоте

10.05

русской природы.
17. Стихотворения А.Н. Майкова.

17.05

18. Резервный урок

24.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».