Элективный курс по обществознанию 11 класс

1. Пояснительная записка
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу
вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена на
основе спецификации контрольных измерительных материалов для
проведения единого государственного экзамена по обществознанию. Курс
является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам
овладеть
ключевыми
познавательными
и
информационнокоммуникативными компетенциями, средствами контрольно-измерительных
материалов ЕГЭ по обществознанию. Ученики смогут осмыслить стратегию
собственных действий при операциях с понятиями, работе с диаграммами и
статистической информацией, текстами различного вида, проблемнопознавательными заданиями, достигнут определенной свободы в выборе эссе.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии,
политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных
сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической,
политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный
минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной)
школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным
образовательным стандартом.
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 11 класса МАОУ
«МОШ №24 г.Улан-Удэ» и реализуется на основе следующих документов:
- на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений по
обществознанию. «Обществознание» Л.Н.Боголюбов и др. 10-11 классы.- М.:
Просвещение, 2019г.;
- демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2023 года по обществознанию;
- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки
выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2023 году
единого государственного экзамена по обществознанию;
Программа по обществознанию предназначена для обучающихся 11
класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Срок реализации программы: 2022-2023 уч.год.
Цель – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме
аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности
содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными
являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренировочные
материалы и др.
Задачи курса:
- повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков
решения тестовых заданий;
- знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных
материалов по предмету
формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию.

1. Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать













биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся
системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной
системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность
социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания

Уметь
 характеризовать с научных позиций основные социальные объекты
(факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни
общества как целостной системы
 анализировать актуальную информацию о социальных объектах,
выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между
существенными чертами и признаками изученных социальных явлений
и обществоведческими терминами, и понятиями
 объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и
функциональные) изученных социальных объектов (включая
взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и
культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы,
социальных качеств человека)
 раскрывать на примерах изученные теоретические положения и
понятия социально-экономических и гуманитарных наук
 осуществлять поиск социальной информации, представленной в
различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,
аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных
текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.)
знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней
факты и мнения, аргументы и выводы
 сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
устанавливать соответствия между существенными чертами и
признаками социальных явлений и обществоведческими терминами,







понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в
социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность,
группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
применять социально-экономические и гуманитарные знания в
процессе решения познавательных задач по актуальным социальным
проблемам

Использовать приобретенные знания и умения .
 самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для
принятия собственных решений; критического восприятия информации,
получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
 оценки общественных изменений с точки зрения демократических и
гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции
Российской Федерации
 решения практических проблем, возникающих в социальной
деятельности
 ориентировки в актуальных общественных событиях, определения
личной гражданской позиции
 предвидения возможных последствий определенных социальных
действий
 ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего
изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального
образования
 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения
морали и права

2. Содержание программы
Введение (1 ч.) Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном
году

Организация и методика подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Требования к ЕГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по
обществознанию Федерального института педагогических измерений 2023.
Кодификатор и спецификация ЕГЭ по обществознанию – 2023.
Тема 1. Правовая сфера общества (8 ч.)
Право, система права. Источники права. Понятие права. Нормы права.
Отрасли права. Основные понятия и нормы государственного,
административного, гражданского, трудового и уголовного права в
Российской Федерации.
Права человека. Правовые основы семьи и брака. Правовой статус
ребенка. Международная защита прав человека в условиях мирного и
военного времени
Конституция РФ.
Основы конституционного строя Российской
Федерации.
Структура высшей государственной власти в РФ. Федерация и ее субъекты.
Правоохранительные органы. Местное самоуправление.
Международное право и международные организации. Защита прав
человека.
Тема 2. Общество (2 ч.)
Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и
природа. Общество и культура. Сферы жизни общества, их взаимосвязь.
Общественные отношения. Социальные институты.
Ступени развития общества. Типология обществ. Социальные
изменения. Прогресс и регресс. Глобальные проблемы человечества.
Современный этап НТР.
Тема 3. Человек (2 ч.)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции.
Сущность человеческого бытия. Потребности и способности человека.
Степени развития способностей.
Многообразие видов деятельности человека. Общение, Труд, Игра,
Учение, Творчество.
Человек в системе социальных связей. Индивид, индивидуальность,
личность. Социализация индивида. Социальная роль. Социальный статус
человека. Свобода и ответственность личности.
Тема 4. Духовная сфера общества (2 ч.)
Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. Культура
народная, элитарная, массовая. Основные направления искусства. СМИ.
Наука и образование. Мораль. Религия. Особенности современной
науки. Роль науки в условиях НТР. Образование и самообразование.
Основные ценности и нормы морали. Религия, ее роль в жизни общества.
Мировые религии.
Тема 5. Познание (2 ч.)

Познание мира. Формы познания. Виды и уровни познания. Истина и её
критерии. Истина абсолютная и относительная. Проблема познаваемости
мира в философии.
Многообразие форм человеческого знания. Самопознание. Научное
познание. Социальное познание. Науки о человеке и обществе.
Тема 6. Экономическая сфера общества (4 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Роль экономики в жизни общества.
Факторы производства: земля, труд, капитал, предпринимательство. Издержки
производства.
Экономические системы: традиционная, плановая, рыночная.
Многообразие рынков. Собственность и её формы. Национализация и
приватизация собственности. Конкуренция. Спрос и предложение.
Многообразие рынков.
Рыночные отношения. Роль государства в экономике. Экономический
рост. Государственный бюджет. Ценные бумаги. Деньги, их функции. Налоги,
их виды и функции. Рынок труда и безработица. Инфляция.
Тема 7. Социальная сфера общества (3 ч.)
Социальная система. Социальные отношения. Социальные группы
(касты, сословия, классы). Социальные роли. Социальная дифференциация.
Социальные нормы и социальная ответственность. Отклоняющееся поведение
личности. Социальный контроль. Социальное государство. Социальная
политика государства.
Семья и брак как социальные институты. Психологический климат
семьи.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм.
Компромисс. Толерантность. Межнациональные отношения. Национализм.
Тема 8. Политическая сфера общества (4 ч.)
Политическая система. Структура политической системы; функции
политической системы.
Признаки, функции и формы государства. Формы государства.
Политическая идеология. Гражданское общество и правовое государство.
Признаки правового государства.
Политический плюрализм. Многопартийность. Партийная система РФ.
Структура политической власти в РФ. Государственный аппарат.
Избирательные системы. Выборы, референдум. Человек в политической
жизни.
Тема 9. Решение заданий различных типов (1ч.)
Основные типы заданий. Специфика заданий на сравнение, на
классификацию. Задания на распределение позиций по группам и на

установление соответствия. Задания на соотнесение понятий и определений;
на конкретизацию. Решение задач с выбором ответа.
Тема 10. Решение заданий части 2.

(2 ч.)

Задания 17-20. Характер заданий к тексту документа. Умение выделять
главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос.
Задание 21 анализ рисунка (графического изображения)
Задание 22. – задача, требует анализа представленной информации, в м числе
статистической и графической, объяснения связи социальных объектов,
процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных,
прогностических и иных суждений.
Задание-задача 23 – проверяет знание и понимание ценностей, закрепленных
Конституцией РФ
Задание 24. – требует составления плана развернутого ответа по теме
обществоведческого курса.
Задание 25 – конкретизирует отдельные аспекты заданной темы, в том числе
применительно к реалиям современного российского общества.
Итоговое тестирование (1 ч.).

Решение КИМов.

3. Тематическое планирование.
№
п/п

1.

2.
3.

4.
5.

6
7

Наименование тем курса

Виды
познавательной

деятельности
Введение.
Особенности
ЕГЭ
по Лекция с элементами беседы
обществознанию в данном учебном году
Тема 1. Общество
Обществосложная,
динамично Лекция с элементами беседы
развивающиеся система.
Ступени развития общества.
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

Колво
часов
1
2
1
1

Тема 2. Человек
Человек как результат биологической и Лекция с элементами беседы.
социокультурной эволюции

2
1

Многообразие
видов
деятельности Лекция с элементами беседы,
человека.
практическая работа
Человек в системе социальных связей.
Тема 3. Духовная сфера.
Формы и разновидности культуры. Лекция с элементами беседы,
Искусство, его виды.
практическая работа
Наука и образование. Мораль. Религия.
Лекция с элементами беседы,

1

2
1
1

практическая работа
8
9

10
11
12
13

Тема 4. Познание
Познание мира.
Многообразие
знания.

форм

Лекция с элементами бесед
практическая работа
человеческого Лекция с элементами беседы,

2
1
1

практическая работа

Тема 5. Экономическая сфера.
Экономика:
наука
и
хозяйство. Лекция с элементами беседы,
Экономические системы
практическая работа
Многообразие рынков.
Лекция с элементами беседы,
Рыночные отношения.
практическая работа
Инфляция. Банки.
Лекция с элементами беседы,
Экономические функции государства.
практическая работа
Налоговая система.
Лекция с элементами беседы,

4
1
1
1
1

практическая работа
14

Тема 6. Социальная сфера.
Социальная система.

15

Семья и брак как социальные институты.

Лекция с элементами беседы,

3
1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,
практическая работа

1

16

17

Социальный
разрешения.

конфликт

и

пути

его Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа

Тема 7. Политическая сфера.
Политическая система.

Лекция с элементами беседы,

4
1

практическая работа
18

Признаки,
государства.

функции

и

формы Лекция с элементами беседы,

19

Политический плюрализм.

20

Структура политической власти в РФ.

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
21.

22

23

24

25

26

27
28

29
30
3134

Тема 8. Право.
Система
российского
права. Лекция с элементами беседы,
Законотворческий процесс. Понятие и
практическая работа
виды юридической ответственности
Конституция РФ. Основы конституционного Лекция с элементами беседы,
строя РФ. Субъекты гражданского права
практическая работа

8
1

Организационно-правовые
формы
и
правовой режим предпринимательской
деятельности.
Имущественные
и
неимущественные права
Порядок приема на работу. Порядок
заключения и расторжение трудового
договора. Семейное право
Особенности
административной
юрисдикции. Право на благоприятную
окружающую среду и способы ее защиты.
Споры и порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса.
Особенности уголовного процесса.
Гражданство РФ. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба

1

Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа
Лекция с элементами беседы,

1

практическая работа

Права и обязанности налогоплательщика. Лекция с элементами беседы,
Правоохранительные органы. Судебная
практическая работа
система
Тема 9. Решение заданий различных Тестирование в формате ЕГЭ
типов.
Тема 10. Решение заданий части 2.
тренинг
Итоговое тестирование.
Тестирование в формате ЕГЭ

1

Итого:

34

1
2
1

№
п/п

Раздел

Кол-во
часов

Наименование тем курса
1. Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в
данном учебном году
Тема 1. Общество.
2. Общество - сложная, динамично развивающиеся

Сроки
план

1

05.09

2
1

12.09

1

19.09

8
1

26.09

1

06.10

1

13.10

1

20.10

1

27.10

1

10.11

1

17.11

1

24.11

2
1

01.12

1

08.12

2
1

15.12

система.
3.

Ступени развития общества.

Тема 2. Право
4 Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.
Субъекты гражданского права
5
Организационно-правовые формы и правовой
режим предпринимательской деятельности.
Имущественные и неимущественные права
6
Порядок приема на работу. Порядок заключения и
расторжение трудового договора. Семейное право
7
Особенности административной юрисдикции.
Право на благоприятную окружающую среду и
способы ее защиты.
8
Споры и порядок их рассмотрения. Основные
правила и принципы гражданского процесса.
Особенности уголовного процесса.
9
Гражданство РФ. Воинская обязанность,
альтернативная гражданская служба
10 Права и обязанности налогоплательщика.
Правоохранительные органы. Судебная система
11 Система российского права. Законотворческий
процесс. Понятие и виды юридической
ответственности
Тема 3 Человек
12 Человек как результат биологической и
социокультурной эволюции
13 Многообразие видов деятельности человека.
Человек в системе социальных связей.
Тема 4. Духовная сфера.
14 Формы и разновидности культуры. Искусство, его
виды.
15 Наука и образование. Мораль. Религия.
Тема 5. Познание.
16 Познание мира.
17 Многообразие форм человеческого знания.
Тема 6. Экономическая сфера.

1
2
1
1
4

22.12
29.12
12.01

факт

18 Экономика: наука и хозяйство. Экономические
системы

1

19.01

19 Многообразие рынков. Рыночные отношения.
20 Инфляция. Банки. Экономические функции
государства. Налоговая система.
21 Государственный бюджет и государственный
долг.
Тема 7. Социальная сфера.

1
1

26.01
02.02

1

09.02

22 Социальная система.
23 Семья и брак как социальные институты.
24 Социальный конфликт и пути его разрешения.
Тема 8. Политическая сфера.

1
1
1
4

16.02
01.03
15.03

25 Политическая система.

1

22.03

Признаки, функции и формы государства.
Политический плюрализм.
Структура политической власти в РФ.
Тема 9.
Решение заданий различных типов.
30. Тема 10.
Решение заданий части 2.
31 Решение заданий части 2.
32- Итоговое тестирование.
34
Итого:

1
1
1
1

06.04
13.04
20.04
27.04

1

04.05

1
1

11.05
18.05

26
27
28
29

3

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».