Литература, 7 класс

Раздел I.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литература» базового уровня

для

учащихся 7 классов составлена на основе авторской программы под ред. В.Я
Коровиной, в соответствии с требованиями к результатам основного общего
образования,

утверждѐнными

ФГОС

ООО

(приказ

Министерства

образования и науки РФ от 17.12.2010 года №1897, в последней редакции) и
другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с ФГОС ООО целями изучения предмета «Литература»
являются:
 формирование у обучающихся потребности в качественном
чтении,

культуры

литературных

читательского

текстов

и

создания

восприятия,

понимания

собственных

устных

и

письменных высказываний;
 развитие чувства причастности к отечественной культуре и
уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности
на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощѐнных в
отечественной и зарубежной литературе.
Достижение указанных целей возможно при решении учебных

задач,

которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных
национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания
жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе
изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры
своего народа, мировой культуры:
 приобщение школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической
литературы;

литературы

и

лучшим

образцам

современной

 воспитание уважения к отечественной классике как высочайшему
достижению национальной культуры, способствующей воспитанию
патриотизма, формированию национально-культурной идентичности
и способности к диалогу культур;
 освоение

духовного

опыта

человечества,

национальных

и

общечеловеческих культурных традиций и ценностей;
 формирование гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и

изучения

литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием
их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира
и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества:
 воспитание и развитие мотивации к чтению художественных
произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных
самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта
освоения литературных произведений, в том числе в процессе
участия в различных мероприятиях, посвящѐнных литературе,
чтению, книжной культуре.
Задачи,

связанные

обладающего
воспринимать,

с

воспитанием

эстетическим

квалифицированного

вкусом,

анализировать,

с

читателя,

формированием

критически

умений

оценивать

и

интерпретировать прочитанное:
 формирование у школьников системы знаний о литературе как
искусстве слова, в том числе основных теоретико- и историколитературных знаний, необходимых для понимания, анализа и
интерпретации

художественных

произведений,

умения

воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с
произведениями других видов искусства;
 развитие

читательских

умений,

творческих

способностей,

эстетического вкуса;
 развитие умения выявлять проблематику произведений и их

художественные особенности, комментировать авторскую позицию
и выражать собственное отношение к прочитанному;
 воспринимать тексты художественных произведений в единстве
формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций;
 сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их
фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с
произведениями других искусств;
 формировать

представления о специфике литературы в ряду

других искусств и об историко-литературном процессе;
 развивать

умения

поиска

необходимой

информации

с

использованием различных источников, владеть навыками их
критической оценки.
Задачи,

связанные

с

осознанием

обучающимися

коммуникативно-

эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся
произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры:
 совершенствование речи школьников на примере высоких образцов
художественной литературы и умений создавать разные виды
устных и письменных высказываний, редактировать их, а также
выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть
различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге,
адекватно воспринимая чужую точку зрения и отстаивая свою.
На изучение предмета «Литература» в 7 классе в учебном плане школы
отводится 2 часа в неделю. С учѐтом календаря на 2022 – 2023 учебный
год в 7-ом классе будет проведено 66 уроков.
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок
реализации программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,

обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Рабочая программа составлена с учетом модуля «Школьный урок», в
котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие
реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
 Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии,
конференции, уроки- исследования, групповую и парную работу),
которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке, не
только получать опыт, но и приобретать знания.
 Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые
расширяют образовательное пространство предмета, воспитывают
уважение к историческим личностям, людям науки, воспитывают
любовь к прекрасному, к природе, к родному краю.
 Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся.
 Смысловое

чтение,

которое

позволяет

повысить

не

только

предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал,
через полное осмысление прочитанного текста и последующего его
обсуждения.
 Исследовательская
приобретать

и

проектная

школьникам

теоретической проблемы,

деятельность,

навык
навык

позволяющая

самостоятельного
генерирования

и

решения

оформления

собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией,
навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Для

достижения

воспитательных

задач

урока

используются

социокультурные технологии:


технология присоединения;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.

Основу

социокультурных

технологий

составляет

идея

активного

обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов:
содержательный, коммуникативный,

управленческий,

психологический, социокультурный. Использование активных форм
работы является важным условием превращения обычного урока в
воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на
уровне личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых
результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.

Раздел II.
Планируемые результаты
Важнейшими

результатами

освоения

курса

«Литература»

являются

личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты
Гражданско-патриотическое воспитание:
 готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других
людей;
 активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны, в том числе в
сопоставлении

с

ситуациями,

отражѐнными

в

литературных

произведениях;
 неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
 понимание роли различных социальных институтов в жизни
человека;
 представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
в том числе с опорой на примеры из литературы;
 представление о способах противодействия коррупции;
 готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на
примеры из литературы;
 активное участие в школьном само управлении;
 готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство;
помощь людям, нуждающимся в ней).
 осознание

российской

гражданской

идентичности

в

поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление
интереса

к

познанию

родного

языка,

истории,

культуры

Российской Федерации, своего края, народов России в контексте
изучения произведений русской и зарубежной литературы, а
также литератур народов РФ;
 ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к
науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и
трудовым достижениям народа, в том числе отражѐнным в
художественных произведениях;
 уважение к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране, обращая
внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственное воспитание:
 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного

выбора

с

оценкой

поведения

и

поступков

персонажей литературных произведений;
 готовность оценивать своѐ поведение и поступки, а также
поведение и поступки других людей с позиции нравственных и
правовых норм с учѐтом осознания последствий поступков;
 активное

неприятие

ответственность

асоциальных

личности

в

поступков,

условиях

свобода

и

индивидуального

и

общественного пространства.
Эстетическое воспитание:
 восприимчивость к

разным

видам

искусства, традициям и

творчеству своего и других народов, понимание эмоционального
воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных
произведений;
 осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
 понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;

 стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия:
 осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
 ответственное отношение к своему здоровью и установка на
здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических
правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная
физическая активность);
 осознание

последствий

и

неприятие

вредных

привычек

(употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда
для физического и психического здоровья, соблюдение правил
безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернетсреде в процессе школьного литературного образования;


способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальней шие цели;

 умение принимать себя и других, не осуждая;
 умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь
на примеры из литературных произведений;
 уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
 сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков
литературных героев.
Трудовое воспитание:
 установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной
направленности,

способность

инициировать,

планировать

и

самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
 интерес к практическому изучению профессий и труда различного

рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания и знакомства

с

деятельностью

героев на страницах

литературных произведений;
 осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной

профессиональной

деятельности

и

развитие

необходимых умений для этого;


готовность адаптироваться в профессиональной среде;

 уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том
числе

при

изучении

произведений

русского

фольклора

и

литературы;
 осознанный выбор и построение индивидуальной траектории
образования

и

жизненных

планов

с

учетом

личных

и

общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
 ориентация на применение знаний из социальных и естественных
наук для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
 повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
в том числе сформированное при знакомстве с литературными
произведениями, поднимающими экологические проблемы;
 осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
 готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
Ценность научного познания:
 ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,

природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно
прочитанные литературные произведения;
 овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира;
 овладение

основными

навыками

исследовательской

деятельности с учѐтом специфики школьного литературного
образования;
 установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и
стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и
коллективного благополучия.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
 освоение

обучающимися

социальных

ролей,

социального

соответствующих

опыта,

ведущей

основных
деятельности

возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью,
группы, сформированные по профессиональной деятельности, а
также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
 изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных
произведений;
 потребность во взаимодействии в условиях неопределѐнности,
открытость опыту и знаниям других;
 в

выявлении

и

связывании

образов,

необходимость

в

формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи,
понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее
неизвестных,

осознавать

дефициты

собственных

знаний

и

терминами

и

компетентностей, планировать своѐ развитие;
 умение

оперировать

основными

понятиями,

представлениями в области концепции устойчивого развития;
 анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
 оценивать свои действия с учѐтом влияния на окружающую среду,
достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
последствий;
 способность

осознавать

происходящие

изменения

стрессовую
и

их

ситуацию,

последствия,

оценивать

опираясь

на

жизненный и читательский опыт;
 воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер;
 оценивать

ситуацию

стресса,

корректировать

принимаемые

решения и действия;
 формулировать и оценивать риски и последствия, формировать
опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
 быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
1.

Овладение

универсальными

учебными

познавательными

действиями
Базовые логические действия:
 выявлять и характеризовать существенные признаки объектов
(художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и
явлений

(литературных

направлений,

этапов

историко-

литературного процесса);
 устанавливать

существенный

классифицировать

литературные

признак
объекты

классификации
по

и

существенному

признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения,
определять критерии проводимого анализа;
 с учѐтом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия

в

рассматриваемых

литературных

фактах

и

наблюдениях над текстом;


предлагать

критерии

для

выявления

закономерностей

и

противоречий с учѐтом учебной задачи;
 выявлять дефициты информации, данных, необходимых для
решения поставленной учебной задачи;
 выявлять

причинно-следственные

связи

при

изучении

литературных явлений и процессов;
 делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии;
 формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
 самостоятельно выбирать способ решения учебной

задачи при

работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учѐтом самостоятельно
выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
 использовать

вопросы

как

исследовательский

инструмент

познания в литературном образовании;
 формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие

между

реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
 формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
 составлять алгоритм действий и использовать его для решения
учебных задач;
 проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование

по

установлению

особенностей

литературного

объекта изучения, процессов, причинно-следственных связей и
зависимостей объектов между собой;
 оценивать
полученную

на применимость
в

ходе

и достоверность
лингвистического

информацию,
исследования

(эксперимента);
 самостоятельно

формулировать

обобщения

и

выводы

по

результатам проведѐнного наблюдения, исследования;
 владеть

инструментами

оценки

достоверности

полученных

выводов и обобщений;
 прогнозировать

возможное

дальнейшее

развитие

процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах, в том числе в литературных
произведениях.
Работа с информацией:
 применять различные методы, инструменты и запросы при поиске
и

отборе

литературной

и

другой

информации

с

учѐтом

предложенной учебной задачи и заданных критериев;
 выбирать,

анализировать,

систематизировать

интерпретировать,

литературную

и

обобщать

другую

и

информацию,

представленную в текстах, таблицах, схемах;
 использовать различные виды аудирования и чтения для оценки
текста

с

точки

зрения

достоверности

и

применимости

содержащейся в нѐм информации и усвоения необходимой
информации с целью решения учебных задач;
 использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации

информации

из

одного

или

нескольких

источников с учѐтом поставленных целей;
 находить

сходные

аргументы

(подтверждающие

или

опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных
информационных источниках;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
литературной и другой
таблица,

схема)

и

информации (текст, презентация,

иллюстрировать

решаемые

задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;
 оценивать надѐжность литературной и другой информации по
критериям, предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно;
 эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2.Овладение

универсальными

учебными

коммуникативными

действиями
Общение:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения;
 выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;


распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных

знаков,

конфликтных

знать

ситуаций,

и

находя

распознавать
аналогии

в

предпосылки
литературных

произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
 понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
 в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по
существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение учебной задачи и поддержание благожелательности
общения;
 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников
диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
 публично

представлять

результаты

выполненного

опыта

(литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
 самостоятельно выбирать формат выступления с учѐтом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов;

Совместная деятельность:
 использовать

преимущества

командной

(парной,

групповой,

коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной
проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении
поставленной задачи;
 принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно
строить

действия

по

еѐ

достижению:

распределять

роли,

договариваться, обсуждать процесс и результат совместной
работы;
 уметь обобщать мнения нескольких людей;
 проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться;
 планировать

организацию

совместной

работы

на

уроке

литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять
свою роль (с учѐтом предпочтений и возможностей всех
участников взаимодействия), распределять задачи между членами
команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);


выполнять свою часть работы, достигать качественного результата
по своему направлению, и координировать свои действия с
другими членами команды;

 оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия на литературных
занятиях;


сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды

в

достижение

результатов,

разделять

сферу

ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчѐта
перед группой.
3.Овладение универсальными регулятивными действиями

Самоорганизация:
 выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных
ситуациях;
 ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие
решения группой);
 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной задачи с учѐтом
имеющихся

ресурсов

и

собственных

возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений;
 самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
 делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
 владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
 давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план
еѐ изменения;
 предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
учебной

задачи,

и

адаптировать

решение

к

меняющимся

обстоятельствам;
 объяснять

причины

достижения

(недостижения)

результата

деятельности;
 понимать

причины

коммуникативных

неудач

и

уметь

предупреждать их, давать оценку приобретѐнному речевому
опыту и корректировать собственную речь с учѐтом целей и
условий общения;
 оценивать соответствие результата цели и условиям общения.
Эмоциональный интеллект:
 развивать способность управлять собственными эмоциями и

эмоциями других;
 выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и
намерения

другого

человека,

анализируя

примеры

из

литературных произведений;
 регулировать способ выражения собственных эмоций.
Принятие себя и других:
 осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
размышляя

над

взаимоотношениями

литературных

героев;
 признавать своѐ и чужое право на ошибку;
 принимать себя и других, не осуждая; проявлять
открытость;
 осознавать невозможность контролировать всѐ вокруг.
Предметные результаты
 Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность
литературы, осознавать еѐ роль в воспитании любви к Родине и
укреплении

единства

многонационального

народа

Российской

Федерации;
 понимать специфику литературы как вида словесного искусства,
выявлять отличия художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
 проводить смысловой и эстетический анализ произведений
фольклора и художественной литературы;
 воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать
прочитанное (с учѐтом литературного развития обучающихся),
понимать,

что

в

литературных

произведениях

отражена

художественная картина мира;
 анализировать произведение в единстве формы и содержания;
 определять тему, главную мысль и проблематику произведения,
его родовую и жанровую принадлежность;

 выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию,
учитывая художественные особенности произведения;
 характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные
характеристики, оценивать систему персонажей;
 определять особенности композиции и основной конфликт
произведения;
 объяснять своѐ понимание нравственно-философской, социальноисторической и эстетической проблематики произведений (с
учѐтом литературного развития обучающихся);
 выявлять

основные

особенности

языка

художественного

произведения, поэтической и прозаической речи;
 находить

основные

изобразительно-выразительные

средства,

характерные для творческой манеры писателя, определять их
художественные функции;
 понимать

сущность

и

теоретико-литературных
использовать

их

в

элементарные
понятий
процессе

и

смысловые

учиться

анализа

и

функции

самостоятельно
интерпретации

произведений, оформления собственных оценок и наблюдений:
 художественная литература и устное народное творчество;
 проза и поэзия;
 художественный образ;
 роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман,
послание, поэма, песня);
 форма и содержание литературного произведения;
 тема, идея, проблематика;
 пафос (героический, патриотический, гражданский и др.);
 сюжет, композиция, эпиграф;
 стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие
действия, кульминация, развязка;

 автор, повествователь, рассказчик, литературный герой
(персонаж), лирический герой, речевая характеристика
героя;
 портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь;
 юмор, ирония, сатира;
 эпитет, метафора, сравнение;
 олицетворение, гипербола;
 антитеза, аллегория;
 анафора;
 стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), ритм, рифма, строфа;
 выделять в произведениях элементы художественной формы и
обнаруживать связи между ними;
 сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей,
сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры,
художественные приѐмы, особенности языка;
 сопоставлять изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной

литературы

с

произведениями

других

видов

искусства (живопись, музыка, театр, кино);
 выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 9
поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учѐтом литературного развития,
индивидуальных особенностей обучающихся);
 пересказывать прочитанное произведение, используя различные виды
пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
 пересказывать сюжет и вычленять фабулу;
 участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении,
соотносить собственную позицию с позицией автора, давать

аргументированную оценку прочитанному;
 создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объѐмом не менее 150 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения;
 под руководством учителя учиться исправлять и редактировать
собственные письменные тексты;
 собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для
составления плана, таблицы, схемы, доклада, конспекта, аннотации,
эссе, литературно-творческой работы на самостоятельно или под
руководством

учителя

выбранную

литературную

или

публицистическую тему;
 самостоятельно интерпретировать и оценивать текстуально изученные
художественные произведения древнерусской, русской и зарубежной
литературы и современных авторов с использованием методов
смыслового чтения и эстетического анализа;
 понимать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы для самостоятельного познания мира,
развития собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
 планировать своѐ досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя и сверстников, в том числе за счѐт
произведений современной литературы для детей и подростков;
 участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или
исследовательской

деятельности

и

публично

представлять

полученные результаты;
 развивать умение

использовать

энциклопедии,

словари и

справочники, в том числе в электронной форме;
 самостоятельно

пользоваться

электронными

библиотеками

и

подбирать проверенные источники в интернет-библиотеках для
выполнения учебных задач, соблюдая правила информационной
безопасности.

Раздел III.
Содержание и тематическое планирование по темам и разделам с
учетом программы воспитания
7 класс
Литература как искусство слова
Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и
эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и
ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть,
дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.
Русский фольклор
Выражение

в

фольклоре

национальных

черт

характера.

Народное

представление о героическом.
Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Садко».

Былины как

героические

их

песни

эпического

характера,

своеобразие

ритмико-

мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах
исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная
система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы
богатырей.
Пословицы и поговорки.
Древнерусская литература
Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов:
любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер
древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха. Жанр и композиция «Поучения». Основы
христианской морали в «Поучении». Слава и честь родной земли, духовная
преемственность поколений как главные темы «Поучения».
«Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Жанр жития. Отражение в житии представления о нравственном эталоне.
М.В. Ломоносов

Знакомство с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, с его стихами,
реформой в языке
Отметить широту интересов поэта и учѐного; подчеркнуть особенности
характера, патриотизм, уверенность в будущем русской науки и еѐ творцов.
Г.Р. Державин
Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р. Державина, его сатирическими
произведениями.
А. С. Пушкин
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», отрывок из поэмы «Медный
всадник», отрывок из поэмы «Борис Годунов».
Повесть «Станционный смотритель».
Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». Образ повествователя.
Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.
М. Ю. Лермонтов
Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива», «Листок».
Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике
Лермонтова.
Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова».
Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема
власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в «Песне…».
Калашников

и

Кирибеевич:

сила

и

цельность

характеров

героев.

Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством.
Н. В. Гоголь
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос
повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и

Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца
и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности
изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии
характера.
И. С. Тургенев
Слово о писателе.
Рассказы: «Бирюк».
Отражение существенных черт русского национального характера в
рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической
детали. Мастерство пейзажа.
Ф. И. Тютчев
Слово о поэте.
Образная яркость и философская глубина лирики Тютчева. Размышления
поэта о тайнах мироздания, взаимоотношениях человека и природы. Тема
могущества и бессилия человека. Трагическое звучание темы любви.
Н. А. Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворения: «Тройка», «Размышления у парадного подъезда» . Отрывок
из поэмы «Русские женщины».
Народные

характеры

и

судьбы

в

стихотворениях

Некрасова.

Повествовательное начало в лирике Некрасова.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Слово о писателе.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Премудрый пескарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех
других сказок).
Особенности сюжетов и проблематики «сказок для детей изрядного
возраста». Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую
Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в

сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык.
Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках.
А. П. Чехов
Слово о писателе.
Рассказ «Хамелеон».
Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее
связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему.
Сатирический пафос произведения.
И. А. Бунин
Слово о писателе.
Рассказы: «Цифры», «Лапти».
Нравственный

смысл

произведения.

Выразительность

и

точность

художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина.
Художественное мастерство Бунина-прозаика.
Л. Н. Толстой
Слово о писателе.
Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).
Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение
внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема
детской открытости миру.
Стихи о родном крае
А.М. Горький «Детство»
В. В. Маяковский
Слово о поэте.
Стихотворения:

«Необычайное

приключение,

бывшее с

Владимиром

Маяковским летом на даче».
Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Представление поэта о
сущности творчества. Сатира в творчестве Маяковского. Мещанство как
социальная опасность Особенности поэтического языка Маяковского. Роль
рифмы.

Л.Н. Андреев
Л. Андреев «Кусака»
Познакомить с писателем, его интересам к простым, обездоленным людям,
отметить авторское сочувствие
ко всему живому, попытку раскрыть ценности, таящиеся внутри человека
А.П. Платонов
Рассказ «Юшка»
Знакомство с творчеством писателя, с героями и их трагической судьбой,
продолжить тему сочувствия и
Ф.А. Абрамов
Рассказ «О чѐм плачут лошади»
Е. И. Носов
Рассказы «Кукла», «Живое пламя».
Познакомиться с рассказами о бережном отношении к природе, о падении
нравственности.
Ю. П. Казаков
Рассказ «Тихое утро»
Познакомить с биографией, увлечениями,учѐбой; отметить мастерство в
изображении природы, в умении «взглянуть в душу человека и рассказать о
его переживаниях»
О. Генри
Рассказ «Дары волхвов»
Р.Д Брэдбери
«Каникулы»
Познакомить с писателем и его рассказом; отметить лицемерие героев, их
непримиримость; показать на примере рассказа, что такое сатира.

IV раздел
Тематическое планирование
7 КЛАСС
Наименование

Кол-

Основные направления воспитательной

Модуль воспитательной программы

темы

во

деятельности

«Школьный урок»

часов
1

Изображение
человека

1
в

Осознание важности труда человека, его позиции, Урок-дискуссия

«Роль

литературы

в

жизни

отношения к несовершенству мира и стремление человека»

литературе

к нравственному и эстетическому идеалу в
результате

чтения

художественных

произведений.
2

Устное

народное

7

творчество

Воспитание
к

уважительного

отношения Урок-игра «По страницам былин»

носителям лучших человеческих качеств:

трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.
3

Древнерусская

4

Осознание роли нравственных заветов предков.

Проект «Создание Поучения младшим»

2

Признание труда, деяний на благо Родины Конкурс выразительного чтения отрывка из оды

литература
4

5

Литература 18 века
Литература 19 века

31

важнейшей чертой гражданина.

Ломоносова

Формирование гражданской позиции и

Конкурс иллюстраций к «Песни о вещем Олеге»

национально-культурной идентичности

Проект

«Моѐ

любимое

стихотворение

(способности осознанного отнесения

Лермонтова»

себя к родной культуре), а также умению

Урок –путешествие «Запорожская Сечь»

воспринимать родную культуру в

Урок-презентация «сказки Салтыкова Щедрина»

контексте мировой.
6

Литература 20 века

13

Осознание внутренней сил, духовной красоты

Урок-конференция «Поэты-фронтовики»

человека. Воспитание негативного отношения к

Конкурс

равнодушию, бездуховности, безразличному

опаленные войной»

выразительного

чтения

«Строки,

отношению к окружающим людям, природе.
7

Зарубежная

2

литература

Развитие эстетического сознания через освоение Викторина по произведению о.Генри «Дары
художественного
творческой
характера
художественные

наследия

народов

деятельности
(способность
произведения,

разные этнокультурные традиции).
8

Итоговые уроки

2

Итого

66

мира, волхвов»

эстетического
понимать
отражающие

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022/2023
№
урока

Тема урока

Раздел 1: Введение. - 1 ч
1.
Литература как искусство слова.
Раздел 2: УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - 7 ч
Былины как героические песни эпического
2
характера.

КолДата по
во
плану
часов

1

02.09

1

06.09

7
Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
8
Пословицы и поговорки.
Раздел 3: ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА - 4 ч
9
Древнерусская литература.
Основы христианской морали в ―Поучении‖
10
Владимира Мономаха.

1
1

09.0913.09
16.0920.09
23.09
27.09

1

30.09

1

04.10

11-12 «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

2

07.1011.10

1

14.10

1

18.10

1

21.10

1

25.10

1
1

28.10
08.11

2

11.1115.11

1

18.11

1

22.11

1

25.11

3-4

Былина ―Вольга и Микула Селянинович‖

2

5-6

Былина «Садко».

2

Раздел 4: Литература 18 века - 2 ч
Знакомство с жизнью и деятельностью М.В.
13
Ломоносова, с его стихами, реформой в языке
Знакомство с жизнью и деятельностью Г.Р.
14
Державина, его сатирическими произведениями
Раздел 5: Литература XIX в. - 28 ч
15
Древнерусская литература.
А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный
16
всадник»
17
А. С. Пушкин. ―Песнь о вещем Олеге‖.
18
А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Борис Годунов»
Повесть А. С. Пушкина ―Станционный
19-20 смотритель‖. Образ Самсона Вырина и тема
―маленького человека‖.
Р./р. Сочинение на тему ―Взаимная ответственность
родителей и детей друг перед другом. ( По повести
21
А. С. Пушкина ―Станционный смотритель‖ и
жизненным впечатлениям.)‖.
22
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения
М. Ю. Лермонтов. Поэма ―Песня про царя Ивана
23
Васильевича, молодого опричника и удалого купца

Дата по
факту

24
25
26
27
28

Калашникова‖.
Н. В. Гоголь. Повесть ―Тарас Бульба‖.
Н. В. Гоголь. Повесть ―Тарас Бульба‖. Героикопатриотический пафос повести.
Н. В. Гоголь. Повесть ―Тарас Бульба‖. Остап и
Андрий, принцип контраста в изображении героев.
Н. В. Гоголь. Повесть ―Тарас Бульба‖. Трагизм
конфликта отца и сына. Столкновение любви и
долга в душах героев.
Тест по повести «Тарас Бульба»

1

29.11

1

02.12

1

06.12

1

09.12

1

29-30 И. С. Тургенев. Рассказы ―Бирюк‖

2

Ф. И. Тютчев. Стихотворения
Н. А. Некрасов. Стихотворения: ―Тройка‖,
32
―Размышления у парадного подъезд‖. Народные
характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова.
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».
33
Отрывок
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки ―Повесть о том,
как один мужик двух генералов прокормил‖.
34
Обличение нравственных пороков общества, сатира
на барскую Русь.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка ―Премудрый
35
пескарь‖. Обличение нравственных пороков
общества, сатира на барскую Русь.
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка ―Медведь на
36
воеводстве‖. Обличение нравственных пороков
общества, сатира на барскую Русь.
А. П. Чехов. Рассказ ―Хамелеон‖. Сатирический
37-38
пафос произведения.
39
И.А. Бунин. Рассказ «Цифры»
И.А.Бунин. Рассказ «Лапти». Нравственный смысл
40
произведения
Л.Н. Толстой. Повесть ―Детство‖. Изображение
41-42
внутреннего мира подростка.
Раздел 6: Литература 20 века - 14 ч
В. В. Маяковский. Стихотворения: ―Необычайное
43
приключение, бывшее с Владимиром Маяковским
летом на даче‖, ― Хорошее отношение к лошадям‖.
44
Л.Н. Андреев «Кусака»
А.П. Платонов «Юшка», Вечные нравственные
45-46
ценности.

1

13.12
16.1220.12
23.12

1

27.12

1

10.01

1

13.01

1

17.01

1

20.01

47-48 А.Т. Твардовский. Лирика

2

31

49
50

Час мужества
Ф.А. Абрамов «О чѐм плачут лошади»

1

24.0127.01
31.01

1

03.02

2

07.0210.02

1

14.02

1

17.02
21.0228.02
03.0310.03
14.03
17.03

2

2

1
1

51
52
53

Е. И. Носов «Кукла»
Е. И. Носов «Живое пламя»
Ю. П. Казаков «Тихое утро»

54-56 Стихи о родной природе «Тихая моя родина»

1
1
1
3

21.03
24.03
04.04
07.04
11.04
14.04

Раздел 7: Зарубежная литература - 3 ч
57-58 О. Генри «Дары волхвов»

2

59-60 Р.Д Брэдбери «Каникулы»

2

Раздел 8: Итоговые уроки - 2 ч
61
Р.Д. Брэдбэри «Каникулы»
62
Итоговый урок
63
Итоговая проверочная работа за курс 7 класса
64
Анализ проверочной работы.
Общий обзор творчества бурятских писателей –
65
детям.
66
Резервный урок

18.04
21.04
25.04
28.04

1
1
1
1

02.05
05.05
12.05
16.05

1

19.05

1

23.05

7 КЛАСС
Наименование

Кол-

Основные направления воспитательной

Модуль воспитательной программы

темы

во

деятельности

«Школьный урок»

часов
1

Изображение
человека

1
в

Осознание важности труда человека, его позиции, Урок-дискуссия

«Роль

литературы

в

жизни

отношения к несовершенству мира и стремление человека»

литературе

к нравственному и эстетическому идеалу в
результате

чтения

художественных

произведений.
2

Устное

народное

7

творчество

Воспитание
к

уважительного

отношения Урок-игра «По страницам былин»

носителям лучших человеческих качеств:

трудолюбие, мастерство, чувство собственного
достоинства, доброта, щедрость, физическая сила.
3

Древнерусская

4

Осознание роли нравственных заветов предков.

Проект «Создание Поучения младшим»

2

Признание труда, деяний на благо Родины Конкурс выразительного чтения отрывка из оды

литература
4

5

Литература 18 века
Литература 19 века

31

важнейшей чертой гражданина.

Ломоносова

Формирование гражданской позиции и

Конкурс иллюстраций к «Песни о вещем Олеге»

национально-культурной идентичности

Проект

(способности осознанного отнесения

Лермонтова»

себя к родной культуре), а также умению

Урок –путешествие «Запорожская Сечь»

воспринимать родную культуру в

Урок-презентация «сказки Салтыкова Щедрина»

«Моѐ

любимое

стихотворение

контексте мировой.
6

Литература 20 века

13

Осознание внутренней сил, духовной красоты

Урок-конференция «Поэты-фронтовики»

человека. Воспитание негативного отношения к

Конкурс

равнодушию, бездуховности, безразличному

опаленные войной»

выразительного

чтения

«Строки,

отношению к окружающим людям, природе.
7

Зарубежная

2

литература

Развитие эстетического сознания через освоение Викторина
художественного
творческой
характера
художественные

наследия

народов

деятельности
(способность
произведения,

разные этнокультурные традиции).
8

Итоговые уроки

2

Итого

66

мира, волхвов»

эстетического
понимать
отражающие

по

произведению

о.генри

«Дары


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».