Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Технология» базового уровня для учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы под ред. Е.А.Лутцева, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении Федеральных государственных стандартов начального общего образования» и других документов. Цели: • воспитание гражданина и патриота; • успешная социализация обучающихся; • формирование у них функциональной грамотности освоения культурологических и на базе конструкторско- технологическихзнаний(орукотворноммиреиобщихправилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представленныхвсодержанииучебногопредмета Задачи: • формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культурычеловека; • становлениеэлементарныхбазовыхзнанийипредставленийо предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся исовременныхпроизводствахипрофессиях; • формированиеосновчертѐжно-графическойграмотности,умения работать с простейшей технологической документацией(рисунок,чертѐж,эскиз,схема); • формирование элементарных знаний и представлений о различныхматериалах,технологияхихобработкиисоответствующих умений На изучение предмета «Русский язык» во 2-4 – х классах в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. С учѐтом календаря на 2022– 2023 учебный год: во 2-ом классе – 34 часа в 3-ем классе -34 часа в 4-ом классе –33 урока Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ: • Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки – путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины, интеллектуальные групповую и марафоны, парную уроки-исследования, работу), которые фронтальную, позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания. • Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока. • Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям, к прекрасному, к природе, к родному краю. • Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся.. • Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения. • Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии: культуроохранные; культуротворческие; исследовательские; проектные; этнокультурные; социозащитные; технология развития целостного восприятия и мышления; технология развития чувствования; технология развития мотивации; технология развития личности; технология развития группы; технология развития ресурса успеха. Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный. Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует: освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития; развитию эффективного общения; развитию управленческих способностей; формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов; приобретению социокультурного опыта. В программе предусмотрено изучение государственной символики и национально-регионального компонента. Раздел II. Планируемые результаты. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные результаты освоения рабочей программы по технологии достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотическое воспитание: • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях; Эстетическое воспитание: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни Трудовое воспитание: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе Экологическое воспитание: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы стекстами; • неприятие действий, приносящих ей вред;научное познание: • первоначальные представления о научной картине мира (в том числепервоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия: Базовые логические действия: • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать (частеречная основания принадлежность, для сравнения грамматический языковых признак, единиц лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Самоорганизация: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических поставленной ошибок; учебной — соотносить задачей по результат выделению, деятельности с характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты 2 класс обучающийся научится: • понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая») карта, «чертѐж», «эскиз», «линии чертежа», «развѐртка», «макет», «модель», «технология», «технологическиеоперации»,«способыобработки»ииспользовать ихвпрактическойдеятельности; • выполнятьзаданияпосамостоятельносоставленномуплану; • распознаватьэлементарныеобщиеправиласозданиярукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность— симметрия,асимметрия,равновесие);наблюдатьгармониюпредметов иокружающейсреды;называтьхарактерные особенности изученных видов декоративно-прикладногоискусства; • выделять, называть и применять изученные общие правиласоздания рукотворного мира в своей предметнотворческойдеятельности; • самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы,убиратьрабочееместо; • анализировать задание/образец по предложенным вопросам,памятке или инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с опорой на инструкционную (технологическую)карту; • самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы; исследовать свойства новых изучаемых материалов (толстыйкартон,натуральныеткани,нитки,проволокаидр); • читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура и надреза, линия выносная и размерная,линиясгиба,линиясимметрии); • выполнять экономную разметку прямоугольника (от двухпрямых углов и одного прямого угла) с помощью чертѐжныхинструментов (линейки, угольника) с опорой на простейшийчертѐж(эскиз);чертитьокружностьспомощьюциркуля ; • выполнять биговку; • выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной геометрической формы и разметку деталей кроя натканипонему/ней; • оформлятьизделияисоединятьдеталиосвоеннымиручнымистрочк ами; • понимать смысл понятия «развѐртка» (трѐхмерного предмета); соотносить объѐмную конструкцию с изображениями еѐразвѐртки; • отличать макет от модели, строить трѐхмерный макет из готовойразвѐртки; • определять неподвижный и подвижный способ соединениядеталей и выполнять подвижное и неподвижное соединенияизвестнымиспособами; • конструировать и моделировать изделия из различных материаловпомодели,простейшемучертежуилиэскизу; • решатьнесложныеконструкторско-технологическиезадачи; • применять освоенные знания и практические умения (технологические,графические,конструкторские)всамостоятельн ойинтеллектуальнойипрактическойдеятельности; • делать выбор, какое мнение принять — своѐ или другое, высказанноевходеобсуждения; • выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество; • пониматьособенностипроектнойдеятельности,осуществлятьподрук оводствомучителяэлементарнуюпроектнуюдеятельность в малых группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрироватьготовыйпродукт; • называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания 3 класс Обучающийся научится: • понимать смысл понятий «чертѐж развѐртки», «канцелярскийнож»,«шило»,«искусственныйматериал»; • выделятьиназыватьхарактерныеособенностиизученныхвидов декоративно-прикладного искусства, профессии мастеровприкладногоискусства(врамкахизученного); • узнавать и называть по характерным особенностям образцовили по описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла; • называть и описывать свойства наиболее распространѐнныхизучаемых искусственных и синтетических материалов (бумага,металлы,текстильидр); • читатьчертѐж развѐртки и выполнять разметку развѐртокспомощьючертѐжныхинструментов(линейка,угольник,ци ркуль); • узнаватьиназыватьлиниичертежа(осеваяицентровая); • безопаснопользоватьсяканцелярскимножом,шилом; • выполнятьрицовку; • выполнять соединение деталей и отделку изделия освоеннымиручнымистрочками; • решать простейшие задачи технико-технологического характера по изменению вида и способа соединения деталей: надостраивание, придание новых свойств конструкции в соответствии с новыми/дополненными требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении изделий • в соответствии с технической или декоративнохудожественнойзадачей; • понимать технологический и практический смысл различныхвидовсоединенийвтехническихобъектах,простейшиес пособы достижения прочности конструкций; использоватьихприрешениипростейшихконструкторскихзадач; • конструировать и моделировать изделия из разных материалов и наборов «Конструктор» по заданным техническим, технологическимидекоративно-художественнымусловиям; • изменятьконструкциюизделияпозаданнымусловиям; • выбирать способ соединения и соединительный материал взависимостиоттребованийконструкции; • называтьнескольковидовинформационныхтехнологийисоответству ющих способов передачи информации (из реальногоокруженияучащихся); • пониматьназначениеосновныхустройствперсональногокомпьютера дляввода,выводаиобработкиинформации; • выполнять основные правила безопасной работы на компьютере; • использоватьвозможностикомпьютераиинформационнокоммуникационных технологий для поиска необходимойинформации при выполнении обучающих, творческих и проектныхзаданий; • выполнять проектные задания в соответствии с содержаниемизученного материала на основе полученных знаний и умений 4 класс обучающийся научится • формировать общее представление о мире профессий, их социальномзначении;отворчествеитворческихпрофессиях,омировы хдостижениях в области техники и искусства(врамкахизученного),онаиболеезначимыхокружающихпр оизводствах; • наосновеанализазаданиясамостоятельноорганизовыватьрабочее место в зависимости от вида работы, осуществлятьпланированиетрудовогопроцесса; • самостоятельно планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную(технологическую) карту или творческий замысел; при необходимостивноситькоррективыввыполняемыедействия; пониматьэлементарныеосновыбытовойкультуры,выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступныевидыдомашнеготруда; • выполнять более сложные виды работ и приѐмы обработкиразличных материалов (например, плетение, шитьѐ и вышивание, тиснение по фольге и пр ), комбинировать различныеспособы в зависимости и от поставленной задачи; оформлятьизделияисоединятьдеталиосвоеннымиручнымистрочкам и; • выполнять символические действия моделирования, пониматьисоздаватьпростейшиевидытехническойдокументации (чертѐж развѐртки, эскиз, технический рисунок, схему)ивыполнятьпонейработу; • решатьпростейшиезадачирационализаторского характерапо изменению конструкции изделия: на достраивание, приданиеновыхсвойствконструкциивсвязисизменениемфункциона льногоназначенияизделия; • наосновеусвоенныхправилдизайнарешатьпростейшиехудожествен но-конструкторскиезадачипосозданиюизделийсзаданнойфункцией; • создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикациисиспользованиемизображенийнаэкранекомпьютера; оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета шрифта,выравниваниеабзаца); • работатьсдоступнойинформацией;работатьвпрограммахWord,Po werPoint; • решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный замысел, осуществлять выбор средств и способовегопрактическоговоплощения,аргументированнопредстав лятьпродуктпроектнойдеятельности; • осуществлять сотрудничество в различных видах совместнойдеятельности;предлагатьидеидляобсуждения,уважите льно относиться к мнению товарищей, договариваться; участвовать в распределении ролей, координировать собственнуюработувобщемпроцессе; Оценка информации. Ученик научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Ученик получит возможность научиться: • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; • в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Ученик научится: • использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; Ученик получит возможность научиться: • выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. Ученик научится: • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию; • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; • набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете; • сканировать рисунки и тексты. Ученик получит возможность научиться: • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Ученик научится: • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты); • писывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; • редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; заполнять учебные базы данных. Ученик получит возможность научиться: • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; • составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; • критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Ученик научится: • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; • создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; • пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Ученик получит возможность научиться: • представлять данные; -создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Ученик научится: • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; строить программы для компьютерного исполнителя использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. с Ученик получит возможность научиться: • проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. Раздел III. Содержание предмета «Русский язык» 2 класс № 1 Наименование разделов Технология ручной обработки Всего Практ. часов часть Форма контроля 12 ч Экск. – 2 пров./р 7ч Экск. – 1, пров./р 6ч Экск. – 1 пров./р 9ч Исслед- 1 пров./р 34 5 материалов. Элементы графической грамоты 2 Конструирование и моделирование 3 Техника. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) 4 Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание Итого: 4 3 класс № 1 Наименование разделов Человек - строитель, созидатель, Всего Практ. Форма контроля часов часть 17 Экск. – 2 пров./р творец. Преобразование сырья и материалов 2 Преобразование энергии сил природы 10 Экск. – 1, пров./р 3 Информация и еѐ преобразование 3 Экск. – 1 пров./р 4 Великие изобретения человека 4 Исслед. – пров./р 2 Итого: 33 6 4 4 класс № Наименование разделов Всего Практ. часов часть Форма контроля 1 Человек в мире техники - 10 ч 9 Экск. – 2 пров./р - 1 2 Современное производство - 4 Экск. – 1, пров./р - 1 3 Материалы для современного 3 Экск. – 1 пров./р - 1 6 Исслед. – пров./р - 1 производства - 3 ч 4 Жилище человека - 6 ч 1 5 Дизайн - 11 ч 11 Итого: 33 Исслед. -1 пров./р - 1 8 5 Раздел IV Тематическое планирование 2 класс № 1 Наименование темы Общекультурные и Кол -во Основные направления Модуль воспитательной программы часов воспитательной деятельности «Школьный урок» 8 1. Воспитание нравственных и правовых качеств: Урок – конференция общетрудовые гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности Урок- игра компетенции. Основы за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на Урок – экскурсия культуры труда, улице; самообслуживание. 2. осознание своих прав и обязанностей; овладение этическими нормами поведения человека в обществе. 3. формирование привычки к труду, практических умений и навыков; 4. понимание необходимости труда, как для общества, так и для полноценной, достойной жизни самого человека. 5. формирование потребности в профессиональном самоопределении и последующем совершенствовании. 2 Технология ручной Соблюдение правил техники безопасной работы с Урок-игра обработки материалов. ножницами и клеем. Осваивание умения работать в Урок-викторина Элементы графической группе — изготовление отдельных детали композиции и Урок-выставка грамоты. объединять их в единую композицию. Оценивание 12 результатов своей деятельности (качество изделия: степень соответствия образцу, аккуратность, оригинальность оформления и пр.) Осваивание умений договариваться и помогать одноклассникам в совместной работе. Осмысливание своего эмоционального состояния от работы, сделанной для себя и других. Осмысливание необходимости бережного отношения к окружающему природному и материальному 3 Конструирование и моделирование – 6 Формирование умения оценивать результат своей Урок-исследование деятельности (качество изделия). Осмысление Урок-конструирование необходимости бережного отношения к окружающему Урок-презентация материальному пространству. Осознание необходимости уважительного отношения к людям разного труда. Осваивание умения помогать друг другу в совместной работе. 4 Техника. Практика пользоваться компьютером для поиска и Видео-урок работы на компьютере воспроизведения необходимой информации; Урок – онлайн экскурсия (использование пользоваться компьютером для решения доступных Урок-презентация информационных учебных задач с простыми информационными 7 объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). Раздел IV Тематическое планирование 3 класс № Наименование Кол - Основные направления Модуль воспитательной программы темы во воспитательной деятельности «Школьный урок» часов 1 Человек - 17 Осознание рукотворного мира как результата труда человека. Урок-игра строитель, Оценка разнообразия предметов рукотворного мира созидатель, творец. (архитектура, техника, предметы быта и декоративно- Урок-практикум Преобразование прикладного искусства и т. д.). Урок-путешествие сырья и Воспитание интереса к истории костюма, культуры народов Урок-защита проектов материалов России и мира, видам аксессуаров одежды, ее отделкой Урок-ярмарка вышивкой. Привлечение внимания к профессиям людей, в которых используются специальные костюмы. Формирование культуры внешнего вида через знакомство с историей школьной формы, ее назначении, обсуждение требований к форме (удобство, эстетичность, фасоны, материалы). Осуществление сотрудничества в малой группе, умения договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. Воспитание интереса к истории художественной техники декупажа. 2 10 Наблюдение за предметами окружающего мира, связями Урок-презентация Преобразование человека с природой и предметным миром. энергии сил Соблюдение техники безопасности при работе с Урок-экскурсия природы инструментами. Урок изобретательства Формирование представлений о многообразии растений. Урок-практикум Осмысление необходимости бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, окружающему материальному пространству. Оценка результатов своей деятельности. Осмысливание необходимости бережного отношения к окружающей природе, к труду мастеров. Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в совместной работе. 3 Информация и ее 3 Формирование представлений о трудовой деятельности и ее Урок-конференция значении в жизни человека. Воспитание экологически преобразование разумного отношения к природным ресурсам. Урок-путешествие Развитие интереса к историческим традициям своего края и России. Воспитание самостоятельного наблюдения и сравнения художественно-конструкторских особенностей различных изделий. Осознание книги (письменность) как древнейшей информационной технологии. 4 Формироватьумение пользоваться компьютером для поиска и Видео – урок о появлении компьютера изобретения воспроизведения необходимой информации; Урок с дидактической игрой по теме: человека пользоваться компьютером для решения доступных учебных «Изобретение колеса» Великие 4 задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). Урок-исторический обзор по теме: «Изобретение Формировать положительную нравственную оценку телескопа и микроскопа» деятельности великих ученых во имя науки, прогресса. Прививать интерес к изучению школьных предметов как основ научных знаний. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, свой народ. Формировать элементарные общих правил создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Воспитание интереса к с культурному наследию. Раздел IV Тематическое планирование 4 класс № Наименование Кол - Основные направления Модуль воспитательной программы темы во воспитательной деятельности «Школьный урок» часов 1 Человек в мире техники 10 Формирование умения пользоваться компьютером для поиска Видео-урок и воспроизведения необходимой информации; пользоваться компьютером для решения доступных учебных Урок-практикум задач с простыми информационными объектами (текстом, рисунками, доступными электронными ресурсами). Урок-заочное путешествие Привлечение внимания к профессиям людей, которые работают на компьютере. Осуществление сотрудничества в Урок-защита проектов малой группе, умения договариваться, помогать друг другу в совместной работе, исполнять разные социальные роли. Воспитание интереса к работе с компьютером 2 Современное 4 Наблюдение за предметами окружающего мира, связями Урок-презентация человека с природой и предметным миром. производство Соблюдение техники безопасности при работе с Урок-экскурсия инструментами. Формирование представлений о многообразии растений. Урок изобретательства Осмысление необходимости бережного отношения к природе как источнику сырьевых ресурсов, окружающему Урок-практикум материальному пространству. Оценка результатов своей деятельности. Осмысливание необходимости бережного отношения к окружающей природе, к труду мастеров. Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в совместной работе. 3 Материалы для 3 Формирование представлений о трудовой деятельности и ее современного значении в жизни человека. Воспитание экологически производства разумного отношения к природным ресурсам. Развитие интереса к историческим традициям своего края и России. Урок-пресс-конференция Урок-путешествие Воспитание самостоятельного наблюдения и сравнения художественно-конструкторских особенностей различных изделий. Осознание книги (письменность) как древнейшей информационной технологии. 4 Жилище человека 6 Прививать интерес к изучению школьных предметов как Урок с дидактической игрой основ научных знаний. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, Урок -обзор свой народ. Урок-презентация Формировать элементарные общих правил создания предметов жилища (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Воспитание интереса к культурному наследию. 5 Дизайн 11 Формировать умение конструировать эстетические свойства Видео-урок окружающего нас предметного мира. Урок-изобретательства Воспитывать умение видеть красоту, простоту изготовления. Урок-выставка Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023 2 класс дата № Количе уро ство По часов плану ка Тема урока Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. 9 ч. 1 Приспособление первобытного человека к окружающей 1 05.09 среде. 2 Ремѐсла и ремесленники. Ремесла народов Бурятии. 1 12.09 3 Профессии ремесленников. Разделение труда. 1 19.09 4 Свойства материалов. 1 26.09 5 Назначение инструментов 1 06.10 6 Введение в проектную деятельность. Замысел. 1 13.10 7 Введение в проектную деятельность. Конструкция 1 20.10 1 27.10 1 10.11 изделия. 8 Введение в проектную деятельность. Композиция. Проект «Моя Бурятия» II четверть 9 Введение в проектную деятельность. Симметрично и несимметрично. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. 12 ч. 10 Технологические операции. 1 17.11 11 Технологическая операция. Разметка деталей. 1 24.11 12 Отделение детали от заготовки. 1 01.12 13 Сборка изделия. Изготовление семейской народной 1 08.12 игрушки – тряпичной куклы. 14 Отделка изделия. 1 15.12 15 Новогодний проект. 1 22.12 16 Разметка с помощью чертѐжных инструментов(линейка). 1 29.12 1 12.01 III четверть 17 Линии чертежа. Чертѐж. Чтение чертежа. Факт. 18 Разметка прямоугольника от двух прямых углов. 1 19.01 19 Разметка прямоугольника от одного прямого угла. 1 26.01 20 Разметка прямоугольника с помощью угольника. 1 02.02 21 Циркуль. Разметка деталей циркулем. 1 09.02 Конструирование и моделирование. 7 ч. 22 Радиус окружности. Чертѐж окружности. 1 16.02 23 Коллективный проект "Сказки". Изготовление героев 1 02.03 бурятской сказки «Мальчик и волк». 24 Происхождение натуральных тканей и их свойства. 1 09.03 25 Изготовление натуральных тканей. 1 16.03 26 Технологические операции обработки ткани. 1 23.03 Изготовление тряпичной игрушки , характерной для армян, проживающих на территории Бурятии. IV четверть 27 Технология изготовления швейных изделий. 1 06.04 28 Строчка прямого стежка. Разметка строчек. 1 13.04 Техника. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий) 6 ч 29 Транспортные средства. Макеты и модели. 1 20.04 30 Виды соединения деталей конструкции. 1 27.04 31 Техника в жизни человека. Транспорт. История развития 1 04.05 транспорта. 32 Техника в жизни человека. История развития транспорта. 1 11.05 33 Техника в жизни человека. Транспорт. История развития 1 18.05 1 25.05 транспорта в Бурятии. 34 Техника в жизни человека. Транспорт. История развития транспорта. Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023 3 класс № Количе уро ство ка Тема урока часов дата По плану Факт. 1 четверть - 8 часов Человек - строитель, созидатель, творец 1 Зеркало времени 1 08.09 2 Постройки Древней Руси 1 15.09 3 Колокольня Ивана Великого 1 22.09 4 Плоские фигуры и объемные формы 1 29.09 Тульский кремль 1 06.10 Изготовляем объемные формы 1 13.10 5 6 Изобретение русской избы 20.10 7 Изготовление юрты 8 Технология строительства избы и ее устройство 1 27.10 9 Доброе мастерство 1 10.11 10 Разные времена - разная одежда 1 17.11 11 Русский костюм, Бурятский национальный костюм 1 24.11 12 Какие бывают ткани 1 01.12 13 Застежки и отделка одежды 1 08.12 14 От замысла - к результату: семь технологических задач 1 15.12 15 Живая красота. Красота родного края 1 22.12 1 Выращивание комнатных цветов из черенка делением 16 куста и отпрысками 29.12 1 Размножение растения делением куста. Когда растение 17 просит о помощи 12.01 1 Преобразование энергии сил природы 18 Человек и стихии природы 1 19.01 19 Огонь работает на человека 1 26.01 20 Русская печь 1 02.02 21 Главный металл. "Огенные" профессии 1 09.02 22 Ветер работает на человека 1 16.02 23 Устройство передаточного механизма 1 02.03 24 Вода работает на человека 1 09.03 25 Водяные двигатели 1 16.03 26 Паровые двигатели 1 23.03 Получение и использование электричества История развития трамвая в Бурятии. 27 06.04 1 Информация и ее преобразование 28 Какая бывая информация? 1 13.04 29 Книга - источник информации 1 20.04 30 Изобретение бумаги 1 27.04 Великие изобретения человека 31 Изобретение компьютера 1 04.05 32 Работа на компьютере. Изобретение колеса, часов 1 11.05 33 Изобретение телескопа и микроскопа 1 18.05 34 Резервный урок 1 25.05 Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023 4 класс № урока КолТема урока во часов Дата по Дата по плану факту Раздел 1: Человек в мире техники - 10 ч 1 Мой помощник компьютер 1 09.09 2 Что умеют компьютеры 1 16.09 3 Создание документа (практикум). 1 23.09 4 Форматирование текста (практикум). 1 30.09 5 Вставка рисунка в документ (практикум). 1 07.10 6 Создание таблиц (практикум). 1 14.10 7 Компьютерная презентация (практикум). 1 21.10 1 28.10 1 11.11 8 9 Вставка рисунков, фотографий. Достопримечательности г. Улан-Удэ. Урок обобщения в форме теста. Раздел 2: Современное производство - 4 ч 10 Штучное и массовое производство. 1 18.11 11 Быстрее, больше. 1 25.11 12 Как делают автомобили. 1 02.12 13 Контрольные вопросы по пройденным темам. 1 09.12 1 16.12 Раздел 3: Материалы для современного производства - 3 ч 14 Черное золото. Практическая работа. Нефть-богатство нашей Родины. 15 Изделие из вторсырья. 1 23.12 16 Природа в опасности. Охрана родного края. 1 3.01 Раздел 4: Жилище человека - 6 ч 17 О чем рассказывает дом 1 20.01 18 Дом для семьи. 1 27.01 19 В доме. 1 03.02 20 Как дом стал небоскребом. 1 10.02 21 Какие бывают города. Москва-столица нашей Родины. 1 17.02 22 Города будущего 1 24.02 1 03.03 Раздел 5: Дизайн - 11 ч 23 Что такое дизайн 24 Дизайн техники. 1 10.03 25 Дизайн техники 1 17.03 26 Дизайн рекламной продукции. 1 24.03 27 Дизайн интерьера 1 07.04 28 Дизайн интерьера. 1 14.04 29 Дизайн одежды. 1 21.04 30 Дизайн одежды. Мини проект 1 28.04 31 Аксессуары в одежде. Бурятские мотивы в одежде. 1 05.05 32 Аксессуары в одежде 1 12.05 33 Будущее начинается сегодня. 1 19.05