Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» базового уровня для учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы под ред. Л.В.Кибиревой, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении Федеральных государственных стандартов начального общего образования» и других документов. Цели и задачи: Цели: воспитание гражданина и патриота; формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения; расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о национальных особенностях русского речевого этикета; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать, анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; 6 совершенствование функциональной текстовой грамотности деятельности; осуществлять развитие умений информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); развитие проектного практического опыта и исследовательского исследовательской мышления, работы по приобретение родному языку (русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний. Задачи программы: • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения): • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмическою мышления; • формирование умения вести поиск информации и работать с ней; • формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности; • развитие познавательных способностей; • воспитание стремления к расширению знаний; • формирование критичности мышления; • развитие умений аргументированно обосновывать и высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других. отстаивать На изучение предмета «Родной (русский) язык» во 2-4 – х классах в учебном плане школы отводится 0,5 часов в неделю. С учѐтом календаря на 2022– 2023 учебный год: во 2-ом классе – 17 уроков в 3-ем классе -17 уроков в 4-ом классе – 17 уроков Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации программы 1 год. Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля «Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности, обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока. Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие виды работ: Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки – путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины, интеллектуальные марафоны, уроки-исследования, фронтальную, групповую и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания. • Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока. • Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям, к прекрасному, к природе, к родному краю. • Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные активности обучающихся.. • Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения. • Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного выступления перед аудиторией, навык аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные технологии: культуроохранные; культуротворческие; исследовательские; проектные; этнокультурные; социозащитные; технология развития целостного восприятия и мышления; технология развития чувствования; технология развития мотивации; технология развития личности; технология развития группы; технология развития ресурса успеха. Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный, коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный. Использование активных форм работы является важным условием превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует: освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне личностного развития; развитию эффективного общения; развитию управленческих способностей; формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов; приобретению социокультурного опыта. В программе предусмотрено изучение государственной символики и национально-регионального компонента. Раздел II. Планируемые результаты. • ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: • Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части: Гражданско-патриотическое воспитание: • становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; • осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; • сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; • уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; • первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражѐнных в художественных произведениях; Эстетическое воспитание: • уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; • стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; Ценности научного познания: • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: • соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; • бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: — осознание ценности труда в жизни Трудовое воспитание: • осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений; экологического воспитания: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе Экологическое воспитание: • бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; • неприятие действий, приносящих ей вред; • научное познание: • первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); • познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия: Базовые логические действия: • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать (частеречная основания принадлежность, для сравнения грамматический языковых признак, единиц лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц; • объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку; • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; • устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия: • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведѐнного наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); • анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. Общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; • признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и аргументированно высказывать своѐ мнение; • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. Самоорганизация: • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; • выстраивать последовательность выбранных действий. Самоконтроль: • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических поставленной ошибок; учебной — соотносить задачей по результат выделению, деятельности с характеристике, использованию языковых единиц; • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместная деятельность: • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою часть работы; • оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 класс обучающийся научится: • осознавать роль русского родного языка в постижении культурысвоегонарода; • осознавать язык как развивающееся явление, связанное систориейнарода; • распознавать слова с национально-культурным компонентомзначения, обозначающие предметы традиционного русскогобыта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры,игрушки), понимать значение устаревших слов по указаннойтематике; • использовать словарные статьи учебного пособия для определениялексическогозначенияслова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; • пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта уместность их (в рамках изученных употребления ситуацияхречевогообщения; в тем);осознавать современных • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • осознавать смыслоразличительную роль ударения на примереомографов; • соблюдать основные лексические нормы современного русскоголитературногоязыка:выбиратьизнесколькихвозможных слов то слово, которое наиболее точно соответствуетобозначаемому предмету или явлению реальной действительности; • проводитьсинонимическиезаменысучѐтомособенностейтекста; • пользоваться учебными толковыми словарями для определениялексическогозначенияслова; • пользоватьсяучебнымифразеологическимисловарями,учебными словарями синонимов и антонимов для уточнениязначениясловивыражений; • пользоватьсяорфографическимсловарѐмдляопределениянормативн огонаписанияслов; • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальнойречевойситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходедиалога; • использовать коммуникативные приѐмы устного общения:убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,п оздравление; • использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения; • владетьразличнымиприѐмамислушаниянаучно-познавательныхи художественных текстов об истории языка иокультурерусскогонарода; • анализировать информацию прочитанного и прослушанноготекста: отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическуюсвязьмеждуфактами; • строитьустныесообщенияразличныхвидов:развернутыйответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работыодноклассника; • создаватьтексты-инструкциисопоройнапредложенныйтекст; • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участиивнародныхпраздниках. 3класс обучающийсянаучится: • осознаватьнациональноесвоеобразие,богатство,выразительностьру сскогоязыка; • распознавать слова с национально-культурным компонентомзначения(лексика,связаннаясособенностямимирово сприятия и отношений между людьми; слова, называющие природныеявленияирастения;слова,называющиезанятиялюдей;с лова,называющиемузыкальныеинструменты); • распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитетыисравнения;наблюдатьособенностиихупотребленияв произведениях устного народного творчества и произведенияхдетскойхудожественнойлитературы; • использовать словарные статьи учебного пособия для определениялексическогозначенияслова; • пониматьзначениерусскихпословиципоговорок, крылатыхвыражений,связанныхсизученнымитемами;правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; • пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта уместность их (в рамках изученных употребления ситуацияхречевогообщения; в тем);осознавать современных • соблюдать на письме и в устной речи нормы современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного); • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • использовать учебный орфоэпический словарь для определениянормативногопроизношенияслова,вариантовпроизн ошения; • выбирать из нескольких возможных слов то слово, котороенаиболее точно соответствует обозначаемому предмету илиявлениюреальнойдействительности. 4 класс обучающийсянаучится: • распознавать слова с национально-культурным компонентомзначения(лексика,связаннаясособенностямимирово сприятияиотношениймеждулюдьми;скачествамиичувствамилюд ей;родственнымиотношениями); • распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественнойлитературы; • осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений вречи; • использовать словарные статьи учебного пособия для определениялексическогозначенияслова; • понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильноупо треблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения; • пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта уместность их (в рамках изученных употребления тем);осознавать в современных речь с ситуацияхречевогообщения; • соотносить собственную и чужую нормами современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного); • соблюдать на письме и в устной речи нормы современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного); • произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного); • выбирать из нескольких возможных слов то слово, котороенаиболее точно соответствует обозначаемому предмету илиявлениюреальнойдействительности; • проводитьсинонимическиезаменысучѐтомособенностейтекста; • заменятьсинонимическимиконструкциямиотдельныеглаголы, которых нет формы 1-го лица у единственного числанастоящегоибудущеговремени; • выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выраженоглаголомвформепрошедшеговремени); • редактировать письменный текст с целью исправления грамматическихошибок; • соблюдатьизученныеорфографическиеипунктуационныенормыпри записисобственноготекста(врамкахизученного); • пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; • пользоватьсяорфографическимсловарѐмдляопределениянормативн огонаписанияслов; • пользоваться учебным этимологическим словарѐм для уточненияпроисхожденияслова; • различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальнойречевойситуации; • владеть правилами корректного речевого поведения в ходедиалога; • использовать коммуникативные приѐмы устного общения:убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,п оздравление; • выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствиисситуациейо бщения; • строитьустныесообщенияразличныхвидов:развернутыйответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работыодноклассника,мини-доклад; • владетьразличнымиприѐмамислушаниянаучно-познавательныхи художественных текстов об истории языка иокультурерусскогонарода; • владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов обисторииязыкаикультурерусскогонарода; • анализировать информацию прочитанного и прослушанноготекста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическуюсвязьмеждуфактами; • соотносить части прочитанного или прослушанного текста:устанавливатьпричинноследственныеотношенияэтихчастей,логическиесвязимеждуабзацам итекста; • составлятьплантекста,неразделѐнногонаабзацы; • приводитьобъяснениязаголовкатекста; • владетьприѐмамиработыспримечаниямиктексту; • владетьумениямиинформационнойпереработкипрослушанногоили прочитанноготекста:пересказыватьтекстсизменениемлица; • создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках, об участии в мастер- классах,связанныхснароднымипромыслами; • создавать текст как результат собственного мини-исследования; оформлять сообщение в письменной форме и представлятьеговустнойформе; • оцениватьустныеиписьменныеречевыевысказываниясточки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • редактировать исправления предлагаемый речевых письменный ошибок или с текст целью с целью более точной передачисмысла; • редактировать собственные тексты с целью совершенствованияихсодержанияиформы;сопоставлятьпервонач альныйотредактированныйтекст. Преобразование и интерпретация информации. Ученик научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не высказанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос. Ученик получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Оценка информации. Ученик научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Ученик получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером. Ученик научится: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; Ученик получит возможность научиться: выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных. Ученик научится: вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять полученную информацию; владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете; сканировать рисунки и тексты. Ученик получит возможность научиться: использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Ученик научится: подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэшкарты); писывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя инструменты ИКТ; собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей, фотоизображений; пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам оформления текста; использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; заполнять учебные базы данных. Ученик получит возможность научиться: искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);. грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Ученик научится: создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; создавать диаграммы, планы территории и пр.; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах. Ученик получит возможность научиться: представлять данные; -создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Ученик научится: создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых средах; строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Ученик получит возможность научиться: проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы; моделировать объекты и процессы реального мира. Раздел III. Содержание предмета «Родной «русский» язык» 2 класс № Наименование разделов Всего часов к/р Форма контроля 1 Введение 3 2 Русский язык: прошлое и 6 1 Проверочная работа настоящее 3 Сказано русским языком 4 1 Проверочная работа 4 Секреты речи и текста 3 1 Итоговая контрольная работа. Итого 16 3 3 класс № Наименование разделов Всего к/р Форма контроля часов 1 Введение. Русский язык как 1 отражение русской культуры 2 Русский язык: прошлое и 6 1 Проверочная работа настоящее 3 Сказано русским языком 4 1 Проверочная работа 4 Секреты речи и текста 6 1 Итоговая контрольная работа. Итого 17 3 4 класс № Наименование разделов Всего часов к/р Форма контроля 1 Введение 1 2 Русский язык: прошлое и 7 1 Проверочная работа настоящее 3 Сказано русским языком 4 1 Проверочная работа 4 Секреты речи и текста 4 1 Итоговая контрольная работа. Итого 16 3 Раздел IV Тематическое планирование 2 класс Наименование темы 1 Русский язык: прошлое и Кол -во Основные направления Модуль воспитательной программы часов воспитательной деятельности «Школьный урок» 6 Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса настоящее Урок-игра к его познанию. Побуждение обучающихся к высказыванию через Урок-исследование развитие коммуникативных навыков Урок-викторина Воспитание активного интереса и любви к России, еѐ Урок-концерт прошлому и настоящему, готовность служить своей стране. 2 Сказано русским языком 4 -формирование овладением культурой речи: практическое Урок-исследование по теме «Для чего освоение норм современного русского литературного нужны суффиксы» языка (в рамках изученного); Урок -«Что? Где? Когда?» по теме «Зачем в -развитие ответственного и осознанного отношения к русском языке такие разные предлоги?» использованию русского языка во всех сферах жизни. -формирование представления: о некоторых нормах произношения и правописания. -воспитание культуры общения (воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание). -побуждение обучающихся соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). 3 Секреты речи и текста 5 -формирование четырѐх видов речевой деятельности в их взаимосвязи -развитие коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); Раздел IV Тематическое планирование 3 класс Наименование темы 1 Русский язык. Прошлое и настоящее. Кол -во Основные направления Модуль воспитательной программы часов воспитательной деятельности «Школьный урок» 8 -формирование представлений о русском языке как Друга ищи, а найдѐшь береги: Диспут на тему родном языке русского народа, являющемся основой «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». его культурного и нравственного самоопределения; Доброе братство милее богатства -формирование ответственного отношения к русскому родному языку и желания сохранять и преумножать Урок-исследование «Всякое дело человеком его богатство; ставится, человеком и славится» -побуждение к пониманию слов, связанных с Урок-концерт по теме «Фома музыку разумеет, особенностями мировосприятия и обозначающих а Ерѐма плясать умеет» отношения между людьми; Конкурс творческих работ: «Растенье-земли -формирование знаний о происхождении названий украшенье» старинных русских городов; Подготовка к проектной работе «Откуда в -воспитание понимания русских пословиц и поговорок, русском языке эта фамилия» или «История крылатых слов и выражений, связанных с названными группами слов; умение использовать их в повседневной речи; -побуждение к пониманию значений русских традиционных сказочных образов, эпитетов и моего имени и фамилии» сравнений; умение находить их в произведениях фольклора и художественной литературы; 2 Сказано русским языком 12 -воспитание умения сравнивать пословицы и Урок-исследование по теме «Из малого поговорки разных народов с целью выявления общего выходит великое» и различного в их мировосприятии; Урок–викторина по теме «Одному страшно, а -формирование представлений об орфоэпических двоим нет» нормах; Ни убавить, ни прибавить: Написание рассказа -формирование представлений об особенностях по картине. русского речевого этикета; -формирование знаний об особенностях суффиксов в русском языке: выражение при их помощи различных оттенков значения и оценки; -формирование знаний о именах существительных, изменяющихся и не изменяющихся по числам; -побуждение практического овладения нормами употребления имѐн существительных с предлогами; 3 Секреты речи и формирование умений создавать тексты-повествования Красную речь красно и слушать. Большая ты, текста (о путешествии, о народных ремѐслах); Россия, и вширь и в глубину -формирование умений редактировать тексты с целью Сочинение-повествование об экскурсии в исправления ошибок; другой город. -воспитывать умение находить языковые особенности Подготовка к проектной работе о городе в фольклорных текстах и текстах художественной Золотого кольца России. литературы; Не дом хозяина красит, а хозяин дом -побуждать потребность в использовании словарей: Сочинение-рассуждение на тему «В каком доме толковых, орфографических и орфоэпических. мне хотелось бы жить». На ошибках учатся. Редактирование собственного текста на одну из предложенных тем. Русский в словах горд, в делах твѐрд Устный рассказ о работе народного умельца. Языком можно кружево плести. Раздел IV Тематическое планирование 4 класс Наименование темы Кол -во Основные направления Модуль воспитательной программы часов воспитательной деятельности «Школьный урок» Русский язык. Прошлое и 8 Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию. настоящее. Урок-игра по теме «Земля согревается солнышком, а человек – добротой.» Побуждение обучающихся к высказыванию через развитие коммуникативных навыков Урок-исследование «Пословица – всем делам Воспитание активного интереса и любви к России, еѐ помощница» прошлому и настоящему, готовность служить своей стране. Урок-викторина по теме «Сто лет думай, а лучше не придумаешь.» Урок-концерт по теме «Заиграйте мои гусли» Язык в действии. 12 Формирование представления: о некоторых нормах Урок-исследование по теме «Трудные случаи произношения и правописания. образования глагольных форм» Воспитание культуры общения (воспринимать звучащую речь, понимать адекватно ее содержание). Урок -«Что? Где? Когда?» по теме «Пересказываем Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского текст. Редактируем написанное.» языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала). Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык на учебный год: 2022/2023 2 класс № Тема урока урока Кол-во Дата по Дата по часов плану факту Введение – 3 ч I четверть 1 Наш родной русский язык. 1 08.09 2 Первые книги. Книгопечатание. 1 15.09 3 Русь Великая. Гимн России и Бурятии. 1 22.0 Русский язык: прошлое и настоящее – 6 ч 4 Что к лицу, то и красит 1 29.09 5 Во всякой избушке свои игрушки. Бурятские 1 06.10 игрушки и игры. 6 Береженая посуда два века стоит 1 13.10 7 Не ленись с плужком – будешь с пирожком 1 20.10 II четверть 8 Хлеб ржаной – отец родной 1 27.10 9 Что есть в печи, всѐ на стол мечи. Бурятские 1 10.11 национальные блюда. Сказано русским языком –4 ч 10 По речи узнают человека. Диалекты народов 1 17.11 Бурятии. 11 Ударение – душа слова 1 24.11 12 Знаешь слово – знаешь дорогу 1 01.12 13 Слово к слову тянется 1 08.12 Секреты речи и текста – 5 ч 14 Приветливое слово гнев побеждает 1 15.12 15 Говори так, чтобы тебя услышали 1 22.12 16 Текст. Предложение. Связь предложений в 1 29.12 тексте. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык» на учебный год: 2022/2023 3 класс № Тема урока урока Кол-во Дата по Дата по часов плану факту Раздел 1 – Введение – 1 ч 1 Русскийязык как отражение русскойкультуры 1 05.09 Русскийязык:прошлоеинастоящее – 6 ч 2 Правда светлее 3 Всякое дело солнца и дороже золота 1 12.09 1 19.09 1 26.09 человекомставится,человекомиславится 4 Извечно песня русскаязвучаланавсе раскаты и навселады. Гимн России и Бурятии 5 У природы нет плохойпогоды 1 03.10 6 Некрасна сказка письмом,краснавымыслом 1 10.10 7 Коротко даясно, оттогоипрекрасно. 1 17.10 Проверочная работа по разделу «Прошлое и настоящее» Сказано русским языком – 4 ч 8 Хорошемуговорку всегдарады 1 24.10 9 Из малого рождаетсявеликое 1 07.11 10 Одному страшно, а двоим нет 1 14.11 11 Ни убавить,ниприбавить 1 21.11 Проверочная работа по разделу «Сказано русским языком» Секретыречиитекста – 6 ч 12 Красную речь красно и слушать 1 28.11 13 Большаяты, Россия,ивширь ивглубину. Моя 1 05.12 малая Родина-Бурятия 14 Не дом хозяинакрасит,ахозяиндом 1 15 На ошибках учатся. 1 12.12 16 Русский всловахгорд,вделахтвѐрд 1 19.12 17 Языкомможно кружевоплести. 1 26.12 Итоговая контрольная работа. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык на учебный год: 2022/2023 4 класс № урока Тема урока Кол-во Дата по Дата по часов плану факту Введение - 1 ч 1. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык 1 07.09 Русский язык: прошлое и настоящее - 7 ч 2 3 Дерево держится корнями, а человек – семьей Земля согревается солнышком, а человек – добротой. 1 14.09 1 21.09 4 Мир освещается солнцем, а человек учебой 1 28.09 5 Пословица – всем делам помощница 1 05.10 6 Сто лет думай, а лучше не придумаешь. 1 12.10 1 19.10 1 26.10 7 8 Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Проверочная работа по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее» Сказано русским языком - 4 ч 9 10 11 12 Как правильно произносить слова. Трудные случаи образования глагольных форм Знаки препинания. Проверочная работа по разделу «Сказано русским языком» 1 09.11 1 16.11 1 23.11 1 30.11 Секреты речи и текста - 4 ч 13 Учимся строить диалог 1 07.12 14 Типы заголовков. Составляем план текста. 1 14.12 1 21.12 1 28.12 15 16 Пересказываем текст. Редактируем написанное. Повторение – мать учения. Итоговая контрольная работа.