Родной (русский) язык 2-4 кл

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Родной (русский) язык» базового уровня
для учащихся 2- 4 классов составлена на основе авторской программы под
ред. Л.В.Кибиревой, Приказа № 393 от 06.10.2009 г «Об утверждении
Федеральных государственных стандартов начального общего образования»
и других документов.
Цели и задачи:
Цели:
 воспитание гражданина и патриота;
 формирование российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
 развитие представлений о родном русском языке как духовной, нравственной
и культурной ценности народа;
 осознание национального своеобразия русского языка;
 формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения
к русскому языку, а через него — к родной культуре;
 воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтѐрской позиции в отношении популяризации
родного языка;
 воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
 овладение культурой межнационального общения;
 расширение знаний о национальной специфике русского языка и языковых
единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурным
компонентом значения; о таких явлениях и категориях современного
русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
об основных нормах русского литературного языка;
 о национальных особенностях русского речевого этикета;
 совершенствование

коммуникативных

умений

и

культуры

речи,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в

разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса и грамматического строя речи учащихся;
 развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
 совершенствование познавательных и интеллектуальных умений опознавать,
анализировать, сравнивать, классифицировать языковые факты, оценивать их
с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; 6
совершенствование
функциональной

текстовой

грамотности

деятельности;
осуществлять

развитие

умений

информационный

поиск,

извлекать и преобразовывать необходимую информацию; понимать и
использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст,
инфографика и др.);
 развитие

проектного

практического

опыта

и

исследовательского

исследовательской

мышления,

работы

по

приобретение

родному

языку

(русскому), воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи программы:
• формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности
на основе овладения несложными методами познания окружающего мира
(умения

устанавливать,

описывать,

моделировать

и

объяснять

количественные и пространственные отношения):
• развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмическою
мышления;
• формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
•

формирование

первоначальных

представлений

о

компьютерной

грамотности;
• развитие познавательных способностей;
• воспитание стремления к расширению знаний;
• формирование критичности мышления;
•

развитие

умений

аргументированно

обосновывать

и

высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

отстаивать

На изучение предмета «Родной (русский) язык» во 2-4 – х классах в учебном
плане школы отводится 0,5 часов в неделю.

С учѐтом календаря на 2022–

2023 учебный год:
во 2-ом классе – 17 уроков
в 3-ем классе -17 уроков
в 4-ом классе – 17 уроков
Программный материал будет реализован в полном объѐме. Срок реализации
программы 1 год.
Рабочая программа составлена с учѐтом программы воспитания, модуля
«Школьный урок», в котором представлены виды и формы деятельности,
обеспечивающие реализацию воспитательного потенциала урока.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующие
виды работ:
Применение на уроке интерактивных форм работы (дискуссии, уроки –
путешествия, уроки-сказки, уроки – наблюдения, КВНы, викторины,
интеллектуальные марафоны, уроки-исследования, фронтальную, групповую
и парную работу), которые позволят усилить доброжелательную обстановку
на уроке и не только получать опыт, но и приобретать знания.
• Включение в урок игровых процедур, для поддержания мотивации детей к
получению знаний, установки доброжелательной атмосферы во время урока.
• Проведение событийных уроков, уроков – экскурсий, которые расширяют
кругозор учащихся, воспитывают уважение к историческим личностям, к
прекрасному, к природе, к родному краю.
• Использование ИКТ-технологий, которые поддерживают современные
активности обучающихся..
• Смысловое чтение, которое позволяет повысить не только предметные
результаты, но и усилить воспитательный потенциал, через полное
осмысление прочитанного текста и последующего его обсуждения.

• Исследовательская и проектная деятельность, позволяющая приобретать
школьникам навык самостоятельного решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления собственных идей, навык публичного
выступления перед аудиторией,

навык аргументирования и отстаивания

своей точки зрения.
Для достижения воспитательных задач урока используются социокультурные
технологии:


культуроохранные;



культуротворческие;



исследовательские;



проектные;



этнокультурные;



социозащитные;



технология развития целостного восприятия и мышления;



технология развития чувствования;



технология развития мотивации;



технология развития личности;



технология развития группы;



технология развития ресурса успеха.
Основу социокультурных технологий составляет идея активного обучения и
воспитания, когда одновременно работают пять аспектов: содержательный,
коммуникативный, управленческий, психологический, социокультурный.
Использование

активных

форм

работы

является

важным

условием

превращения обычного урока в воспитывающий урок. Это способствует:


освоению социокультурных и духовно-нравственных категорий на уровне
личностного развития;



развитию эффективного общения;



развитию управленческих способностей;



формированию мотивации на совместное достижение значимых результатов;



приобретению социокультурного опыта.

В программе предусмотрено изучение государственной символики и
национально-регионального компонента.
Раздел II.
Планируемые результаты.
• ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• Личностные результаты освоения рабочей программы по русскому языку
достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной
и внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том
числе в части:
Гражданско-патриотическое воспитание:
• становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
•

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
понимание роли русского языка как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения народов России;

• сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с
художественными произведениями;
• уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе
примеров из художественных произведений;
• первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических
нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе
отражѐнных в художественных произведениях;
Эстетическое воспитание:
• уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;

• стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,
в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как
средства общения и самовыражения;
Ценности научного познания:
•

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);

•

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

• соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)
образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
• бережное

отношение

к

физическому

и

психическому

здоровью,

проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и
соблюдении

норм

речевого

этикета

и

правил

общения;

трудового

воспитания: — осознание ценности труда в жизни
Трудовое воспитание:
• осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в
различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
• бережное отношение к природе, формируемое в процессе
Экологическое воспитание:
•

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

• неприятие действий, приносящих ей вред;
• научное познание:

• первоначальные представления о научной картине мира (в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
• познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и
самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к
изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия:
Базовые логические действия:
• сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения,
тексты),

устанавливать

(частеречная

основания

принадлежность,

для

сравнения

грамматический

языковых

признак,

единиц

лексическое

значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
• объединять объекты (языковые единицы) по определѐнному признаку;
• определять существенный признак для классификации языковых единиц
(звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые
единицы;
• находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе
предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм
действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять
учебные операции при анализе языковых единиц; — выявлять недостаток
информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную
информацию;
• устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за
языковым материалом, делать выводы. Базовые исследовательские действия:
• с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового
объекта, речевой ситуации;
• сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее
подходящий (на основе предложенных критериев);

• проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
• формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов

проведѐнного

наблюдения

за

языковым

материалом

(классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью
учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
• прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в
аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
• выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения
запрашиваемой информации, для уточнения;
• согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде
информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
• распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа еѐ проверки (обращаясь
к словарям, справочникам, учебнику);
• соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей,
законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении
слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);
• анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
• понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц,
схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии
с целями и условиями общения в знакомой среде;
• проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалоги и дискуссии;

• признавать возможность существования разных точек зрения; — корректно и
аргументированно высказывать своѐ мнение;
• строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
• создавать

устные

и

письменные

тексты

(описание,

рассуждение,

повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
• готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания;
• подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления.
Самоорганизация:
• планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
• выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
• устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
• корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических
поставленной

ошибок;

учебной

—

соотносить

задачей

по

результат

выделению,

деятельности

с

характеристике,

использованию языковых единиц;
• находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
• сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников,
объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность:
• формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с
учѐтом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации
на основе предложенного учителем формата планирования, распределения
промежуточных шагов и сроков;

• принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
еѐ достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и
результат совместной работы;
• проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
самостоятельно разрешать конфликты; — ответственно выполнять свою
часть работы;
• оценивать свой вклад в общий результат; — выполнять совместные
проектные задания с опорой на предложенные образцы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 класс
обучающийся научится:
• осознавать

роль

русского

родного

языка

в

постижении

культурысвоегонарода;
• осознавать

язык

как

развивающееся

явление,

связанное

систориейнарода;
• распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентомзначения, обозначающие предметы традиционного
русскогобыта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы,
игры,игрушки),

понимать

значение

устаревших

слов

по

указаннойтематике;
• использовать

словарные

статьи

учебного

пособия

для

определениялексическогозначенияслова;
• понимать

значение

русских

пословиц

и

поговорок,

крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильно
употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного

быта

уместность

их

(в

рамках

изученных

употребления

ситуацияхречевогообщения;

в

тем);осознавать
современных

• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать

смыслоразличительную

роль

ударения

на

примереомографов;
• соблюдать

основные

лексические

нормы

современного

русскоголитературногоязыка:выбиратьизнесколькихвозможных
слов

то

слово,

которое

наиболее

точно

соответствуетобозначаемому предмету или явлению реальной
действительности;
• проводитьсинонимическиезаменысучѐтомособенностейтекста;
• пользоваться

учебными

толковыми

словарями

для

определениялексическогозначенияслова;
• пользоватьсяучебнымифразеологическимисловарями,учебными
словарями

синонимов

и

антонимов

для

уточнениязначениясловивыражений;
• пользоватьсяорфографическимсловарѐмдляопределениянормативн
огонаписанияслов;
• различать

этикетные

формы

обращения

в

официальной

и

неофициальнойречевойситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходедиалога;
• использовать

коммуникативные

приѐмы

устного

общения:убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,п
оздравление;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения
мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуацииобщения;
• владетьразличнымиприѐмамислушаниянаучно-познавательныхи
художественных

текстов

об

истории

языка

иокультурерусскогонарода;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанноготекста:
отличать главные факты от второстепенных; выделять наиболее
существенные

факты;

устанавливать

логическуюсвязьмеждуфактами;
• строитьустныесообщенияразличныхвидов:развернутыйответ,
ответ-добавление,

комментирование

ответа

или

работыодноклассника;
• создаватьтексты-инструкциисопоройнапредложенныйтекст;
• создавать

тексты-повествования

о

посещении

музеев,

об

участиивнародныхпраздниках.
3класс
обучающийсянаучится:
• осознаватьнациональноесвоеобразие,богатство,выразительностьру
сскогоязыка;
• распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентомзначения(лексика,связаннаясособенностямимирово
сприятия и отношений между людьми; слова, называющие
природныеявленияирастения;слова,называющиезанятиялюдей;с
лова,называющиемузыкальныеинструменты);
• распознавать

русские

традиционные

сказочные

образы,

эпитетыисравнения;наблюдатьособенностиихупотребленияв
произведениях

устного

народного

творчества

и

произведенияхдетскойхудожественнойлитературы;
• использовать

словарные

статьи

учебного

пособия

для

определениялексическогозначенияслова;
• пониматьзначениерусскихпословиципоговорок,
крылатыхвыражений,связанныхсизученнымитемами;правильно
употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
• пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного

быта

уместность

их

(в

рамках

изученных

употребления

ситуацияхречевогообщения;

в

тем);осознавать
современных

• соблюдать

на

письме

и

в

устной

речи

нормы

современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного);
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• использовать

учебный

орфоэпический

словарь

для

определениянормативногопроизношенияслова,вариантовпроизн
ошения;
• выбирать

из

нескольких

возможных

слов

то

слово,

котороенаиболее точно соответствует обозначаемому предмету
илиявлениюреальнойдействительности.
4 класс
обучающийсянаучится:
• распознавать

слова

с

национально-культурным

компонентомзначения(лексика,связаннаясособенностямимирово
сприятияиотношениймеждулюдьми;скачествамиичувствамилюд
ей;родственнымиотношениями);
• распознавать русские традиционные сказочные образы, понимать
значение эпитетов и сравнений в произведениях устного народного
творчества и произведениях детской художественнойлитературы;
• осознавать уместность употребления эпитетов и сравнений вречи;
• использовать

словарные

статьи

учебного

пособия

для

определениялексическогозначенияслова;
• понимать

значение

русских

пословиц

и

поговорок,

крылатыхвыражений;связанныхсизученнымитемами;правильноупо
треблятьихвсовременныхситуацияхречевогообщения;
• пониматьзначениефразеологическихоборотов,отражающих
русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского
традиционного

быта

уместность

их

(в

рамках

изученных

употребления

тем);осознавать

в

современных

речь

с

ситуацияхречевогообщения;
• соотносить

собственную

и

чужую

нормами

современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного);
• соблюдать

на

письме

и

в

устной

речи

нормы

современногорусскоголитературногоязыка(врамкахизученного);
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• выбирать

из

нескольких

возможных

слов

то

слово,

котороенаиболее точно соответствует обозначаемому предмету
илиявлениюреальнойдействительности;
• проводитьсинонимическиезаменысучѐтомособенностейтекста;
• заменятьсинонимическимиконструкциямиотдельныеглаголы,
которых

нет

формы

1-го

лица

у

единственного

числанастоящегоибудущеговремени;
• выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические
ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего и
сказуемого

в

числе‚

роде

(если

сказуемое

выраженоглаголомвформепрошедшеговремени);
• редактировать

письменный

текст

с

целью

исправления

грамматическихошибок;
• соблюдатьизученныеорфографическиеипунктуационныенормыпри
записисобственноготекста(врамкахизученного);
• пользоваться учебными толковыми словарями для определения
лексического

значения

слова,

для

уточнения

нормы

формообразования;
• пользоватьсяорфографическимсловарѐмдляопределениянормативн
огонаписанияслов;
• пользоваться

учебным

этимологическим

словарѐм

для

уточненияпроисхожденияслова;
• различать

этикетные

формы

обращения

в

официальной

и

неофициальнойречевойситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходедиалога;
• использовать

коммуникативные

приѐмы

устного

общения:убеждение,уговаривание,похвалу,просьбу,извинение,п
оздравление;
• выражатьмыслиичувстванародномязыкевсоответствиисситуациейо
бщения;
• строитьустныесообщенияразличныхвидов:развернутыйответ,
ответ-добавление,

комментирование

ответа

или

работыодноклассника,мини-доклад;
• владетьразличнымиприѐмамислушаниянаучно-познавательныхи
художественных

текстов

об

истории

языка

иокультурерусскогонарода;
• владеть различными видами чтения (изучающим и поисковым)
научно-познавательных

и

художественных

текстов

обисторииязыкаикультурерусскогонарода;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанноготекста:
отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее
существенные

факты,

устанавливать

логическуюсвязьмеждуфактами;
• соотносить

части

прочитанного

или

прослушанного

текста:устанавливатьпричинноследственныеотношенияэтихчастей,логическиесвязимеждуабзацам
итекста;
• составлятьплантекста,неразделѐнногонаабзацы;
• приводитьобъяснениязаголовкатекста;
• владетьприѐмамиработыспримечаниямиктексту;
• владетьумениямиинформационнойпереработкипрослушанногоили
прочитанноготекста:пересказыватьтекстсизменениемлица;
• создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в
народных

праздниках,

об

участии

в

мастер-

классах,связанныхснароднымипромыслами;
• создавать текст как результат собственного мини-исследования;

оформлять

сообщение

в

письменной

форме

и

представлятьеговустнойформе;
• оцениватьустныеиписьменныеречевыевысказываниясточки зрения
точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• редактировать
исправления

предлагаемый
речевых

письменный

ошибок

или

с

текст

целью

с

целью

более

точной

передачисмысла;
• редактировать

собственные

тексты

с

целью

совершенствованияихсодержанияиформы;сопоставлятьпервонач
альныйотредактированныйтекст.
Преобразование и интерпретация информации.
Ученик научится:


пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;



соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не
высказанные в тексте напрямую;



формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;



сопоставлять

и

обобщать

содержащуюся

в

разных

частях

текста

информацию; - составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Ученик получит возможность научиться:


делать выписки из прочитанных текстов с учѐтом цели их дальнейшего
использования;



составлять

небольшие

письменные

аннотации

к

тексту,

отзывы

о

прочитанном.
Оценка информации.
Ученик научится:


высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;



оценивать

содержание,

языковые

особенности

и

структуру

текста;

определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;


на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых
сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих
пробелов;



участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Ученик получит возможность научиться:



сопоставлять различные точки зрения;



соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;



в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование ИКТ - компетентности обучающихся. Знакомство со
средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером.
Ученик научится:



использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата, эргономичные приѐмы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ;
Ученик получит возможность научиться:



выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);



организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных.
Ученик научится:



вводить информацию в компьютер с использованием различных
технических средств (фотои видеокамеры, микрофона и т.д.), сохранять
полученную информацию;



владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном
языке;



набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод
отдельных слов; рисовать изображения на графическом планшете;



сканировать рисунки и тексты.
Ученик получит возможность научиться:



использовать программу распознавания сканированного текста на русском
языке.
Обработка и поиск информации
Ученик научится:



подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому

качеству

результат

видеозаписи

и

фотографирования,

использовать сменные носители (флэшкарты);


писывать по определѐнному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нѐм, используя
инструменты ИКТ;



собирать

числовые

данные

в

естественно-научных

наблюдениях

и

экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие
средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;


редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в
соответствии

с

коммуникативной

или

учебной

задачей,

включая

редактирование текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей,
фотоизображений;


пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
следовать

основным

правилам

оформления

текста;

использовать

полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и
удалять ссылки в сообщениях разного вида; заполнять учебные базы данных.
Ученик получит возможность научиться:



искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска
внутри компьютера;



составлять список используемых информационных источников (в том числе
с использованием ссылок);.



грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете и базах данных,
оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию;



критически относиться к информации и к выбору источника информации.
Создание, представление и передача сообщений
Ученик научится:



создавать

текстовые

сообщения

с

использованием

средств

ИКТ:

редактировать, оформлять и сохранять их;


создавать сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или цепочки экранов
с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука;



готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать
план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения
и тезисы для презентации;



создавать диаграммы, планы территории и пр.;



создавать

изображения,

пользуясь

графическими

возможностями

компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов
(аппликация);


размещать

сообщение

в

информационной

образовательной

среде

образовательного учреждения;


пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной

коммуникативной

деятельности

в

информационной

образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в
файлах.
Ученик получит возможность научиться:



представлять

данные;

-создавать

музыкальные

произведения

с

использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из
готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Ученик научится:


создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно- управляемых
средах;

строить

программы

для

компьютерного

исполнителя

с

использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;


планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.
Ученик получит возможность научиться:



проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы;



моделировать объекты и процессы реального мира.

Раздел III.
Содержание предмета «Родной «русский» язык»
2 класс
№

Наименование разделов

Всего
часов

к/р

Форма контроля

1

Введение

3

2

Русский язык: прошлое и

6

1

Проверочная работа

настоящее
3

Сказано русским языком

4

1

Проверочная работа

4

Секреты речи и текста

3

1

Итоговая контрольная работа.

Итого

16

3

3 класс
№

Наименование разделов

Всего

к/р

Форма контроля

часов
1

Введение. Русский язык как

1

отражение русской культуры
2

Русский язык: прошлое и

6

1

Проверочная работа

настоящее
3

Сказано русским языком

4

1

Проверочная работа

4

Секреты речи и текста

6

1

Итоговая контрольная работа.

Итого

17

3

4 класс
№

Наименование разделов

Всего
часов

к/р

Форма контроля

1

Введение

1

2

Русский язык: прошлое и

7

1

Проверочная работа

настоящее
3

Сказано русским языком

4

1

Проверочная работа

4

Секреты речи и текста

4

1

Итоговая контрольная работа.

Итого

16

3

Раздел IV
Тематическое планирование
2 класс
Наименование темы

1

Русский язык: прошлое и

Кол -во

Основные направления

Модуль воспитательной программы

часов

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

6

Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса

настоящее

Урок-игра

к его познанию.
Побуждение обучающихся к высказыванию через

Урок-исследование

развитие коммуникативных навыков

Урок-викторина

Воспитание активного интереса и любви к России, еѐ

Урок-концерт

прошлому и настоящему, готовность служить своей
стране.
2

Сказано русским языком

4

-формирование овладением культурой речи: практическое

Урок-исследование по теме «Для чего

освоение норм современного русского литературного

нужны суффиксы»

языка (в рамках изученного);

Урок -«Что? Где? Когда?» по теме «Зачем в

-развитие ответственного и осознанного отношения к

русском языке такие разные предлоги?»

использованию русского языка во всех сферах жизни.
-формирование представления: о некоторых нормах
произношения и правописания.
-воспитание культуры общения (воспринимать звучащую
речь, понимать адекватно ее содержание).
-побуждение обучающихся соблюдать нормы русского
языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих

норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала).

3

Секреты речи и текста

5

-формирование четырѐх видов речевой деятельности в их
взаимосвязи
-развитие коммуникативных навыков младших
школьников (умениями определять цели общения,
адекватно участвовать в речевом общении);

Раздел IV

Тематическое планирование
3 класс

Наименование темы

1

Русский язык. Прошлое и
настоящее.

Кол -во

Основные направления

Модуль воспитательной программы

часов

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

8

-формирование представлений о русском языке как

Друга ищи, а найдѐшь береги: Диспут на тему

родном языке русского народа, являющемся основой

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».

его культурного и нравственного самоопределения;

Доброе братство милее богатства

-формирование ответственного отношения к русскому
родному языку и желания сохранять и преумножать

Урок-исследование «Всякое дело человеком

его богатство;

ставится, человеком и славится»

-побуждение к пониманию слов, связанных с

Урок-концерт по теме «Фома музыку разумеет,

особенностями мировосприятия и обозначающих

а Ерѐма плясать умеет»

отношения между людьми;

Конкурс творческих работ: «Растенье-земли

-формирование знаний о происхождении названий

украшенье»

старинных русских городов;

Подготовка к проектной работе «Откуда в

-воспитание понимания русских пословиц и поговорок, русском языке эта фамилия» или «История
крылатых слов и выражений, связанных с названными
группами слов; умение использовать их в
повседневной речи;
-побуждение к пониманию значений русских
традиционных сказочных образов, эпитетов и

моего имени и фамилии»

сравнений; умение находить их в произведениях
фольклора и художественной литературы;
2

Сказано русским
языком

12

-воспитание умения сравнивать пословицы и

Урок-исследование по теме «Из малого

поговорки разных народов с целью выявления общего

выходит великое»

и различного в их мировосприятии;

Урок–викторина по теме «Одному страшно, а

-формирование представлений об орфоэпических

двоим нет»

нормах;

Ни убавить, ни прибавить: Написание рассказа

-формирование представлений об особенностях

по картине.

русского речевого этикета;
-формирование знаний об особенностях суффиксов в
русском языке: выражение при их помощи различных
оттенков значения и оценки;
-формирование знаний о именах существительных,
изменяющихся и не изменяющихся по числам;
-побуждение практического овладения нормами
употребления имѐн существительных с предлогами;
3

Секреты речи и

формирование умений создавать тексты-повествования Красную речь красно и слушать. Большая ты,

текста

(о путешествии, о народных ремѐслах);

Россия, и вширь и в глубину

-формирование умений редактировать тексты с целью

Сочинение-повествование об экскурсии в

исправления ошибок;

другой город.

-воспитывать умение находить языковые особенности

Подготовка к проектной работе о городе

в фольклорных текстах и текстах художественной

Золотого кольца России.

литературы;

Не дом хозяина красит, а хозяин дом

-побуждать потребность в использовании словарей:

Сочинение-рассуждение на тему «В каком доме

толковых, орфографических и орфоэпических.

мне хотелось бы жить».
На ошибках учатся. Редактирование
собственного текста на одну из предложенных
тем.
Русский в словах горд, в делах твѐрд
Устный рассказ о работе народного умельца.
Языком можно кружево плести.

Раздел IV
Тематическое планирование
4 класс
Наименование темы

Кол -во

Основные направления

Модуль воспитательной программы

часов

воспитательной деятельности

«Школьный урок»

Русский язык. Прошлое и

8

Воспитание любви к русскому языку и привитие интереса
к его познанию.

настоящее.

Урок-игра по теме «Земля согревается
солнышком, а человек – добротой.»

Побуждение обучающихся к высказыванию через развитие
коммуникативных навыков

Урок-исследование «Пословица – всем делам

Воспитание активного интереса и любви к России, еѐ

помощница»

прошлому и настоящему, готовность служить своей
стране.

Урок-викторина по теме «Сто лет думай, а лучше
не придумаешь.»
Урок-концерт по теме «Заиграйте мои гусли»

Язык в действии.

12

Формирование представления: о некоторых нормах

Урок-исследование по теме «Трудные случаи

произношения и правописания.

образования глагольных форм»

Воспитание культуры общения (воспринимать звучащую
речь, понимать адекватно ее содержание).

Урок -«Что? Где? Когда?» по теме «Пересказываем

Побуждение обучающихся соблюдать нормы русского

текст. Редактируем написанное.»

языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих
норм в речи собеседников (в объеме представленного в
учебнике материала).

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Родной (русский) язык на учебный год: 2022/2023
2 класс
№

Тема урока

урока

Кол-во

Дата по

Дата по

часов

плану

факту

Введение – 3 ч
I четверть
1

Наш родной русский язык.

1

08.09

2

Первые книги. Книгопечатание.

1

15.09

3

Русь Великая. Гимн России и Бурятии.

1

22.0

Русский язык: прошлое и настоящее – 6 ч
4

Что к лицу, то и красит

1

29.09

5

Во всякой избушке свои игрушки. Бурятские

1

06.10

игрушки и игры.
6

Береженая посуда два века стоит

1

13.10

7

Не ленись с плужком – будешь с пирожком

1

20.10

II четверть
8

Хлеб ржаной – отец родной

1

27.10

9

Что есть в печи, всѐ на стол мечи. Бурятские

1

10.11

национальные блюда.
Сказано русским языком –4 ч
10

По речи узнают человека. Диалекты народов

1

17.11

Бурятии.
11

Ударение – душа слова

1

24.11

12

Знаешь слово – знаешь дорогу

1

01.12

13

Слово к слову тянется

1

08.12

Секреты речи и текста – 5 ч
14

Приветливое слово гнев побеждает

1

15.12

15

Говори так, чтобы тебя услышали

1

22.12

16

Текст. Предложение. Связь предложений в

1

29.12

тексте.

Календарно-тематическое планирование
по предмету «Родной (русский) язык» на учебный год: 2022/2023

3 класс
№

Тема урока

урока

Кол-во

Дата по

Дата по

часов

плану

факту

Раздел 1 – Введение – 1 ч
1

Русскийязык как отражение русскойкультуры

1

05.09

Русскийязык:прошлоеинастоящее – 6 ч
2

Правда светлее

3

Всякое дело

солнца и дороже золота

1

12.09

1

19.09

1

26.09

человекомставится,человекомиславится
4

Извечно песня русскаязвучаланавсе раскаты
и навселады.
Гимн России и Бурятии

5

У природы нет плохойпогоды

1

03.10

6

Некрасна сказка письмом,краснавымыслом

1

10.10

7

Коротко даясно, оттогоипрекрасно.

1

17.10

Проверочная работа по разделу «Прошлое и
настоящее»
Сказано русским языком – 4 ч
8

Хорошемуговорку всегдарады

1

24.10

9

Из малого рождаетсявеликое

1

07.11

10

Одному страшно, а двоим нет

1

14.11

11

Ни убавить,ниприбавить

1

21.11

Проверочная работа по разделу «Сказано
русским языком»
Секретыречиитекста – 6 ч
12

Красную речь красно и слушать

1

28.11

13

Большаяты, Россия,ивширь ивглубину. Моя

1

05.12

малая Родина-Бурятия
14

Не дом хозяинакрасит,ахозяиндом

1

15

На ошибках учатся.

1

12.12

16

Русский всловахгорд,вделахтвѐрд

1

19.12

17

Языкомможно кружевоплести.

1

26.12

Итоговая контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Родной (русский) язык на учебный год: 2022/2023
4 класс

№
урока

Тема урока

Кол-во

Дата по

Дата по

часов

плану

факту

Введение - 1 ч
1.

Великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык

1

07.09

Русский язык: прошлое и настоящее - 7 ч
2
3

Дерево держится корнями, а человек – семьей
Земля согревается солнышком, а человек –
добротой.

1

14.09

1

21.09

4

Мир освещается солнцем, а человек учебой

1

28.09

5

Пословица – всем делам помощница

1

05.10

6

Сто лет думай, а лучше не придумаешь.

1

12.10

1

19.10

1

26.10

7

8

Лексика, заимствованная русским языком из
языков народов России и мира.
Проверочная работа по разделу «Русский
язык: прошлое и настоящее»

Сказано русским языком - 4 ч
9
10
11
12

Как правильно произносить слова.
Трудные случаи образования глагольных
форм
Знаки препинания.
Проверочная работа по разделу «Сказано
русским языком»

1

09.11

1

16.11

1

23.11

1

30.11

Секреты речи и текста - 4 ч
13

Учимся строить диалог

1

07.12

14

Типы заголовков. Составляем план текста.

1

14.12

1

21.12

1

28.12

15

16

Пересказываем текст. Редактируем
написанное.
Повторение – мать учения. Итоговая
контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».