Положение о психологической службе

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24» г.Улан-Удэ
(МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ»)

Утверждаю
СОГЛАСОВАНО
Протокол Педагогического совета
от 30.08.2020 №1
Директор

А.Ш.Цырендылыков

Приказ №44 от 04.09.2020 г.

Положение о службе психологического сопровождения
в МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ»
в рамках реализации ФГОС
1. Общие положения.
1.1. В своей деятельности психологическая служба МАОУ «СОШ№24 г.Улан-Удэ»
руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Федеральным законом РФ № 273-ФЗ от
29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 1 августа 2020 года,
ФГОС НОО, ООО, ССО, уставом образовательного учреждения, другими нормативными
локальными актами, настоящим Положением.
1.2. Психологическая служба призвана содействовать развитию личности
обучающихся в процессе их обучения, воспитания и социализации.
1.3. Работа психологической службы включает в себя помощь детям (в возрасте от
6,5 до 18 лет), всем участникам и субъектам воспитательно-образовательного процесса.
1.4. Основанием для начала занятий с ребенком является заключение психологов,
педагогов, медицинских работников, обращения родителей (лиц, их заменяющих) и самих
обучающихся.
1.5. Деятельность Службы осуществляется во взаимодействии с администрацией,
педагогами и другими работниками школы, связанных с обеспечением развития,
воспитания, образования, социализации и здоровья детей. Взаимодействие со
специалистами
осуществляется
на
основе
принципов
сотрудничества
и
взаимодополняемости.
1.6. Психологическая служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с
родителями или лицами их заменяющими, с органами опеки и попечительства,
инспекцией по делам несовершеннолетних, представителями общественных организаций,
оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании детей.
1.7. Проведение любых видов работы без согласия родителей (законных
представителей) несовершеннолетних не допускается.
1.8. Деятельность психологической службы в системе образования обеспечивается
специалистами,
окончившими
высшее
учебное
заведение
по
специальности «психология» или прошедшими переподготовку и получившими
квалификацию «практический психолог» (диплом установленного Гособразованием
стандарта).
2. Цель создания психологической службы.
2.1. Цель психологического сопровождения обусловлена государственным заказом

на результаты учебно-воспитательной работы в учреждении образования в условиях
внедрения ФГОС НОО, ООО, СОО и потребностями всех субъектов учебновоспитательного процесса. Потребности личности в процессе психологического
сопровождения изучаются методами психолого-педагогической диагностики. На основе
полученных данных уточняются цель и задачи психологического сопровождения.
2.2. Содействие психическому, психофизическому и личностному развитию
обучающихся/воспитанников на всех возрастных этапах, создание условий для успешного
обучения и адаптации детей среди сверстников.
2.3. Сохранение психологического благополучия детей в процессе воспитания и
обучения, содействие охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка.
2.4. Оказание помощи детям в определении своих возможностей, исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
2.5.
Содействие
педагогическим
работникам,
родителям
(законным
представителям) в воспитании обучающихся/воспитанников, формирование у них
принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в
себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и
свобод другой личности.
2.6. Основные задачи работы психологической службы.
- Психологическое сопровождение всех участников образовательного и
воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС.
- Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей
на каждом возрастном этапе, формирование у них способности к самовоспитанию,
саморазвитию, самоопределению.
- Обеспечение индивидуального подхода к каждому ребёнку на основе
психологического изучения детей с учетом их физиологического развития.
- Оказание психологической помощи в преодолении трудностей учебной
деятельности, межличностных отношений, в определении своих возможностей, исходя из
способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействие повышению психологической компетентности, культуры педагогов,
родителей и обучающихся.
- Создание условий различных видов деятельности с учетом индивидуальных
особенностей обучающихся/воспитанников, в том числе для детей с ОВЗ в соответствии с
заключением ТПМПК.
- Содействие в профессиональной ориентации обучающихся.
- Оказание психолого-педагогической поддержки талантливым детям, с высокой
мотивацией к обучению, участникам олимпиадного движения.
3. Содержание работы психологической службы.
3.1. Изучение психологических особенностей детей.
3.2. Выявление трудностей и проблем, отклонений в поведении детей, оказание им
психологической поддержки.
3.3. Взаимодействие с учителями, родителями или лицами их заменяющими,
специалистами социально-психологических служб различного уровня в оказании помощи
обучающимся и воспитанникам.
3.4. Проведение психологических диагностик различного профиля и
предназначения.
3.5. Составление психолого-педагогических заключений по материалам
исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также
родителей или лиц их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития
детей.

3.6. Определение факторов, препятствующих развитию личности детей, принятие
мер по оказанию различного вида психологической помощи.
3.7. Участие в планировании и разработке развивающих и коррекционных
программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
личности обучающихся/воспитанников.
3.8. Осуществление психологической поддержки талантливых детей, обучающихся
имеющих высокую мотивацию к обучению, участников олимпиадного движения,
содействие их поиску и развитию.
3.9. Формирование психологической культуры детей, педагогических работников и
родителей или лиц, их заменяющих.
3.10. Ведение документации по установленной форме и использование ее по
назначению.
3.10.1. Обязательными являются следующие документы:
- Перспективный план работы психолога на год, утверждённый директором;
- Отчет о проделанной работе за учебный год;
- График работы на неделю;
- Журнал консультаций;
- Журнал учёта посещаемости коррекционно-развивающих занятий.
- .Другие документы:
- Журнал учета рабочего времени;
- Циклограмма рабочего времени;
- Программы коррекционно-развивающих,
профилактических,
консультативных курсов;
- Протоколы, аналитические справки и заключения по результатам проведенной
диагностики (групповой и индивидуальной).
4. Организация работы психологической службы.
4.1. Психологическая служба формируется из педагогов-психологов, которые
осуществляют психологическое сопровождение детей, вверенных им параллелей на
протяжении всего обучения и воспитания, а также педагогов и родителей данных
обучающихся/воспитанников.
4.2. Вся работа службы в условиях реализации ФГОС осуществляется по
следующим направлениям:
диагностическое;
профилактическое;
развивающее и коррекционное;
консультативное и просветительское;
профориентационное
4.3. Диагностическое направление
В данном направлении служба ориентируется на углубленное изучение ребенка на
протяжении всего периода обучения в образовательном учреждении, выявление
индивидуальных особенностей.
Диагностическая работа с детьми проводится в групповой и индивидуальной
форме. Специалисты психологической службы осуществляют мониторинг универсальных
учебных действий (УУД).
-проведение диагностического обследования детей с целью определения хода их
психологического развития;
-изучение особенностей детей и социальной ситуации их развития с целью
обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
-помощь в профессиональном и личностном самоопределении.
4.4. Профилактическое направление

Профилактическая
работа
с
обучающимися/воспитанниками
с
целью
формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального
здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных
компетентностей.
Проведение тренингов с детьми по развитию коммуникативных и регулятивных
компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой
аттестации.
4.5. Развивающее и коррекционное направление
Данное направление предполагает: активное воздействие всех специалистов
психологической службы на процесс формирования личности и индивидуальности
ребенка.
развитие и формирование у обучающихся/воспитанников универсальных учебных
действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных;
Планы и программы развивающей и коррекционной работы разрабатываются с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, определенных в ходе
диагностики, и носят строго индивидуальный, конкретный характер.
4.6. Консультативное и просветительское направление
Консультативное и просветительское направление осуществляется специалистами
психологической службы со всеми категориями образовательного процесса: учащимися,
родителями, педагогами и администрацией образовательного учреждения. При этом
специалисты психологической службы школы осуществляют:
-проведение индивидуального и группового консультирования обучающихся по
проблемам учения, развития, жизненного и профессионального самоопределения,
взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, и личным проблемам;
-обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия
и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для
успешного обучения и развития;
-оказание психологической помощи и поддержки детям, находящимся в состоянии
актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
-проведение индивидуальных и групповых консультаций с педагогами по вопросам
разработки и реализации программ обучения и воспитания;
-консультирование администрации школы по проблемам обучения детей,
планирования учебно-воспитательных мероприятий на основании психологических и
возрастных особенностей детей;
-консультирование и просвещение родителей по формированию ответственного
отношения родителей к проблемам обучения и развития ребенка.
4.7. Профориентационное направление
Большое внимание при сопровождении обучающихся к социальнопрофессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по
вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение
групповых занятий по профориентации обучающихся (тренинги, деловые игры,
профессиональные пробы).
Основными формами работы являются: беседы, индивидуальные и групповые
консультации, анкетирование, тестирование, наблюдение, коррекционно-развивающие
занятия.
5. Права и обязанности работника психологической службы.
5.1. Работник психологической службы обязан:
5.1.1. Руководствоваться соответствующими директивными и нормативными
документами РФ, настоящим Положением и другими документами, регламентирующими

деятельность службы.
5.1.2. Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей
профессиональной компетенции.
5.1.3. Знать новейшие достижения психологической науки, применять современные
научно обоснованные методы диагностики, развивающей, психокоррекционной,
психопрофилактической работы.
5.1.3. В решении всех вопросов исходить только из интересов ребенка, его
полноценного развития.
5.1.4. Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные
в результате диагностической или коррекционной работы, если ознакомление с ними
может нанести ущерб ребенку или его окружающим.
5.1.5. Оказывать необходимую помощь администрации и педагогическому
коллективу в решении основных проблем, связанных с обеспечением полно-ценного
психологического развития детей, индивидуального подхода к ребенку, оказывать
необходимую и возможную помощь детям в решении их индивидуальных проблем.
5.1.6. Работать в тесном контакте с администрацией и педагогическим коллективом
учреждения.
5.1.7. Выполнять распоряжения администрации учреждения образования, если эти
распоряжения не находятся в противоречии с психологической наукой, если их
выполнение обеспечено наличием у него соответствующих профессиональных знаний.
5.2. Работник психологической службы имеет право:
5.2.1. Определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий
учебно-воспитательного учреждения.
5.2.2. Формулировать конкретные задачи работы с детьми и взрослыми, выбирать
формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов
работ.
5.2.3. Знакомиться с документацией учебного учреждения.
5.2.4. Участвовать с правом совещательного голоса в работе различных органов и
комиссий, решающих судьбу детей. В случае несогласия с принятым решением
обратиться в вышестоящую инстанцию и довести свое мнение.
5.2.5. Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, оценке их эффективности, проводить в учебном учреждении
групповые и индивидуальные психологические исследования, и эксперименты для
исследовательских целей, выступать с обобщением опыта своей работы в научных и
научно-популярных журналах и пр.
5.2.6. Обращаться в центры психологической помощи и профориентации по
вопросам профессионального самоопределения школьников и другим вопросам,
связанным с защитой интересов ребенка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 25.04.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(3012) 337574

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».