ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса МАОУ «СОШ №24 г. Улан-Удэ» составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в 1 классе начальной школы. Содержание обучения в 1 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УУД) — познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за первый год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 1 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную естественнонаучных, среду обитания); освоение обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся; Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» в 1 классе составляет 66 часов (два часа в неделю). Формирование функциональной грамотности: В современном мире дети сталкиваются лицом к лицу не только исключительно с текстовой информацией: ежедневно ребенок встречает различные знаки и символы (дорожные знаки, обозначения в метро и пр.), таблицы (прогноз погоды, расписание и пр.), карты (карты города, компьютерные игры и пр.). Умение анализировать данную информацию и пользоваться ею поможет детям не только успешно проходить процесс обучения в школе, но и далее в университете, где характер обучения кардинально меняется; при устройстве на работу, а также для общего успеха в жизни. Многие задания на уроках окружающего мира помогут развить и другие виды функциональной грамотности. Например, работа с таблицами, графиками и диаграммами позволит улучшить и навыки математической грамотности; проектная деятельность может усовершенствовать навыки глобальных компетенций и креативного мышления. Выбранная область – окружающий мир – работа в этом направлении в целом формирует взгляды в области естественно-научной грамотности. В систему упражнений для формирования читательской грамотности у учащихся 1-4 классов по предмету «Окружающий мир» были выбраны четыре направления. 1. Работа с текстом Базовым элементом при оценке читательской грамотности у школьников является оценка их умений работы с текстами – это преобладающий вид представления информации. На уроках дети в основном сталкиваются с уже переработанной учителем информацией: объяснение материала, наводящие вопросы и пр. Зачастую ребенок не может самостоятельно вычленить нужную и отбросить второстепенную информацию. Для оценки уровня владения ребенком навыками работы с текстом необходимо проанализировать совершённые им читательские действия: умение находить и извлекать информацию; умение интегрировать и интерпретировать информацию; умение осмысливать и оценивать содержание и форму текста; умение использовать информацию из текста. Кроме умений осмысливать и оценивать информацию, в перечень добавлены умения оценивать качество и надежность текста, обнаруживать и устранять противоречия, критически оценивать информацию, применять полученную информацию при решении широкого круга задач. Значительно увеличен объём составных текстов как основы для оценивания читательской грамотности. Уточнена и расширена тематика текстов с учётом современной информационной среды и потребностей социума, что позволит оценивать способность учащихся ориентироваться в современном мире и справляться с вновь появившимися требованиями. 2. Работа с таблицами Способность детей видеть смысловую связь между строками и столбцами, быстро находить в таблице нужную информацию, уметь описать текстом данные, а также самостоятельно выявить возможность составления таблицы из имеющихся фактов – все это позволит ребенку научиться выявлять общие черты объектов, разнообразить способы обучения, повысить интерес к процессу и пр. В качестве примеров табличного представления информации на уроках окружающего мира можно привести таблицы наблюдения за погодой (температура, ветер, осадки и пр.); типы флоры и фауны, обитающих на разных континентах и пр. 3. Работа с диаграммами и графиками Другим доступным для учащихся средством графического изображения данных являются диаграммы, дающие обобщающую картину взаимосвязей и способствующие выявлению закономерностей. К рассмотрению диаграмм целесообразно перейти после того, как у младших школьников выработаны навыки работы с таблицами. Работа с диаграммами позволяет учащимся наглядно рассмотреть понятие «части» и «целого» – визуально представить и понять то, что зачастую кажется неочевидным. Кого и насколько в школе больше – мальчиков или девочек? Как на земле распределены живые существа? Сколько видов рыб, птиц, растений и животных? Наглядность – необходимый элемент в изучении любого предмета. 4. Работа с картами и планами В современном мире значительно повысилась востребованность географических знаний при решении экологических и социально- экономических задач как в масштабах страны, так и в повседневной жизни. Дисциплина «Окружающий мир» в начальной школе – основа, на которой строятся географические Использование познания географических обучающихся карт и старшей планов, ступени. информации, сконцентрированной на карте, – одна из главных возможностей этой дисциплины. Изучение конкретной географической темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. 4. Проектные работы Для эффективного обучения необходимо дать учащимся не только навыки анализа и применения знаний, но и научить их самостоятельно доносить другим важную информацию. Зачастую дети, даже зная ответы на некоторые вопросы, не могут четко их сформулировать. Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудованния; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия — наша Родина. Москва — столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа — среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др. ). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизни Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила безопасности в электроприборами, газовыми плитами. быту: пользование бытовыми Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией: понимать, что информация может быть представлена в разной форме — текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового активность, образа жизни закаливание, (выполнение безопасность режима, двигательная использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро и газовыми приборами. Совместная деятельность: соблюдать правила договариваться, общения справедливо в совместной распределять работу, деятельности: определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, эмоционального благополучия: формирования культуры здоровья и соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина —следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать результатов обобщения наблюдений и и выводы опытной на основе работы, полученных подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных(насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименование разделов и тем программы Количество часов Виды деятельности Дата изучен всег контроль практиче ия о ные ские работы работы Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Школьные традиции и праздники. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность. 2 0 0.25 01.09.20 22 05.09.20 22 Экскурсия по школе, знакомство с помещениями; Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в классе и в школе»; Практическ https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato mic_objects/7432045? ая menuReferrer=catalogue работа; Самооценка https://resh.edu.ru/subject/lesso n/5958/start/104569/ с использова нием«Оцен очного листа»; 1.2. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи. 2 0 0 08.09.20 22 12.09.20 22 Обсуждение ситуаций по теме«Правила поведения в классе и в школе»; Устный опрос; Практичес кая работа; https://iu.ru/videolessons/818f4005-e65b-4c7686ae-8975b5585f05 1.3. Рабочее место школьника. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха. 2 0 0.25 15.09.20 Беседа по теме «Как 22 содержать рабочее 19.09.20 место в порядке»; 22 1.4. Россия Москва — столица России. Народы России. 2 0 0 22.09.20 22 26.09.20 22 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве»; Устный https://iu.ru/videolessons/c960ef9f-5eb5-4199опрос; Практическ 8aab-74cda879504a ая работа; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; Устный опрос; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; http://nachalka.info/ https://iu.ru/videolessons/983ad6a6-401d-42a59b12-057623d1e631 https://iu.ru/videolessons/2d7511f1-18a7-45cf8d84-27baeb90ef21 1.5. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. 2 0 0.25 29.09.20 22 03.10.20 22 Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов о родном крае, труде людей; https://videouroki.net/video/01-chtoУстный takoe-rodina.html опрос; Практическ ая работа; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; 1.6. Культурные объекты родного края. Труд людей. Ценность и красота рукотворного мира. 2 0 0 06.10.20 22 10.10.20 22 Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России; Устный https://iu.ru/videolessons/bb93e80d-b200-4a8aопрос; Самооценка 8d84-b8e1e6e2a173 с использова нием«Оцен очного листа»; 1.7. Правила поведения в социуме. 1 0 0.25 13.10.20 Беседа по теме «Правила 22 поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»; Практич еская работа; https://iu.ru/videolessons/62e6ee65-1e9d-4d80ba35-5df9075b1768 https://iu.ru/videolessons/c6df9193-eab4-4cf7805c-697006e7d9cb https://iu.ru/videolessons/4b82cd31-c9e4-405c94c1-4b275696695c 1.8. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. 1 0 0.25 20.10.20 Работа с 22 иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»; Учебный диалог по теме «Что такое семья»; Устный опрос; Практичес кая работа; https://iu.ru/video-lessons/37e057274c98-472b-97cfc0295e78882c https://videouroki.net/video/19-kakzhivyot-semya.html https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/8562206? menuReferrer=catalogue 1.9. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. 1 0 0 24.10.20 Рассказы детей по теме 22 «Как наша семья проводит свободное время»; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; https://resh.edu.ru/subject/lesson/3632/ start/122820/ https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/7429913? menuReferrer=catalogue 1.10 Домашний адрес. . Итого по разделу 1 0 0.25 27.10.20 Дидактические игры; 22 0 0.5 07.11.20 22 24.11.20 22 Устный опрос; Практическ ая работа; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; http://nachalka.info/ https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/7429754? menuReferrer=catalogue Устный опрос; Тестирован ие; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; http://elementy.ru/email https://iu.ru/video-lessons/cc4e18ce0675-484a-8d10cf6fbb84344e https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/9459837? menuReferrer=catalogue 16 Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к пред метам, вещам, уход за ними. 6 Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; 2.2. Неживая и живая природа. 2 0 0.5 28.11.20 22 01.12.20 22 Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа»; Тестирован https://uchebnik.mos.ru/material_view/ato mic_objects/7491279? ие; Самооценка menuReferrer=catalogue https://iu.ru/videoс использова lessons/0a12552a-3fc6-4aa0нием«Оцен 8713-fa3369dc6234 очного листа»; 2.3. Погода и термометр. Наблюдение за погодой своего края. Сезонные изменения в природе. 12 1 1 05.12.20 22 23.01.20 23 Практическая работа по теме«Измеряем температуру»; Устный https://videouroki.net/video/43pochemu-idyot-dozhd-i-duetопрос; Самооценка veter.html с использова нием«Оцен очного листа»; 2.4. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. 2 0 0 26.01.20 23 30.01.20 23 Учебный диалог по теме «Почему люди должны оберегать и охранять природу»; Обсуждение ситуаций по теме «Правила поведения в природе»; Устный опрос; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; http://school-collection.edu.ru/ https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/7637485? menuReferrer=catalogue https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/7432792? menuReferrer=catalogue 2.5. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). 1 0 0.25 02.02.20 Экскурсия; 23 Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; 2.6. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. 3 0.25 1 06.02.20 23 13.02.20 23 2.7. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. 1 0 1 16.02.20 Практическая работа по 23 теме «Найдите у растений их части»; Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору); Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав; Определение названия по внешнему виду дерева; Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные; Устный опрос; http://plant.geoman.ru/ Устный опрос; Тестирова ние; http://forest.geoman.ru/ Устный https://iu.ru/videolessons/8109edd1-6631-4a13опрос; Самооценка 8374-052a83838684 с использова нием«Оцен очного листа»; 2.8. Комнатные растения, правила содержания и ухода. 1 0 1 27.02.20 Практическая работа по 23 теме «Учимся ухаживать за растениями уголка природы»; Устный опрос; http://sad.zeleno.ru/?out=submit&first 2.9. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). 9 1 0 02.03.20 Игра-соревнование по 23 теме «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)»; Тестирован ие; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; http://bird.geoman.ru/ http://fish.geoman.ru/ http://invertebrates.geoman.ru/ http://animal.geoman.ru/ https://iu.ru/videolessons/bb301165-36be-4f7e9dfd-af44a99792d4 2.10 Домашние и дикие . животные (различия в условиях жизни). 3 0.5 0 06.03.20 23 10.04.20 23 Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно; 2.11 Забота о домашних . питомцах. 2 0 0.25 13.04.20 23 17.04.20 23 Рассказы детей по теме «Мой домашний питомец»; Итого по разделу 42 Раздел 3. Правила безопасной жизни. Устный опрос; Тестирова ние; Устный опрос; http://animal.geo man.ru/ http://catgallery.narod.ru/k ids http://animal.g eoman.ru/ http://www.ap us.ru/site.xp Беседа по теме «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника; Рассказ учителя: «Что такое правильное питание»; Практическое занятие в кабинете; Самооценка https://iu.ru/videolessons/c960ef9f-5eb5-4199с использова 8aab-74cda879504a нием«Оцен очного листа»; 3.1. Необходимость соблюдения 4 режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. 0.5 0 20.04.20 23 01.05.20 23 3.2. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электро приборами, газовыми плитами. 1 0.25 0 04.05.20 беседа о безопасном 23 использовании электроприборов в быту; правило использование газовых плит; Устный опрос; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; https://iu.ru/video-lessons/c99a9aed9121-4789-8a1aed0347ae8466 https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/9722708? menuReferrer=catalogue 3.3. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). 2 0.25 0 08.05.20 23 11.05.20 23 Беседа о безопасном пути следования в школу и из школы. Знакомство с видами дорожных знаков; дорожных сигналов; дорожной разметкой; Устный опрос; Практическ ая работа; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; https://iu.ru/video-lessons/b25adbd96fd4-4bcc-927f3e031db6ec55 https://uchebnik.mos.ru/material_view/at omic_objects/10056430? menuReferrer=catalogue 3.4. Безопасность в сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 1 Итого по разделу 8 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0.25 0 4 7 15.05.20 Практическое занятие в 23 кабинете; Устный опрос; Самооценка с использова нием«Оцен очного листа»; https://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etu sivu.htm https://uchebnik.mos.ru/material_view/ atomic_objects/7543622? menuReferrer=catalogue ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов Всего Контрольн Практичес ые работы кие работы Дата изучения Виды, формы контроля 1. Нас окружает удивительный мир 1 0 0 01.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 2. Давай познакомимся 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 3. Мы – школьники. Правила поведения в школе. 1 0 0 08.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 4. Сентябрь – первый месяц осени 1 0 0 12.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 5. Что нам осень подарила 1 0 0 15.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 6. Грибная пора. Проверочная работа №1«Родная природа» 1 0.5 0.5 19.09.2022 Письменный контроль; 7. Семья 1 0 0 22.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 8. Любимые занятия 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 9. Как из зерна булка получилась 1 0 0 29.09.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 10. Человек и домашние животные Проверочная работа №2 «Семья. Труд людей» 1 0 0.5 03.10.2022 Письменный контроль; 11. Октябрь уж наступил. Птицы осенью 1 0 0 06.10.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 12. Явления природы 1 0 0 10.10.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 13. Где ты живёшь? 1 0 0 13.10.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 14. Правила поведения на дорогах Проверочная работа №3 « Наша Родина» 1 0 0.5 17.10.2022 Письменный контроль; 15. Ты и вещи 1 0 0 20.10.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 16. Кто работает ночью Проверочная работа №4«Труд людей» 1 0 0.5 24.10.2022 Письменный контроль; 17. Твои помощникиорганы чувств 1 0 0 27.10.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 18. Правила гигиены 1 0 0 07.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 19. О режиме дня 1 0 0 10.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 20. Урок в спортивном зале Проверочная работа №5«Твоё здоровье» 1 0 0.5 14.11.2022 Письменный контроль; 21. Ноябрь - зиме родной брат 1 0 0 17.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 22. Ноябрь - зиме родной брат 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 23. Дикие животные 1 0 0 24.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 24. Звери - млекопитающие 1 0 0 28.11.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 25. Что мы знаем о птицах 1 0 0 01.12.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 26. Город, село. 1 0 0.5 05.12.2022 Практическа я работа; 27. Дом, в котором мы живём 1 0 0 08.12.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 28. Зачем люди трудятся? 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 29. Зачем люди трудятся? Проверочная работа №6«Труд людей» 1 0 0.5 15.12.2022 Письменный контроль; 30. В декабре, в декабре все деревья в серебре… 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 31. Какой бывает вода? 1 0 0.5 22.12.2022 Практическа я работа; 32. С наступающим Новым годом! 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 33. О дружбе 1 0 0 09.01.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 34. Идём в гости 1 0 0.5 12.01.2023 Практическа я работа; 35. Январь – году начало, зиме- середина 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 36. Январь – году начало, зиме- середина 1 0 0 19.01.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м «Оценочного листа»; 37. Хвойные деревья 1 0 0 23.01.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 38. Жизнь птиц зимой 1 0 0.5 26.01.2023 Практическа я работа; 39. Жизнь птиц зимой Проверочная работа№7 «Жизнь животных и птиц зимой» 1 0.5 0 30.01.2023 Письменный контроль; 40. Наша страна - Россия 1 0 0 02.02.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 41. Наша страна - Россия 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 42. Богата природа России 1 0 0 43. Леса России 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 44. Мы - россияне 1 0 0.5 16.02.2023 Практическа я работа; 45. Февраль – месяц метелей и вьюг 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 46. Звери - млекопитающие 1 0 0 02.03.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 09.02.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 47. Как питаются звери 1 0 0 06.03.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 48. Наш уголок природы. Животные. 1 0 0.5 09.03.2023 Практическа я работа; 49. Наш уголок природы. Растения Проверочная работа №8 «Природа России» 1 0.5 0 13.03.2023 Письменный контроль; 50. Мы – граждане России 1 0 0 16.03.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 51. Правила поведения 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 52. Правила поведения 1 0 0 23.03.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 53. 8марта – праздник всех женщин 1 0 0 03.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 54. Март - капельник 1 0 0 06.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 55. Март - капельник Проверочная работа №9«Весенние изменения в природе» 1 0.5 0 10.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 56. Если хочешь быть здоровым, закаляйся! 1 0 0.5 13.04.2023 Практическа я работа; 57. Здоровая пища. Какое бывает настроение Проверочная работа №10 «Как сохранить здоровье» 1 0.5 0 17.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 58. Апрель - водолей 1 0 0 20.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 59. Жизнь насекомых весной 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 60. Весенние работы. Кто работает на транспорте. 1 0 0 27.04.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 61. День космонавтики Проверочная работа №11«Труд людей, работающих на транспорте» 1 0.5 0 04.05.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 62. Май весну завершает 1 0 0 08.05.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 63. Жизнь земноводных весной. Животное – живое существо 1 0 0.5 11.05.2023 Практическа я работа; 64. Природе нужны все! 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 65. Итоговая тестовая работа. 1 1 0 18.05.2023 Тестирование; 66. Ты – пешеход. Скоро лето! 1 0 0 22.05.2023 Устный опрос; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; 66 4 7 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс /Виноградова Н.Ф., Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение».; Введите свой вариант: МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Н.Ф. Виноградова. Окружающий мир. 1-2 классы. Методическое пособие Источник: https://rosuchebnik.ru/material/n-f-vinogradova-okruzhayushchiy-mir-1-2-klassymetodicheskoe-posobie/ ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://videouroki.net/video/okruzhayushchiymir/1-class/ https://uchebnik.mos.ru/catalogue? types=atomic_objects&subject_ids=3196&logical_type_ids=54&class_l evel_ids=1 https://resh.edu.ru/subject/43/1/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ПРОЦЕССА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Интерактивная доска, компьютер, набор учебных плакатов "Окружающий мир 1 класс", коллекция полезных ископаемых, гербарий ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Термометр, Гербарий, Коллекция природных ископаемых