Технология 2-4 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Технология» базового уровня

для

учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы под ред.
Е.А.Лутцева, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении Федеральных
государственных стандартов начального общего образования»

и других

документов.
Цели:
• воспитание гражданина и патриота;
• успешная социализация обучающихся;
• формирование у них функциональной грамотности
освоения

культурологических

и

на базе

конструкторско-

технологическихзнаний(орукотворноммиреиобщихправилах его
создания в рамках исторически меняющихся технологий) и
соответствующих

им

практических

умений,

представленныхвсодержанииучебногопредмета
Задачи:
• формирование общих представлений о культуре и организации
трудовой деятельности как важной части общей культурычеловека;
• становлениеэлементарныхбазовыхзнанийипредставленийо
предметном (рукотворном) мире как результате деятельности
человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и
технологиях

создания,

исторически

развивающихся

исовременныхпроизводствахипрофессиях;
• формированиеосновчертѐжно-графическойграмотности,умения
работать

с

простейшей

технологической

документацией(рисунок,чертѐж,эскиз,схема);
• формирование

элементарных

знаний

и

представлений

о

различныхматериалах,технологияхихобработкиисоответствующих
умений

На изучение предмета «Русский язык» во 2-4 – х классах в учебном плане
школы отводится 1 час в неделю.

С учѐтом календаря на 2022– 2023

учебный год:
во 2-ом классе – 34 часа
в 3-ем классе -34 часа
в 4-ом классе –33 урока
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
• Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки –
путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины,
интеллектуальные
групповую

и

марафоны,
парную

уроки-исследования,

работу),

которые

фронтальную,

позволят

усилить

доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и
приобретать знания.
• Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к
получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время
урока.
• Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют
кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям, к
прекрасному, к природе, к родному краю.
• Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся..
• Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные
результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.

• Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать
школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного
выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания
своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:


культуроохранные;



культуротворческие;



исследовательские;



проектные;



этнокультурные;



социозащитные;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.
Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование

активных

форм

работы

является

важным

условием

превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.
Раздел II.
Планируемые результаты.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты освоения рабочей программы по технологии
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том
числе в части:
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
• осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;
• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
• уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в художественных произведениях;
Эстетическое воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
Ценности научного познания:
• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении

норм

речевого

этикета

и

правил

общения;

трудового

воспитания: — осознание ценности труда в жизни
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе
Экологическое воспитание:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы
стекстами;
• неприятие действий, приносящих ей вред;научное познание:

• первоначальные

представления

о

научной

картине

мира

(в

том

числепервоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира);
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
Базовые логические действия:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты),

устанавливать

(частеречная

основания

принадлежность,

для

сравнения

грамматический

языковых

признак,

единиц

лексическое

значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток
информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
• устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);

• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведѐнного

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;

• признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических
поставленной

ошибок;

учебной

—

соотносить

задачей

по

результат

выделению,

деятельности

с

характеристике,

использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;

• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою
часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные
проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
2 класс
обучающийся научится:
• понимать смысл понятий «инструкционная» («технологическая»)
карта, «чертѐж», «эскиз», «линии чертежа», «развѐртка»,
«макет», «модель», «технология»,
«технологическиеоперации»,«способыобработки»ииспользовать
ихвпрактическойдеятельности;
• выполнятьзаданияпосамостоятельносоставленномуплану;
• распознаватьэлементарныеобщиеправиласозданиярукотворного
мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность—
симметрия,асимметрия,равновесие);наблюдатьгармониюпредметов
иокружающейсреды;называтьхарактерные особенности изученных
видов декоративно-прикладногоискусства;
• выделять, называть и применять изученные общие
правиласоздания рукотворного мира в своей предметнотворческойдеятельности;
• самостоятельно готовить рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время
работы,убиратьрабочееместо;
• анализировать задание/образец по предложенным
вопросам,памятке или инструкции, самостоятельно выполнять

доступные задания с опорой на инструкционную
(технологическую)карту;
• самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы;
исследовать свойства новых изучаемых материалов
(толстыйкартон,натуральныеткани,нитки,проволокаидр);
• читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа
(линия контура и надреза, линия выносная и
размерная,линиясгиба,линиясимметрии);
• выполнять экономную разметку прямоугольника (от
двухпрямых углов и одного прямого угла) с помощью
чертѐжныхинструментов (линейки, угольника) с опорой на
простейшийчертѐж(эскиз);чертитьокружностьспомощьюциркуля
;
• выполнять биговку;
• выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя
натканипонему/ней;
• оформлятьизделияисоединятьдеталиосвоеннымиручнымистрочк
ами;
• понимать смысл понятия «развѐртка» (трѐхмерного предмета);
соотносить объѐмную конструкцию с изображениями еѐразвѐртки;
• отличать макет от модели, строить трѐхмерный макет из
готовойразвѐртки;
• определять неподвижный и подвижный способ соединениядеталей
и выполнять подвижное и неподвижное
соединенияизвестнымиспособами;
• конструировать и моделировать изделия из различных
материаловпомодели,простейшемучертежуилиэскизу;
• решатьнесложныеконструкторско-технологическиезадачи;
• применять освоенные знания и практические умения

(технологические,графические,конструкторские)всамостоятельн
ойинтеллектуальнойипрактическойдеятельности;
• делать выбор, какое мнение принять — своѐ или другое,
высказанноевходеобсуждения;
• выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
• пониматьособенностипроектнойдеятельности,осуществлятьподрук
оводствомучителяэлементарнуюпроектнуюдеятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации,
воплощать его в продукте, демонстрироватьготовыйпродукт;
• называть профессии людей, работающих в сфере обслуживания
3 класс
Обучающийся научится:
• понимать смысл понятий «чертѐж развѐртки»,
«канцелярскийнож»,«шило»,«искусственныйматериал»;
• выделятьиназыватьхарактерныеособенностиизученныхвидов
декоративно-прикладного искусства, профессии
мастеровприкладногоискусства(врамкахизученного);
• узнавать и называть по характерным особенностям образцовили по
описанию изученные и распространѐнные в крае ремѐсла;
• называть и описывать свойства наиболее
распространѐнныхизучаемых искусственных и синтетических
материалов (бумага,металлы,текстильидр);
• читатьчертѐж развѐртки и выполнять разметку
развѐртокспомощьючертѐжныхинструментов(линейка,угольник,ци
ркуль);
• узнаватьиназыватьлиниичертежа(осеваяицентровая);
• безопаснопользоватьсяканцелярскимножом,шилом;
• выполнятьрицовку;
• выполнять соединение деталей и отделку изделия
освоеннымиручнымистрочками;

• решать простейшие задачи технико-технологического характера по
изменению вида и способа соединения деталей: надостраивание,
придание новых свойств конструкции в соответствии с
новыми/дополненными требованиями; использовать
комбинированные техники при изготовлении изделий
• в соответствии с технической или декоративнохудожественнойзадачей;
• понимать технологический и практический смысл
различныхвидовсоединенийвтехническихобъектах,простейшиес
пособы достижения прочности конструкций;
использоватьихприрешениипростейшихконструкторскихзадач;
• конструировать и моделировать изделия из разных материалов и
наборов «Конструктор» по заданным техническим,
технологическимидекоративно-художественнымусловиям;
• изменятьконструкциюизделияпозаданнымусловиям;
• выбирать способ соединения и соединительный материал
взависимостиоттребованийконструкции;
• называтьнескольковидовинформационныхтехнологийисоответству
ющих способов передачи информации (из
реальногоокруженияучащихся);
• пониматьназначениеосновныхустройствперсональногокомпьютера
дляввода,выводаиобработкиинформации;
• выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
• использоватьвозможностикомпьютераиинформационнокоммуникационных технологий для поиска
необходимойинформации при выполнении обучающих, творческих
и проектныхзаданий;
• выполнять проектные задания в соответствии с
содержаниемизученного материала на основе полученных знаний и
умений

4 класс
обучающийся научится
• формировать общее представление о мире профессий, их
социальномзначении;отворчествеитворческихпрофессиях,омировы
хдостижениях в области техники и
искусства(врамкахизученного),онаиболеезначимыхокружающихпр
оизводствах;
• наосновеанализазаданиясамостоятельноорганизовыватьрабочее
место в зависимости от вида работы,
осуществлятьпланированиетрудовогопроцесса;
• самостоятельно планировать и выполнять практическое задание
(практическую работу) с опорой на
инструкционную(технологическую) карту или творческий
замысел; при
необходимостивноситькоррективыввыполняемыедействия;
пониматьэлементарныеосновыбытовойкультуры,выполнять
доступные действия по самообслуживанию и
доступныевидыдомашнеготруда;
• выполнять более сложные виды работ и приѐмы
обработкиразличных материалов (например, плетение, шитьѐ и
вышивание, тиснение по фольге и пр ), комбинировать
различныеспособы в зависимости и от поставленной задачи;
оформлятьизделияисоединятьдеталиосвоеннымиручнымистрочкам
и;
• выполнять символические действия моделирования,
пониматьисоздаватьпростейшиевидытехническойдокументации
(чертѐж развѐртки, эскиз, технический рисунок,
схему)ивыполнятьпонейработу;
• решатьпростейшиезадачирационализаторского характерапо

изменению конструкции изделия: на достраивание,
приданиеновыхсвойствконструкциивсвязисизменениемфункциона
льногоназначенияизделия;
• наосновеусвоенныхправилдизайнарешатьпростейшиехудожествен
но-конструкторскиезадачипосозданиюизделийсзаданнойфункцией;
• создавать небольшие тексты, презентации и печатные
публикациисиспользованиемизображенийнаэкранекомпьютера;
оформлять текст (выбор шрифта, размера, цвета
шрифта,выравниваниеабзаца);
• работатьсдоступнойинформацией;работатьвпрограммахWord,Po
werPoint;
• решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать
проектный замысел, осуществлять выбор средств и
способовегопрактическоговоплощения,аргументированнопредстав
лятьпродуктпроектнойдеятельности;
• осуществлять сотрудничество в различных видах
совместнойдеятельности;предлагатьидеидляобсуждения,уважите
льно относиться к мнению товарищей, договариваться;
участвовать в распределении ролей, координировать
собственнуюработувобщемпроцессе;
Оценка информации.
Ученик научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
• оценивать

содержание,

языковые

особенности

и

структуру

текста;

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;

• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. Знакомство со
средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Ученик научится:
• использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ;
Ученик получит возможность научиться:
•

выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

• организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных.
Ученик научится:
• вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную
информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке;
• набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете;
• сканировать рисунки и тексты.
Ученик получит возможность научиться:

• использовать программу распознавания сканированного текста на русском
языке.
Обработка и поиск информации
Ученик научится:
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому

качеству

результат

видеозаписи

и

фотографирования,

использовать сменные носители (флэшкарты);
• писывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя
инструменты ИКТ;
• собирать

числовые

данные

в

естественно-научных

наблюдениях

и

экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие
средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в
соответствии

с

коммуникативной

или

учебной

задачей,

включая

редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей,
фотоизображений;
• пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
следовать

основным

правилам

оформления

текста;

использовать

полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида;
заполнять учебные базы данных.
Ученик получит возможность научиться:
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска
внутри компьютера;
• составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);.
• грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;

• критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Ученик научится:
• создавать

текстовые

сообщения

с

использованием

средств

ИКТ:

редактировать, оформлять и сохранять их;
• создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов
с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука;
• готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать
план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения
и тезисы для презентации;
• создавать диаграммы, планы территории и пр.;
• создавать

изображения,

пользуясь

графическими

возможностями

компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов
(аппликация);
• размещать

сообщение

в

информационной

образовательной

среде

образовательного учреждения;
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной

коммуникативной

деятельности

в

информационной

образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Ученик получит возможность научиться:
• представлять

данные;

-создавать

музыкальные

произведения

с

использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из
готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Ученик научится:
• создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых
средах;

строить

программы

для

компьютерного

исполнителя

использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;
• планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

с

Ученик получит возможность научиться:
• проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы;
• моделировать объекты и процессы реального мира.

Раздел III.
Содержание предмета «Русский язык»
2 класс
№

1

Наименование разделов
Технология

ручной

обработки

Всего

Практ.

часов

часть

Форма контроля

12 ч

Экск. – 2

пров./р

7ч

Экск. – 1,

пров./р

6ч

Экск. – 1

пров./р

9ч

Исслед- 1

пров./р

34

5

материалов. Элементы графической
грамоты
2

Конструирование и моделирование

3

Техника.

Практика

работы

на

компьютере
(использование

информационных

технологий)
4

Общекультурные

и

общетрудовые

компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание
Итого:

4

3 класс
№

1

Наименование разделов
Человек - строитель, созидатель,

Всего

Практ.

Форма контроля

часов

часть

17

Экск. – 2

пров./р

творец. Преобразование сырья и
материалов
2

Преобразование энергии сил природы

10

Экск. – 1,

пров./р

3

Информация и еѐ преобразование

3

Экск. – 1

пров./р

4

Великие изобретения человека

4

Исслед. –

пров./р

2
Итого:

33

6

4

4 класс
№

Наименование разделов

Всего

Практ.

часов

часть

Форма контроля

1

Человек в мире техники - 10 ч

9

Экск. – 2

пров./р - 1

2

Современное производство -

4

Экск. – 1,

пров./р - 1

3

Материалы для современного

3

Экск. – 1

пров./р - 1

6

Исслед. –

пров./р - 1

производства - 3 ч
4

Жилище человека - 6 ч

1
5

Дизайн - 11 ч

11

Итого:

33

Исслед. -1 пров./р - 1

8

5

Раздел IV
Тематическое планирование
2 класс
№

1

Наименование темы

Общекультурные и

Кол -во

Основные направления

Модуль воспитательной программы

часов

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

8 1. Воспитание нравственных и правовых качеств:

Урок – конференция

общетрудовые

гуманизма, милосердия, чувства долга, ответственности

Урок- игра

компетенции. Основы

за свою учебу и работу, поведение дома, в школе, на

Урок – экскурсия

культуры труда,

улице;

самообслуживание.

2. осознание своих прав и обязанностей; овладение
этическими нормами поведения человека в обществе.
3. формирование привычки к труду, практических умений
и навыков;
4. понимание необходимости труда, как для общества, так
и для полноценной, достойной жизни самого человека.
5. формирование потребности в профессиональном
самоопределении и последующем совершенствовании.

2

Технология ручной

Соблюдение правил техники безопасной работы с

Урок-игра

обработки материалов.

ножницами и клеем. Осваивание умения работать в

Урок-викторина

Элементы графической

группе — изготовление отдельных детали композиции и Урок-выставка

грамоты.

объединять их в единую композицию. Оценивание

12

результатов своей деятельности (качество изделия:
степень соответствия образцу, аккуратность,
оригинальность оформления и пр.) Осваивание умений
договариваться и помогать одноклассникам в
совместной работе. Осмысливание своего
эмоционального состояния от работы, сделанной для
себя и других. Осмысливание необходимости бережного
отношения к окружающему природному и
материальному
3

Конструирование и
моделирование –

6

Формирование умения оценивать результат своей

Урок-исследование

деятельности (качество изделия). Осмысление

Урок-конструирование

необходимости бережного отношения к окружающему

Урок-презентация

материальному пространству. Осознание необходимости
уважительного отношения к людям разного труда.
Осваивание умения помогать друг другу в совместной
работе.

4

Техника. Практика

пользоваться компьютером для поиска и

Видео-урок

работы на компьютере

воспроизведения необходимой информации;

Урок – онлайн экскурсия

(использование

пользоваться компьютером для решения доступных

Урок-презентация

информационных

учебных задач с простыми информационными

7

объектами (текстом, рисунками, доступными
электронными ресурсами).

Раздел IV
Тематическое планирование
3 класс
№

Наименование

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной программы

темы

во

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

часов
1

Человек -

17

Осознание рукотворного мира как результата труда человека.

Урок-игра

строитель,

Оценка разнообразия предметов рукотворного мира

созидатель, творец.

(архитектура, техника, предметы быта и декоративно-

Урок-практикум

Преобразование

прикладного искусства и т. д.).

Урок-путешествие

сырья и

Воспитание интереса к истории костюма, культуры народов

Урок-защита проектов

материалов

России и мира, видам аксессуаров одежды, ее отделкой

Урок-ярмарка

вышивкой. Привлечение внимания к профессиям людей, в
которых используются специальные костюмы. Формирование
культуры внешнего вида через знакомство с историей
школьной формы, ее назначении, обсуждение требований к
форме (удобство, эстетичность, фасоны, материалы).
Осуществление сотрудничества в малой группе, умения
договариваться, помогать друг другу в совместной работе,
исполнять разные социальные роли.
Воспитание интереса к истории художественной техники
декупажа.
2

10

Наблюдение за предметами окружающего мира, связями

Урок-презентация

Преобразование

человека с природой и предметным миром.

энергии сил

Соблюдение техники безопасности при работе с

Урок-экскурсия

природы

инструментами.

Урок изобретательства

Формирование представлений о многообразии растений.

Урок-практикум

Осмысление необходимости бережного отношения к природе
как источнику сырьевых ресурсов, окружающему
материальному пространству.
Оценка результатов своей деятельности.

Осмысливание необходимости бережного отношения к
окружающей природе, к труду мастеров.
Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в
совместной работе.

3

Информация и ее

3

Формирование представлений о трудовой деятельности и ее

Урок-конференция

значении в жизни человека. Воспитание экологически

преобразование

разумного отношения к природным ресурсам.

Урок-путешествие

Развитие интереса к историческим традициям своего края и
России.
Воспитание самостоятельного наблюдения и сравнения
художественно-конструкторских особенностей различных
изделий.
Осознание книги (письменность) как древнейшей
информационной технологии.
4

Формироватьумение пользоваться компьютером для поиска и

Видео – урок о появлении компьютера

изобретения

воспроизведения необходимой информации;

Урок с дидактической игрой по теме:

человека

пользоваться компьютером для решения доступных учебных

«Изобретение колеса»

Великие

4

задач с простыми информационными объектами (текстом,
рисунками, доступными электронными ресурсами).

Урок-исторический обзор по теме: «Изобретение

Формировать положительную нравственную оценку

телескопа и микроскопа»

деятельности великих ученых во имя науки, прогресса.
Прививать интерес к изучению школьных предметов как
основ научных знаний.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну,
свой народ.
Формировать элементарные общих правил создания
предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая
выразительность, прочность; гармония предметов и
окружающей среды).
Воспитание интереса к с культурному наследию.

Раздел IV
Тематическое планирование
4 класс
№

Наименование

Кол -

Основные направления

Модуль воспитательной программы

темы

во

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

часов
1

Человек в мире
техники

10

Формирование умения пользоваться компьютером для поиска Видео-урок
и воспроизведения необходимой информации;
пользоваться компьютером для решения доступных учебных

Урок-практикум

задач с простыми информационными объектами (текстом,
рисунками, доступными электронными ресурсами).

Урок-заочное путешествие

Привлечение внимания к профессиям людей, которые
работают на компьютере. Осуществление сотрудничества в

Урок-защита проектов

малой группе, умения договариваться, помогать друг другу в
совместной работе, исполнять разные социальные роли.
Воспитание интереса к работе с компьютером

2

Современное

4

Наблюдение за предметами окружающего мира, связями

Урок-презентация

человека с природой и предметным миром.

производство

Соблюдение техники безопасности при работе с

Урок-экскурсия

инструментами.
Формирование представлений о многообразии растений.

Урок изобретательства

Осмысление необходимости бережного отношения к природе
как источнику сырьевых ресурсов, окружающему

Урок-практикум

материальному пространству.
Оценка результатов своей деятельности.
Осмысливание необходимости бережного отношения к
окружающей природе, к труду мастеров.
Осваивание умений договариваться и помогать друг другу в
совместной работе.
3

Материалы для

3

Формирование представлений о трудовой деятельности и ее

современного

значении в жизни человека. Воспитание экологически

производства

разумного отношения к природным ресурсам.
Развитие интереса к историческим традициям своего края и
России.

Урок-пресс-конференция
Урок-путешествие

Воспитание самостоятельного наблюдения и сравнения
художественно-конструкторских особенностей различных
изделий.
Осознание книги (письменность) как древнейшей
информационной технологии.
4

Жилище человека

6

Прививать интерес к изучению школьных предметов как

Урок с дидактической игрой

основ научных знаний.
Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, Урок -обзор
свой народ.

Урок-презентация

Формировать элементарные общих правил создания
предметов жилища (удобство, эстетическая выразительность,
прочность; гармония предметов и окружающей среды).
Воспитание интереса к культурному наследию.
5

Дизайн

11

Формировать умение конструировать эстетические свойства

Видео-урок

окружающего нас предметного мира.

Урок-изобретательства

Воспитывать умение видеть красоту, простоту изготовления.

Урок-выставка

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023
2 класс

дата

№

Количе

уро

ство

По

часов

плану

ка

Тема урока

Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание. 9 ч.
1

Приспособление первобытного человека к окружающей

1

05.09

среде.
2

Ремѐсла и ремесленники. Ремесла народов Бурятии.

1

12.09

3

Профессии ремесленников. Разделение труда.

1

19.09

4

Свойства материалов.

1

26.09

5

Назначение инструментов

1

06.10

6

Введение в проектную деятельность. Замысел.

1

13.10

7

Введение в проектную деятельность. Конструкция

1

20.10

1

27.10

1

10.11

изделия.
8

Введение в проектную деятельность. Композиция.
Проект «Моя Бурятия»
II четверть

9

Введение в проектную деятельность. Симметрично и
несимметрично.

Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты. 12 ч.
10

Технологические операции.

1

17.11

11

Технологическая операция. Разметка деталей.

1

24.11

12

Отделение детали от заготовки.

1

01.12

13

Сборка изделия. Изготовление семейской народной

1

08.12

игрушки – тряпичной куклы.
14

Отделка изделия.

1

15.12

15

Новогодний проект.

1

22.12

16

Разметка с помощью чертѐжных инструментов(линейка).

1

29.12

1

12.01

III четверть
17

Линии чертежа. Чертѐж. Чтение чертежа.

Факт.

18

Разметка прямоугольника от двух прямых углов.

1

19.01

19

Разметка прямоугольника от одного прямого угла.

1

26.01

20

Разметка прямоугольника с помощью угольника.

1

02.02

21

Циркуль. Разметка деталей циркулем.

1

09.02

Конструирование и моделирование. 7 ч.
22

Радиус окружности. Чертѐж окружности.

1

16.02

23

Коллективный проект "Сказки". Изготовление героев

1

02.03

бурятской сказки «Мальчик и волк».
24

Происхождение натуральных тканей и их свойства.

1

09.03

25

Изготовление натуральных тканей.

1

16.03

26

Технологические операции обработки ткани.

1

23.03

Изготовление тряпичной игрушки , характерной для
армян, проживающих на территории Бурятии.
IV четверть
27

Технология изготовления швейных изделий.

1

06.04

28

Строчка прямого стежка. Разметка строчек.

1

13.04

Техника. Практика работы на компьютере
(использование информационных технологий) 6 ч
29

Транспортные средства. Макеты и модели.

1

20.04

30

Виды соединения деталей конструкции.

1

27.04

31

Техника в жизни человека. Транспорт. История развития

1

04.05

транспорта.
32

Техника в жизни человека. История развития транспорта.

1

11.05

33

Техника в жизни человека. Транспорт. История развития

1

18.05

1

25.05

транспорта в Бурятии.
34

Техника в жизни человека. Транспорт. История развития
транспорта.

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023
3 класс
№

Количе

уро

ство

ка

Тема урока

часов

дата
По плану

Факт.

1 четверть - 8 часов
Человек - строитель, созидатель, творец
1

Зеркало времени

1

08.09

2

Постройки Древней Руси

1

15.09

3

Колокольня Ивана Великого

1

22.09

4

Плоские фигуры и объемные формы

1

29.09

Тульский кремль

1

06.10

Изготовляем объемные формы

1

13.10

5
6

Изобретение русской избы

20.10

7

Изготовление юрты

8

Технология строительства избы и ее устройство

1

27.10

9

Доброе мастерство

1

10.11

10

Разные времена - разная одежда

1

17.11

11

Русский костюм, Бурятский национальный костюм

1

24.11

12

Какие бывают ткани

1

01.12

13

Застежки и отделка одежды

1

08.12

14

От замысла - к результату: семь технологических задач

1

15.12

15

Живая красота. Красота родного края

1

22.12

1

Выращивание комнатных цветов из черенка делением
16

куста и отпрысками

29.12
1

Размножение растения делением куста. Когда растение
17

просит о помощи

12.01
1

Преобразование энергии сил природы
18

Человек и стихии природы

1

19.01

19

Огонь работает на человека

1

26.01

20

Русская печь

1

02.02

21

Главный металл. "Огенные" профессии

1

09.02

22

Ветер работает на человека

1

16.02

23

Устройство передаточного механизма

1

02.03

24

Вода работает на человека

1

09.03

25

Водяные двигатели

1

16.03

26

Паровые двигатели

1

23.03

Получение и использование электричества
История развития трамвая в Бурятии.

27

06.04
1

Информация и ее преобразование
28

Какая бывая информация?

1

13.04

29

Книга - источник информации

1

20.04

30

Изобретение бумаги

1

27.04

Великие изобретения человека
31

Изобретение компьютера

1

04.05

32

Работа на компьютере. Изобретение колеса, часов

1

11.05

33

Изобретение телескопа и микроскопа

1

18.05

34

Резервный урок

1

25.05

Календарно-тематическое планирование на учебный год: 2022-2023
4 класс
№
урока

КолТема урока

во
часов

Дата по Дата по
плану

факту

Раздел 1: Человек в мире техники - 10 ч
1

Мой помощник компьютер

1

09.09

2

Что умеют компьютеры

1

16.09

3

Создание документа (практикум).

1

23.09

4

Форматирование текста (практикум).

1

30.09

5

Вставка рисунка в документ (практикум).

1

07.10

6

Создание таблиц (практикум).

1

14.10

7

Компьютерная презентация (практикум).

1

21.10

1

28.10

1

11.11

8
9

Вставка рисунков, фотографий. Достопримечательности
г. Улан-Удэ.
Урок обобщения в форме теста.

Раздел 2: Современное производство - 4 ч
10

Штучное и массовое производство.

1

18.11

11

Быстрее, больше.

1

25.11

12

Как делают автомобили.

1

02.12

13

Контрольные вопросы по пройденным темам.

1

09.12

1

16.12

Раздел 3: Материалы для современного производства - 3 ч
14

Черное золото. Практическая работа. Нефть-богатство
нашей Родины.

15

Изделие из вторсырья.

1

23.12

16

Природа в опасности. Охрана родного края.

1

3.01

Раздел 4: Жилище человека - 6 ч
17

О чем рассказывает дом

1

20.01

18

Дом для семьи.

1

27.01

19

В доме.

1

03.02

20

Как дом стал небоскребом.

1

10.02

21

Какие бывают города. Москва-столица нашей Родины.

1

17.02

22

Города будущего

1

24.02

1

03.03

Раздел 5: Дизайн - 11 ч
23

Что такое дизайн

24

Дизайн техники.

1

10.03

25

Дизайн техники

1

17.03

26

Дизайн рекламной продукции.

1

24.03

27

Дизайн интерьера

1

07.04

28

Дизайн интерьера.

1

14.04

29

Дизайн одежды.

1

21.04

30

Дизайн одежды. Мини проект

1

28.04

31

Аксессуары в одежде. Бурятские мотивы в одежде.

1

05.05

32

Аксессуары в одежде

1

12.05

33

Будущее начинается сегодня.

1

19.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».