Положение о библиотеке

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г.Улан-Удэ
(МАОУ «СОШ№24» г.Улан-Удэ)

СОГЛАСОВАНО
от 04.09.2020 №1
Протокол заседания совета обучающихся
СОГЛАСОВАНО
от 03.09.2020 №2
Протокол заседания совета родителей

Утверждаю

Директор

А.Ш.Цырендылыков

Приказ №44 от 04.09.2020 г.

СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
от 30.08.2020 №1

Положение о библиотеке
1. Общие положения
1.1. Данное Положение о школьной библиотеке образовательной
организации разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ
от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1
августа 2020 года и ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» в
редакции от 1 мая 2019 г., с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г.
№ 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в редакции от
01.12.2019 г., а также Устава общеобразовательной организации и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих
деятельность общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в МАОУ «СОШ№24»
г.Улан-Удэ, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и
обязанности пользователей и работников библиотеки общеобразовательной
организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции
библиотеки общеобразовательной организации, которая способствует

формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы и
определяет уровень требований к библиотеке как к структурному
подразделению общеобразовательной организации.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением
образовательной организации, участвующим в учебно-воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательной
деятельности на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и
справочными
документами
учитывается
при
лицензировании
образовательной организации.
1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об
образовании в Российской Федерации» школьная библиотека доступна и
бесплатна для читателей, обучающихся, учителей и других работников
общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы родителей
на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся
возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения Федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для
осознанного выбора и последующего освоения профессиональных
образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия,
уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о
школьной библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов
Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления
образованием и Уставом общеобразовательной организации.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из
признаков, предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от
25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности» (с изменениями 2 декабря 2019 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к
осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или
оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, в том
числе труды руководителей национал - социалистической рабочей партии
Германии, фашистской партии Италии, публикаций, обосновывающих или
оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений,
направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической,
социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального
закона № 114-ФЗ относятся:





официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии
с международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;
любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального
закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом

исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность
и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования
учащихся и педагогов общеобразовательной организации.
3.2.
Обеспечение участникам образовательной деятельности
—
обучающимся, педагогам, родителям (законным представителям) учащихся
— доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям
посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях:




бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (DVD -диски);
коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя: обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение поиску, отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационной деятельности, формирование комфортной
библиотечной среды.

3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2.
Формирует
фонд
библиотечно-информационных
общеобразовательной организации:





ресурсов

комплектует универсальный фонд учебными, художественными,
научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации,
учитывая Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:






организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных по
профилю общеобразовательной организации;
разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
обеспечивает информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное
обслуживание обучающихся:




библиотечно-информационное

обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на
основе изучения их интересов и информационных потребностей;









создает условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;
организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное
обслуживание педагогических работников:






библиотечно-информационное

выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы,
связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
создает банк педагогической информации как основы единой
информационной
службы
общеобразовательной
организации,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам,
разделам и темам;
способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:




удовлетворяет запросы пользователей и информирует о
поступлениях в библиотеку;
консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.

новых

4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных
вечеров, викторин и др.).

4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения)
с
целью
формирования
оптимального
состава
библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности
библиотечного
фонда,
согласно
которому
хранение
учебников
осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по
общеобразовательной организации.

сохранности

библиотечного

фонда

5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
учебным
и
воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств
на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой
снижения нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из
бюджета. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру
расходуются на улучшение материально-технической базы библиотеки,
подписку профессиональных изданий, комплектование фонда документов.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в
соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет

директор школы
организации.

в

соответствии

с

Уставом

общеобразовательной

5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в
соответствии с правилами внутреннего распорядка общеобразовательной
организации.
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:




двух
часов
рабочего
времени
ежедневно
на
выполнение
внутрибиблиотечной работы;
одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится;
не менее одного раза в месяц — методического дня.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и
технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор
несет ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую
очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание
комфортной информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой
(Библиотекарь), который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед директором школы, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты
деятельности
библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и Уставом общеобразовательной организации.
6.3. Библиотекарь
назначается директором общеобразовательной
организации, является членом педагогического коллектива и входит в состав
педагогического совета школы.
6.4. Библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты
ее деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые
обсуждаются на Педагогическом совете и утверждаются директором.
Годовой план работы библиотеки является частью общего годового плана
общеобразовательной организации.

6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие
необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и (или)
квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего
дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы. Один раз в
месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки
к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими
нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности
работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и общеобразовательной
организации регулируются трудовым договором, условия которого не
должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным
Правительством
Российской
Федерации,
должен
удовлетворять
требованиям
соответствующих
квалификационных
характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее
Положение, правила и требования охраны труда и пожарной безопасности в
помещении библиотеки и в общеобразовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1. Библиотекарь имеет право:






самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в
настоящем Положении и Уставе образовательной организации;
проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной
культуры;
определять источники комплектования информационных ресурсов;














изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
взыскивать в соответствии с действующим законодательством
компенсацию ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за
несовершеннолетних пользователей ответственность несут законные
представители;
вносить предложения директору школы по совершенствованию оплаты
труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников
библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей
работников
библиотеки;
по
компенсационным
мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере).
участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих
нормативных актах Правительства РФ.
быть представленными к различным формам поощрения, наградам и
знакам отличия, предусмотренным для работников образования и
культуры;
участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Библиотекарь обязан:








обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки;
информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой
услуг;
формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными
перечнями
учебных
изданий,
образовательными
программами
общеобразовательной организации, интересами, потребностями и
запросами всех категорий пользователей;
совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;




обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями
пользователей и работой школы;
вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:






за
соблюдение
трудовых
отношений,
регламентируемых
законодательством о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка
в школе, трудовым договором.
за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:











получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы
услугах;
пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
продлевать срок пользования документами и литературой;
участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:






соблюдать правила пользования библиотекой;
бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
пользоваться ценными и справочными документами и литературой только
в помещении библиотеки школы;









убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение: обучающиеся 1- 4 классов);
возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными, либо компенсировать ущерб в размере, установленном
правилами пользования библиотекой;
полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в общеобразовательной организации.
9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных
представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право
является читательский формуляр.

пользования

библиотекой,

9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю
документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в
библиотеке производится в присутствии педагога – библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух
человек одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь
может обращаться к педагогу – библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим
оплату и к ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской
литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки
производится
согласно
утвержденным
санитарно-гигиеническим
требованиям, а также правилам охраны труда и пожарной безопасности.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Совете школы и утверждается (либо
вводится в действие) приказом директора общеобразовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации
принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к
Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1. настоящего
Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».