Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №24» г.Улан-Удэ (МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ») Утверждаю СОГЛАСОВАНО Протокол Педагогического совета от 30.08.2020 №1 Директор А.Ш.Цырендылыков Приказ №44 от 04.09.2020 г. Положение о службе психологического сопровождения в МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ» в рамках реализации ФГОС 1. Общие положения. 1.1. В своей деятельности психологическая служба МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ» руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 августа 2020 года, ФГОС НОО, ООО, ССО, уставом образовательного учреждения, другими нормативными локальными актами, настоящим Положением. 1.2. Психологическая служба призвана содействовать развитию личности обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации. 1.3. Работа психологической службы включает в себя помощь детям (в возрасте от 6,5 до 18 лет), всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса. 1.4. Основанием для начала занятий с ребенком является заключение психологов, педагогов, медицинских работников, обращения родителей (лиц, их заменяющих) и самих обучающихся. 1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами и другими работниками школы, связанных с обеспечением развития, воспитания, образования, социализации и здоровья детей. Взаимодействие со специалистами осуществляется на основе принципов сотрудничества и взаимодополняемости. 1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства, инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании детей. 1.7. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних не допускается. 1.8. Деятельность психологической службы в системе образования обеспечивается специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию «практический психолог» (диплом установленного Гособразованием стандарта). 2. Цель создания психологической службы. 2.1. Цель психологического сопровождения обусловлена государственным заказом на результаты учебно-воспитательной работы в учреждении образования в условиях внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО и потребностями всех субъектов учебновоспитательного процесса. Потребности личности в процессе психологического сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе полученных данных уточняются цель и задачи психологического сопровождения. 2.2. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию обучающихся/воспитанников на всех возрастных этапах, создание условий для успешного обучения и адаптации детей среди сверстников. 2.3. Сохранение психологического благополучия детей в процессе воспитания и обучения, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. 2.4. Оказание помощи детям в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. 2.5. Содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся/воспитанников, формирование у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 2.6. Основные задачи работы психологической службы. - Психологическое сопровождение всех участников образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС. - Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию, саморазвитию, самоопределению. - Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе психологического изучения детей с учетом их физиологического развития. - Оказание психологической помощи в преодолении трудностей учебной деятельности, межличностных отношений, в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья. - Содействие повышению психологической компетентности, культуры педагогов, родителей и обучающихся. - Создание условий различных видов деятельности с учетом индивидуальных особенностей обучающихся/воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ в соответствии с заключением ТПМПК. - Содействие в профессиональной ориентации обучающихся. - Оказание психолого-педагогической поддержки талантливым детям, с высокой мотивацией к обучению, участникам олимпиадного движения. 3. Содержание работы психологической службы. 3.1. Изучение психологических особенностей детей. 3.2. Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении детей, оказание им психологической поддержки. 3.3. Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими, специалистами социально-психологических служб различного уровня в оказании помощи обучающимся и воспитанникам. 3.4. Проведение психологических диагностик различного профиля и предназначения. 3.5. Составление психолого-педагогических заключений по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития детей. 3.6. Определение факторов, препятствующих развитию личности детей, принятие мер по оказанию различного вида психологической помощи. 3.7. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей личности обучающихся/воспитанников. 3.8. Осуществление психологической поддержки талантливых детей, обучающихся имеющих высокую мотивацию к обучению, участников олимпиадного движения, содействие их поиску и развитию. 3.9. Формирование психологической культуры детей, педагогических работников и родителей или лиц, их заменяющих. 3.10. Ведение документации по установленной форме и использование ее по назначению. 3.10.1. Обязательными являются следующие документы: - Перспективный план работы психолога на год, утверждённый директором; - Отчет о проделанной работе за учебный год; - График работы на неделю; - Журнал консультаций; - Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий. - .Другие документы: - Журнал учета рабочего времени; - Циклограмма рабочего времени; - Программы коррекционно-развивающих, профилактических, консультативных курсов; - Протоколы, аналитические справки и заключения по результатам проведенной диагностики (групповой и индивидуальной). 4. Организация работы психологической службы. 4.1. Психологическая служба формируется из педагогов-психологов, которые осуществляют психологическое сопровождение детей, вверенных им параллелей на протяжении всего обучения и воспитания, а также педагогов и родителей данных обучающихся/воспитанников. 4.2. Вся работа службы в условиях реализации ФГОС осуществляется по следующим направлениям: диагностическое; профилактическое; развивающее и коррекционное; консультативное и просветительское; профориентационное 4.3. Диагностическое направление В данном направлении служба ориентируется на углубленное изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, выявление индивидуальных особенностей. Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной форме. Специалисты психологической службы осуществляют мониторинг универсальных учебных действий (УУД). -проведение диагностического обследования детей с целью определения хода их психологического развития; -изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания; -помощь в профессиональном и личностном самоопределении. 4.4. Профилактическое направление Профилактическая работа с обучающимися/воспитанниками с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей. Проведение тренингов с детьми по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу. Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации. 4.5. Развивающее и коррекционное направление Данное направление предполагает: активное воздействие всех специалистов психологической службы на процесс формирования личности и индивидуальности ребенка. развитие и формирование у обучающихся/воспитанников универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных; Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер. 4.6. Консультативное и просветительское направление Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами психологической службы со всеми категориями образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения. При этом специалисты психологической службы школы осуществляют: -проведение индивидуального и группового консультирования обучающихся по проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам; -обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития; -оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания; -проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам разработки и реализации программ обучения и воспитания; -консультирование администрации школы по проблемам обучения детей, планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и возрастных особенностей детей; -консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка. 4.7. Профориентационное направление Большое внимание при сопровождении обучающихся к социальнопрофессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение групповых занятий по профориентации обучающихся (тренинги, деловые игры, профессиональные пробы). Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие занятия. 5. Права и обязанности работника психологической службы. 5.1. Работник психологической службы обязан: 5.1.1. Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими деятельность службы. 5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. 5.1.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. 5.1.3. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его полноценного развития. 5.1.4. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб ребенку или его окружающим. 5.1.5. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полно-ценного психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем. 5.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом учреждения. 5.1.7. Выполнять распоряжения администрации учреждения образования, если эти распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний. 5.2. Работник психологической службы имеет право: 5.2.1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий учебно-воспитательного учреждения. 5.2.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ. 5.2.3. Знакомиться с документацией учебного учреждения. 5.2.4. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение. 5.2.5. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебном учреждении групповые и индивидуальные психологические исследования, и эксперименты для исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных журналах и пр. 5.2.6. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам, связанным с защитой интересов ребенка.